Боюсь, что вместе с отпуском впечатления от партии в «Арборею» сотрутся, поэтому потихоньку начинаю записывать всё, что думаю об игре.
ПРАВИЛА
В игре вы восстанавливается экосистему пресловутой «Арбореи», будучи духами-покровителями этих земель.
В «Арборее» большое игровое поле, которое разделено на области, в каждой из которых живёт свой мудрец.
Игроки будут отправлять в странствие своих рабочих (молодых жителей, старейшин и старожилов), чтобы те в путешествии раздобыли нужные вам биомы, экосистемы, а может, даже существ.
Для этого у каждого участника есть планшет, поделённый на несколько частей: в самом низу планшета находятся готовые к путешествию миплы, а повыше — те, кому требуется тренировка для того, чтобы подготовиться к странствию.
Старейшины (большие миплы в игре) всегда готовы странствовать и полны сил (видимо, им ещё не стукнуло 35, ха-ха). Остальные же рабочие после путешествия занимают зону отдыха — им снова нужно потренироваться, чтобы стать «активными».
В свой ход игрок совершает несколько простых действий:
- Либо выставляет своего рабочего на любую дорожку в любой области, чтобы начать странствие, либо передвигает любую из дорожек. В случае второго варианта все фигурки, которые стояли на передвигаемых дорожках, могут спуститься к тропинкам рядом с этими дорожками. В этот момент можно потратить очки духа на особой шкале, чтобы выполнить любое из этих действий дополнительно (например, и поставить жителя, и подвинуть дорожку либо два раза поставить жителя).
- Вторым действием игрок может активировать 2 любых своих рабочих, которые спустились с дорожки на тропинку — настало время странствий! Здесь тоже можно потратить очки духа, чтобы дать попутешествовать не двоих своим жителям, а сразу троим! В этот момент миплы один за другим собирает все бонусы тропинки, где они остановились. И вот почти вся ваша игра крутится вокруг этого второго действия.
3.Следующим шагом игрок может, если хочет и в игре есть на это ресурсы, построить карту экосистемы и получить за неё бонусы.
4.И наконец участник последним шагом своего хода получает очки за непотраченные и заработанные в свой ход биомы, а также двигает каждую дорожку, где есть его рабочие (и все игроки, которые двигаются вместе с ним, могут решить, хотят ли они спустить своих рабочих к тропинкам). Здесь есть нюанс: если на дорожке у вас есть старожил, она двигается быстрее — сразу на 2 ячейки вперёд, что очень жирно:)
На самом деле, структура хода вот такая — и она довольно простая.
Дьявол кроется в деталях — отсюда у «Арбореи» не самый низкий рейтинг комплексности на bgg.
Я просто пробегусь по тому, что включают в себя бонусы троп и особые клетки дорог — и вы поймёте сами.
Во-первых, в игре есть треки сезонов. По ним можно двигаться, удачно вставая на ячейки дорожек в игре. Каждый трек скорит один какой-то показатель — например, количество у вас в экосистеме конкретных существо или наличие водных ареалов.
Трека в игре 4, максимальный множитель требования в игре — х6.
Следующие бонусы (троп) позволяют самое разное: преподнести дары мудрецам, чтобы потом получать от них благодарность в виде особых действий, «родить» существ в мире Арбореи и привлечь их в свою экосистему, подготовить новых рабочих на вашем планшете, получить биомы для дальнейшего получения с них очков или использования для постройки карты экосистемы и так далее.
Каждый раз, когда вы призываете существо в мир Арбореи, двигается счётчик партии, отмеряя близость её финала. В тот момент, когда жетон раундов будет на ячейке с солнцем, все игроки сделают ещё по 2 хода — и игра подойдёт к концу.
В финале партии игроки посчитают очки за позицию жетона на счётчике духа (если вы слишком часто пользовались дополнительными действиями и забывали пополнять энергию, вас ждёт штраф), добавят очки за скоринг по сезонам, а также очки за привлечённых в их экосистемы существ (у каждого из них свои предпочтения по ареалам, а у некоторых есть и другие требования). По итогу чаще всего очков становится в 2, даже в 3 раза больше от набранных в процессе партии.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Конечно, «Арборея» очень сильно в первую очередь приковывает внимание своим внешним видом: такое чувство для первого неопытного взгляда, что на поле пролили краски — розовую и зелёную. Но, начав играть и приглядевшись ко всей этой визуальной какофонии, через несколько десятков минут все иконки встают на свои места и в голове проясняется.
Вообще делёжку впечатлений об этой игре я хочу начать внезапно с истории с «Граникона». В апреле Леонсия брала короткие интервью у участников мероприятия, где одним из вопросов был «какая механика в играх незаслуженно забыта» — и я назвала тогда Bias, который люблю ещё со времён «Цолькина» и «Фотосинтеза». Это про автоматическое движение каких-то элементов на игровом поле — и вот «Арборея» как раз замечательный пример того, что эта механика пока ещё не совсем за задворках истории настолок, и поэтому вы наверняка не удивитесь, если я скажу, что игра мне очень даже понравилась.
Во-первых, хоть здесь и не нужно кормить рабочих:), в игре есть кризис. Он как раз заключается в том, что вам хорошо бы этих рабочих успевать обучать, чтобы было кого выставлять на дорожки — иначе придётся грустить без бонусов. Ну или успевать возвращать своих старейшин, чтобы заново их выставлять.
Вторая особенность игры — здесь много общих игровых элементов. «Рождённые» монстры — общие, их может привлечь любой участник, добытые биомы — общие, трать не хочу на восстановление экосистем. Даже дорожки у вас общие — и вам очень выгодно вставать на дорогу с кем-то, ведь часто это лишнее продвижение.
Из-за этого игра, несмотря на всю глубину комбинаций в своей зоне, ни разу не аутичная. Вам важно, куда поставит соперник нового жителя или какую дорожку он будет двигать, а ещё важнее — какие ресурсы (биомы) он добудет или потратит.
Что ещё интересно в игре? Что здесь огромное число комбинаций из-за сочетаний используемых троп и получения милости мудрецов — а ещё просто бешеная реиграбельность за счёт кучи разных жетонов бонусов и сезонов.
Ну и, конечно, здесь есть пространственная задачка, заключающаяся в построении своей экосистемы — здесь можно накладывать друг на друга карты, как в «Корпорации „Смартфон“» и игре «Кофе». Учитывая, что разным существам нравятся разные ареалы, нужно грамотно их расположить, а также учесть то, что некоторые существа получают очки за то, что находятся на одной линии с животными другого типа. В общем, тоже есть где подумать — хоть сначала и скоринг такой толпы существ, честно говоря, немного фрустрирует.
Что касается недостатков — мне не очень понравилась некоторая иконографика в игре, особенно это касается получения бонусов мудрецов: пока сильно не приглядишься, неясно, за какого мудреца получать плюшку (только потом понимаешь, что можно ориентироваться по положению мудрецов на карте, и это самый правильный путь, потому что красный и коричневый бонусы слабоотличимы).
Что касается числа игроков, то «Арборея» поддерживает состав до 5 участников. По ощущениям эта игра не на большой состав: да, наверное, вчетвером всё же будет хорошо, но долго (там могут закручиваться серьёзные комбинации, и хода можно будет ждать в таком случае крайне долго), втроём было отлично, а вот в плане состава вдвоём есть опасения, что будет меньше взаимодействий на двигающихся дорожках — а это интересная часть игры. В остальном же вряд ли что-то изменится — а время партии наверняка останется в районе 2 часов.
Ещё мне кажется, что эта игра склоняет к даунтайму, ведь здесь можно провернуть не одно комбо-вомбо, и это буквально кружит голову евроигроку и заставляет его рассматривать варианты этих комбинаций под микроскопом, пока другие ждут своего хода:) — но игра в принципе для тех, кому нравятся комбо и ходы с прицелом на будущий профит, поэтому она точно не для новичков: чтобы справиться с «Арбореей», не хватит даже начального игрового опыта.
В целом я крайне довольна глубиной игры и количеством и качеством возможных комбинаций, её центральной прекрасной механикой, а также изумительным продакшеном. Это тот случай, где дерево точно лучше пластика — и фигурки, и биомы выглядят просто потрясно, и я в данный момент точно оставляю игру в коллекции, чтобы, вероятно, опробовать при случае вдвоём.