Я раньше думала, что человечество придаёт такое значение исследованию космоса, потому что о Земле мы уже узнали всё возможное. Но затем я обнаружила, насколько мало мы на самом деле знаем о нашей планете — особенно об океане, который покрывает большую часть её поверхности. Современные технологии вроде сонара и проекты вроде Seabed2030 помогают нам постепенно раскрывать топографию морского дна, но они не способны показать нам жизнь, скрывающуюся в холодной, тёмной бездне океанов.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos
Несколько лет назад один морской учёный задался вопросом: а сколько на самом деле мы видели глубин океана? Столкнувшись с противоречивыми данными, она вместе с коллегами провела собственное исследование и обнаружила, что на самом деле мы видели намного меньше, чем предполагалось. И при этом изученные участки в основном ограничены районами рядом с определёнными странами и конкретными географическими объектами.
Глубоководный океан
Площадь мирового океана составляет около 139 миллионов квадратных миль (360 млн кв.км), что покрывает примерно 70% поверхности Земли. При этом считается, что около 90% его объёма относится к категории «глубоководных», со средней глубиной в 12 080 футов (3 682 метра).
Из-за своих масштабов мировой океан — это самое большое место обитания жизни на планете, причём именно в холодных, тёмных, находящихся под высоким давлением глубинах, которые начинаются ниже 200 метров, обитает множество странных существ вроде пеликаньего угря и морского топорика, а также неисчислимое множество экосистем.
Глубоководный океан занимает крупнейшую часть биосферы Земли и играет ключевую роль в поддержании здоровья планеты: он участвует в выработке кислорода, регулировании климата и служит источником перспективных лекарственных соединений.
Можно было бы предположить, что учитывая его размеры, экосистемы и вклад в поддержание жизни, человечество должно изучать океан как минимум с той же страстью, как и космос. Но на деле мы едва прикоснулись к поверхности.
До 1977 года никто даже не знал, что возле гидротермальных источников могут существовать целые сообщества живых существ, питающихся не солнечным светом, а химическими реакциями, происходящими в недрах земли.
Кэти Крофф Белл, океанолог и основательница организации Ocean Discovery League, сказала в интервью New Scientist:
«Это было революцией, которая переписала научные книги. Теперь мы знаем, что экосистемы могут зарождаться в полной тьме, питаясь горячими минеральными источниками, идущими из морского дна».
С тех пор стало очевидно: в океане существуют кардинально разные миры, наполненные совершенно непохожими формами жизни.
Учёные предполагают, что в океанах обитает от 700 000 до 1 миллиона видов животных (не считая микроорганизмов, которых миллионы), из которых известно лишь около трети. Ежегодно открывают около 2 000 новых видов.
Почему мы знаем так мало
Исследовать океан сложно: с увеличением глубины температура падает, давление растёт, а света почти нет.
На поверхности давление составляет 1 атмосферу (около 15 фунтов на квадратный дюйм). С каждым погружением на 10 метров давление увеличивается на ещё одну атмосферу.
Для примера: обычный дайвер может погружаться максимум на 40 метров, где давление в пять раз выше.
Профессиональные дайверы с трудом достигают 100 метров, но это требует серьёзной подготовки. Глубже — смертельно опасно.
Поэтому в глубины отправляют технику: гидролокаторы, подводные роботы и др. Например, проект Seabed2030 к июню 2024 года смог составить карту 26,1% морского дна с помощью сонара.
Но сонар показывает рельеф, а не жизнь. Чтобы увидеть самих обитателей, нужно опускать камеры, роботов (ROV), что становится очень сложно на глубинах ниже 200 метров (так называемая сумеречная зона). Ниже этого рубежа начинается абсолютная тьма.
Крофф Белл говорит в интервью NPR:
«Когда ты там работаешь с роботом или батискафом, ты видишь только крошечный участок морского дна в каждый момент времени».
А стоит это немало: по словам Белл в интервью New York Times, чтобы изучить всего один квадратный километр глубин, нужно от 2 до 20 миллионов долларов.
Сколько мы на самом деле видели?
Пару лет назад Белл начала искать конкретный ответ на вопрос: насколько большую часть глубин океана мы вообще видели? В литературе встречались данные от менее 1% до 10%, что её не удовлетворило. Тогда она с коллегами из Ocean Discovery League провела собственное исследование.
Они проанализировали около 44 000 погружений с 1958 года по настоящее время в 120 странах. Это были и простейшие спускаемые аппараты, и пилотируемые батискафы, и современные ROV.
Результаты: шокирующе мало
Карты Seabed2030 покрыли 26% морского дна, но визуально (глазами через камеры) человечество увидело лишь 1 476 квадратных миль (3 823 кв.км), или менее 0,001%. Это примерно размер Род-Айленда, или одна десятая от площади Бельгии.
В исследовании говорится:
«Это как если бы мы делали выводы обо всей экологии суши, имея визуальные данные всего с территории размером с Хьюстон, штат Техас».
Даже если ошибиться на порядок, человечество не видело даже 0,01% морского дна.
К тому же почти 30% из этих записей сделаны до 1980 года — в чёрно-белом и крайне низком качестве.
Кроме того, 65% всех наблюдений были сделаны рядом с Японией, Новой Зеландией и США. Если добавить Германию и Францию, получится 97%.
Есть и топографический перекос: больше всего изучены каньоны и хребты, а вот равнины — почти нет.
Белл признаёт:
«При таком количестве слепых пятен мы не можем составить глобальную карту всех глубоководных биомов — мы просто туда не спускались».
«Особенно мало исследован Индийский океан».
Статья была опубликована в Science Advances в мае 2025 года и даёт самую полную оценку состояния изученности глубин на сегодня.
Джеффри Карсон из Университета Сиракуз комментирует:
«Мы тратим миллиарды на изучение планет вне Солнечной системы, а у нас под носом находится зона, покрывающая две трети планеты, о которой мы почти ничего не знаем».
«Каждый раз, когда мы спускаемся туда, мы находим что-то новое. Мы буквально на ощупь в темноте».
Что дальше
Учёные призывают расширять исследования, особенно помогать бедным странам создавать дешёвые аппараты для погружений.
Морской биолог Джон Копли сказал:
«Если бы я был миллиардером-филантропом, я бы не строил супeryacht для науки, а инвестировал бы в развитие дешёвых платформ для исследований».
И дело тут не просто в любопытстве. Белл напоминает:
«Хотя глубинный океан большинству невидим и незаметен, он играет ключевую роль в здоровье планеты».
«Все эти процессы связаны, они влияют на нас куда больше, чем кажется».
Она подчёркивает:
«На фоне растущей угрозы изменения климата, добычи ресурсов и промышленного освоения морей, тот факт, что мы исследовали так мало, становится серьёзной проблемой как для науки, так и для политики».
Назад в реальность
К сожалению, вскоре после выхода исследования Дональд Трамп подписал указ, упрощающий добычу полезных ископаемых на морском дне. Это вызвало широкую критику учёных, которые предупреждают: мы не знаем, каковы будут последствия добычи в неизученных экосистемах.
Личный взгляд автора
В последние годы я всё чаще слышу об интересе к добыче полезных ископаемых на дне океанов, строительству ветряков, бурению нефти.
Мне кажется, это прямой повтор ошибок эпохи индустриализации: считать, что ресурсы бесконечны, и игнорировать последствия.
Но теперь-то мы знаем лучше. И я поддерживаю осторожный подход. Исследование Белл — это огромный красный флаг: мы почти ничего не знаем о мировом океане. А к чему приводит вмешательство в то, что не понимаешь, — мы все знаем.
На заметку
То, что мы видели всего 0,001% океанского дна, — это безумие.
Остаётся ещё 99,999% неизведанного. Подумайте об этом. Мы ищем инопланетян в космосе, а у нас под носом целый неизведанный мир, чуждый и одновременно родной.
Кто знает, что там скрыто?
🔒 VPN Kovalenko — свобода и безопасность без компромиссов!
Обходи блокировки, сохраняй анонимность и защищай свои данные в один клик.
🚀 Быстро. 🔐 Надёжно. 🧠 Сделано с умом.
Переходите по ссылке: https://t.me/Kovalenkovpn_bot?start=AHelwani