Как город Гердауэн стал поселком Железнодорожным
Посёлок Железнодорожный в Калининградской области, как и сотни других поселков по всей России, начинается с площади. Сюда прибывают автобусы из Правдинска, местного райцентра, и Калининграда, областного центра. Находится он на самой южной окраине области по соседству с польской границей в 80 км. от Калининграда.
Разбитая площадь, она же по совместительству парковка и автовокзал, памятник Ленину-здесь присутствовал весь классический джентльменский набор любого другого, такого же депрессивного, поселка на карте России. Пожалуй единственное, что выделяло эту поселковую площадь на фоне остальных- это низенькие домики вокруг и средневековая брусчатка.
Все изменилось в 2019-м. Каким-то чудом оказавшись в этих краях, Железнодорожным заинтересовался губернатор. Узнав про его большое средневековое прошлое, он поставил местным чиновникам задачу- вернуть поселку тот открыточный вид, который сделал его в конце XIX века жемчужиной Восточной Пруссии. На тот момент задача казалась гротескной.
Началась ревитализация. Именно это слово было выбрано властями для тех грядущих изменений, которые начали происходить с поселком. В 2020-м начался ковид, но работы по благоустройству не прекратились, на удивление местным жителям. Запертые на самоизоляции калининградцы начали активно путешествовать по области, и увидели первые результаты ревитализации Железнодорожного. Очутилась в это время здесь и я, и просто очаровалась этим красивым местечком. С тех пор бываю тут регулярно, и не устаю бродить по его средневековым дворикам.
Но обо всем по порядку. Поселком Железнодорожным это место стало в 1947 г., именно тогда прусский город Гердауэн с 5-тысячным населением превратился в периферийный рабочий посёлок, утратив не только средневековое название, но и городской статус.
Вначале советские чиновники планировали назвать посёлок Комсомольском, именно это название фигурировало в советских документах. Но потом Комсомольском назвали другой посёлок, менее удаленный от Калининграда. А здесь с 1870 года главной транспортной артерией была железная дорога, поэтому решено было назвать посёлок Железнодорожным. Но вот только после перекройки государственных границ по окончании Второй Мировой войны 2/3 территории Восточной Пруссии отошли Польше, и крупный железнодорожный узел оказался не востребованным. Железная дорога осталась, но по факту оказалась отрезанной от Европы и почти бездействовала.
Сам Гердауэн достался новым советским властям почти в полной сохранности, со всеми культовыми и промышленными объектами. Несмотря на войну, здесь сохранилась типичная застройка средневекового европейского города: рыночная площадь посредине, вокруг нее узкие улочки с низенькими домиками, типичные маленькие дворики, на холмах сохранились кирха и замок. Административные здания, такие как школа, городская ратуша, крайсхаус, больница и почтамт тоже пережили войну без повреждений.
А я вернусь к тому главному объекту, который когда-то привел меня сюда. Им стал таинственный замок Гердауэн и его красивые сохранившиеся ворота, которые я увидела в одном городском паблике и захотела их увидеть своими глазами.
Увы сам замок не дошел до наших дней, но причиной тому стало не привычное советское варварство. Замок, построенный на холме в 1315 году, обветшал уже к XVII веку. В нем долго никто не жил, он старел и разрушался. Его снесли и на его месте построили усадьбу, которая позже также была утрачена. Поэтому по сути те руины, которые мы видим здесь на горе, это уже руины не замка, а усадьбы.
На территории замка сохранился грот. Непонятно, когда и для каких целей он был построен. Говорят, что это не что иное, как замурованный подземный ход. И мол в одном из таких ходов в 19 веке пропал один слуга последнего хозяина усадьбы, и искали его целую неделю да так и не нашли. Но подземный ход после этого замуровали.
Другой подземный ход, ведущий в замок, находится якобы под дном озера Бактинзее, которое находится рядом. Так этот или нет, не знаю.
А озеро Бактинзее между тем уникально само по себе. Потому что и не озеро это вовсе, и уж тем более не море (как гласит его немецкое название), а река. Реку еще в XIV веке рыцари запрудили, и в результате образовалось озеро. Оно славилось на всю Пруссию своим плавучим 4-метровым островом, на котором могло разместиться стадо коров. Состоял он из травы и почвы и был настоящим чудом природы. От ветра он дрейфовал, и в какой-то момент окончательно прирос к берегу и был утрачен еще в XVIII веке.
Из того, что удалось увидеть своими глазами, стали те самые замковые подвалы, в которых уже в советское время были найдены огромные винные запасы. А также остатки хозстроений. В хозпостройках усадьбы в советское время организовали ветлечебницу и конюшни. От них еще сохранился тут кое-какой реквизит.
Надо сказать, что на долю Гердауэна, как и на долю любого другого города с 700-летней историей, выпало немало испытаний: он много раз сгорал дотла, пережил несколько войн и восстаний, терпел набеги литовцев, его косила чума. Посе чумы кстати в Гердауэне умерла ровно половина жителей. Оглядываясь на это всё, принимаешь как чудо уже даже то, что сохранились ворота и часть замковой стены.
На противоположном от замка холме примерно тогда же была построена кирха. Трижды небо посылало ей испытания: в XVII веке в нее ударила молния, в 1913 г. здесь бушевал сильный пожар, а во время Первой мировой в нее угодил артиллерийский снаряд. Но кирха стоит!
Сегодня кирха в руках местного предпринимателя Маргариты Пырко, и ее будущее уже не вызывает опасений. На колокольне теперь организована смотровая площадка для туристов, а внизу можно увидеть крестильную купель. Говорят, недавно из Германии приезжал бывший местный житель Гердауэна. Пожилой немец разыскивал именно эту купель, ведь в ней его когда-то до покрестили.
Рядом с кирхой на месте детской площадки когда-то стоял Дом пастора. Тут же размещались кельи монахов-доминиканцев. Удивительно, но в XV веке здесь существовал доминиканский монастырь, и в Гердауэне проживали доминиканцы-монахи. После провозглашения официальной религией лютеранства в 1525 г. монастырь упразднили. А уже в 1960-е гг. на этом месте был открыт кинотеатр Спартак на 300 мест, который просуществовал до 1990-х годов.
Неподалеку от кирхи можно увидеть прекрасный отреставрированный жилой дом с тремя арками. Насчет которого есть версия, что когда-то в этих арках были городские ворота и через них осуществлялся проезд в город. На самом деле это была кузница. Отсюда и подковы на фото начала XX века. Кстати на этом же фото хорошо просматривается стена Дома пастора, который позже стал кинотеатром «Спартак».
Ну а я продолжу свой рассказ про тайны Гердауэна в следующей части уже скоро. Если вам было интересно, делитесь комментариями.
Подписывайтесь на мой канал , ставьте лайки и я расскажу вам другие истории про кенигсбергские изюминки ❤️