Выходной досуг нашим летом зависит от погодных условий и обстановок на дорогах. Я помню то время, когда в июле можно было одним днём из Краснодара сгонять на море в район Бжида (Туапсинский район), проскочив пробку у Горячего Ключа.
Позднее мы стали ездить на море в Керченский район Крыма: встаешь чуть свет и через мост на побережье, а после обеда ползёшь домой, разморившийся от морского воздуха и перманентных ремонтов дорог в крае.
С появлением собаки краснодарское побережье стало ещё менее доступным (пляжи, на которые мы ездили, запрещают проход с собаками), а пробки на мост поставили крест на выходных на крымском побережье. Надеюсь, временный. В общем, это была долгая прелюдия к небольшой заметке о нашем мини-отпуске.
Итак, выкроив в нашем рабочем графике неделю с небольшим, мы решили сгонять в соседнюю Грузию, а оттуда – в Армению. На всё про всё у нас было восемь дней. Вечером в четверг мы выехали из Краснодара и ближе к трём утра прибыли на КПП Верхний Ларс. В целом дорога до КПП была без эксцессов, были небольшие проблемы с навигацией, но они разрешились старым добрым методом: куда едут фуры с иностранными номерами, туда и нам.
В очереди на границе мы простояли пять часов, к слову в мае того года мы прошли границу чуть быстрее. Погода в этот раз не шептала, периодически дождило и было прохладно. Наконец, перейдя границу, мы приобрели страховку и помчали по военно-грузинской дороге, любуясь туманными горами и бурлящим Тереком.
В половину первого мы прибыли в Тбилиси и через сорок минут по мосту Метехи уже заезжали в старую часть города.
Здесь мы планировали провести две ночи, остановившись в гэстхаусе, который принадлежит знакомой нам пожилой паре. Они сдают часть дома с отдельным входом, это те самые старые дома с высоченными потолками, огромными окнами и очень удобным расположением. Площадь Свободы всего в трёхстах метрах от арендуемого жилья. Машину мы всегда оставляли на парковке у дома. В мае того года на площади проводились политически демонстрации, которые порой разгонял спецназ (вследствие чего периодически было шумно спать), но это никогда не отражалось на сохранности нашей машины.
Бросив вещи и быстро обменявшись новостями с нашими квартиродержателями, мы ринулись в обменник, а после – в любимую хинкальную на Шалва Дадиани. Этому месту не первый десяток лет, интерьер заведения выполнен хоть и в национальном стиле, но несколько аскетичен, а меню в том году вмещалось на листе формата А4. Но! Ребята, какие там хинкали. Какие там хинкали!
В общем, единожды открыв для себя это заведение, экспериментировать уже не хотелось. Меню в этом году отпечатали новое, но благо на качестве блюд и обслуживании это никак не отразилось. Официанты в основном общались на русском, никаких недоразумений никогда не возникало. Десять хинкали, салат из овощей, местные лимонад и пиво, а также литр вина нам обходился до двух тысяч рублей.
Так как времени у нас было немного, мы прошлись по излюбленным местам. Конечно, не обошлось и без известного Моста Мира. Чтобы пройтись по нему необходимо будет преодолеть толпу желающих прокатить вас по Куре. Мы по ней уже катались, для нас предложение было не совсем актуально. «Ар минда! Не нужно!» - мои познания грузинского весьма скромны.
На углу Котэ Абхази и Шалва Дадиани всегда продают цветы, всегда интересно посмотреть, что предлагают на цветочно-уличной арене искушенным прохожим. Из хинкальной направо – и вот мы уже на площади Свободы: Георгий Победоносец хорош в любую погоду, даже в пасмурную.
Далее по улице Пушкина до Николая Бараташвили, здесь перейдя дорогу, упираемся в цветочный рынок. Как много цветов!
Пройдя по площади Орбелиани (в том году здесь давали концерты) попадаем в парк 9 Апреля. Дождь периодически проверяет нас прочность, но мы не сдаемся. Поднявшись до Шота Руставели, мы поглядели на величественное здание Парламента.
В этом году возле него расположились активисты, появились на ограждении надписи на грузинском языке. Вообще, в Тбилиси стрит-арт - частое явление. Например, в этом году на зданиях и ограждениях нам встречались очень трогательные рисунки на тему котиков и хинкали.
Поплутав по улочкам старого Тбилиси заходим в очередной квартал, резные балкончики и аншлаги с национальным орнаментом – красота!
В воздухе витает запах горячего хлеба… А! Вот оно что. В цоколе старого здания висит табличка на грузинском, но не сложно догадаться, что в этом окошке всего за 1,40 лари можно получить свежеиспечённый пури. Перед нами молодой человек: «Гамарджоба!», - говорит он куда-то внутрь. Ему передают охапку пури.
- Я забрал последний, вот, возьмите! - говорит он, протягивая хлеб.
- Диди мадлоба! Большое спасибо! - отвечаю ему.
На этой позитивной ноте мог бы завершиться наш первый вечер в Тбилиси, если бы не звук ломающейся входной двери ночью. На часах начало третьего ночи. Что могло произойти?? «Этой мой отель!» - уверял в окно молодой парень азиатской внешности на английском, явно только что прибывший в страну (за плечами у него был рюкзак). В общем, этой был мой первый small talk в 2025 году в Грузии: пришлось вспоминать ночью, как вежливо объяснить на английском, что человек в прямом смысле ошибся адресом. Утром, наша грузинская бабушка сказала, что этот турист и к ним стучался. Она тоже с ним пообщалась, но содержание разговора передавать отказалась.
Второй день мы решили начать с посещения Сухого моста. Это блошиный рынок, на который мы добежали пешком. Здесь можно найти многое: сувениры, антиквариат, посуду. В том году муж с сыном, изрядно поторговавшись, купили здесь папаху. Моё же присутствие в основном ограничивалось «посмотреть». В этом году мои ребята вышли без улова, и чтобы как-то смягчить горечь разочарования я предложила посетить другой рынок – Дезертирский.
На этом рынке, вероятно, также можно приобрести сувениры или антиквариат, но мы шли туда за фруктами. Шли мы, наверное, минут сорок, разглядывая по пути дома. На рынке пахло тархуном и абрикосами. Мы купили голубику, армянские абрикосы и нектарин. Цены на порядок дешевле, чем в Краснодаре.
Время близилось к обеду. Пообедав всё в той же хинкальной, мы после заглянули в район Серных Бань Абанотубани.
Оттуда мы прошлись к Дворцу Царицы Дареджан, который в том году был закрыт на реставрацию. По дороге к дворцу посмотрели на кусок Берлинской стены, переданной Грузии в 2017 году, как символ дружбы между Германией и Грузией. Наконец, мы поднялись на смотровую площадку Дворца, с неё открывается изумительный вид на город.
В мае того года мы поднимались в Ботанический сад, ходили к парадной Калейдоскоп (внутрь сейчас не попасть), «здоровались» с Фридой Кало, смотрели представление в башне у театра марионеток Резо Габриадзе, катались на кораблике по Куре, любовались домами на площади Вахтанга Горгасали. Общались либо на русском, либо на английском, никаких проблем не было. Иногда щеголяла несколькими фразами на грузинском для лучшего коннекта.
В этом году на Тбилиси у нас времени было немного и оставшиеся часы мы решили прогуляться по мосту и парке Рике.
Холодные дни не прошли даром, я чувствовала, что заболеваю, поэтому максимум выжимать не стали, ведь на следующее утро нам предстоял переезд в Ереван.