В отличие от книг Джеральда Даррелла, который в рекламе не нуждается, творчество писателя Владимира Григорьевича Бабенко у нас знают далеко не все. Расскажу, что сумею.
Первое знакомство, 90-е
Из всего, что было всякого-разного в «святые 90-е» (они же «проклятые», тут уж кому как повезло) у меня самые тёплые чувства вызывают издания книг из «Зелёной серии». Тут было почти полное собрание Даррелла (вроде как не хватало всего трёх книг), Спангенберг, Моуэт, Эттенборо, Хэрриот, Фосси, Тэйлор, Гагенбек... И многие другие.
Перечитал я и уже известную мне книгу Ильинского «За ядовитыми змеями». И цикл о сиамских котиках Дорин Тови — может и не очень содержательный, но очень милый и смешной.
Книги отличались высоким качеством перевода и печати (помню только одну крупную лажу с «Говорящим свёртком» - перепутаны куски текста). Отлично сшиты, а не «сортирно-карманного» формата. На обложке изображалась красочная цветная иллюстрация (обычно мало связанная с содержанием книги), а на страницах изобиловали профессиональные ч\б рисунки художников, которые определённо читали текст. И не путают оленя с тюленем.
Вот в поисках чего-нибудь новенького из этой самой «Зелёной серии» я, уже вполне опытный юный натуралист (лет 13-ти) и обнаружил книгу «Лягушка на стене». На светло-зелёной приятного оттенка обложке была изображена очаровательная квакша — всегда к ним имел симпатию. Так что книгу купил. Фамилия автора мне на тот момент ничего не сказала.
Первое впечатление было не очень. Владимир Бабенко оказался не герпетологом, а орнитологом, птицы же меня в те давние времена интересовали постольку-поскольку. Кроме того, речь шла в основном про какую-то остросоциальную жесть, которой мне и так по жизни хватало за глаза и за уши... Впрочем, про лягушку — дальневосточную квакшу, в книге действительно было. Не обманули.
Несколько позже я узнал, что поглотил уже превеликое множество ранних публикаций Владимира Бабенко. В 80-е годы он написал массу заметок о животных (птицах прежде всего), а также на тему охраны природы от бесхозяйственной деятельности человека. Прочесть их можно было в подборке «Юного натуралиста» в детской библиотеке. Только вот вряд ли я отличил бы тогда по памяти рассказы этого автора от прочих.
О чём книга
По сути — сборник рассказов из жизненного опыта молодого, но многое повидавшего писателя. Хронология не соблюдается и не упоминается. Описываются как события из начала экспедиционной деятельности вчерашнего студента (начало 70-х), так и свежие похождения взрослого мужчины в стране, где развитой застой сменился диким капитализмом. Что, всё-таки, две большие разницы. Есть и упоминания из рассказов пожилых героев о жизни в 50-е и более ранние годы.
Птички, разумеется, упоминаются, но акцент не на них.
Герои произведения — люди. Живущие далеко за пределами крупных городов так, как умеют. Часто — выживающие, причём выживание это не игра такая или реалити-шоу, а обычная повседневность. География довольно обширна: Дальний Восток, Таймыр и другие уголки нашей Родины, а также послевоенный Вьетнам.
Помимо зоологов и геологов, приехавших из городов, в тексте фигурируют старатели, промышленники, самогонщики, браконьеры...
Повествование пропитано юмором. Жёстким, довольно мрачным.
Затрагиваются больные темы: разруха, нищета, пьянство, разврат, убийства и прочий криминал. И ещё пьянство, очень много пьянства...
В общем, квасным патриотам точно не понравится. Если только водочным.
При изобилии смешных ситуаций, по мере чтения зарождается некое ощущение безысходности и беспросветности. «Русская тоска» - одним словом.
Отношение автора ко всей этой творящейся вокруг него уголовщине с попиранием буквы закона и наплевательством на карающую его руку тоже... специфическое.
Особенно в месте, где он учит молодого коллегу воровать спиртное у шведов.
Ну, что тут скажешь, книга из 90-х! В «Юном Натуралисте» такого не было.
В общем и целом — книга развлекательная по форме и довольно тяжёлая по сути. Определённо рассчитана на более взрослого читателя, чем я был на момент первого прочтения (кстати сказать, в переиздании нет никакого возрастного ограничителя, хотя их ведь сейчас лепят даже на сказки для дошколят).
Уровень мрачности примерно как у Федосеева, только у того имелись постоянные обязательные коньюнктурные комментарии, которых в весьма реалистичной «Лягушке» нет.
Ещё можно сравнить с творчеством Евгения Вишневского (Записки Бродячего повара) — примерно столько же юмора и жести в равных пропорциях. Однако тот из другого поколения (чуть постарше Александра Привалова и даже его коллега-программист), поэтому есть заметная разница — Евгений Вишневский хорошо помнил времена светлого советского прошлого (60-е годы) и часто сравнивал с ними.
В «Лягушке» же одна сплошная джеклондовщина на отечественных дрожжах.
Книгу я перечитал 3-4 раза. А потом её кто-то спёр.
В отличие от многих иных книг «Зелёной серии» в комиссионках такая мне никогда не попадалась. А то бы купил снова.
Переиздание
И вот, мне на 40-летие вручили подарок — новенькую «Лягушку на стене». 2017 года издания.
Что меня порядком удивило. Благо сейчас кто-то ругает СССР, кто-то на него молится, но уж если кому и нравятся 90-е, то за какое-нибудь «Слово пахана», «Калейдоскоп. Вне Закона» или ещё какой «Бандитский Петербург».
А переиздание «Лягушки»... Нет — вообще не понимаю!
Впрочем, вышла она мизерным тиражом в 1000 экземпляров, видать, чисто для около-орнитологической тусы.
Книга отпечатана на отличной бумаге, добротно сшита. Замеченных (мной) очепяток не слишком много, глаз редко спотыкается (для нашего времени — очень хороший показатель!).
Замечательные рисунки из первого издания канули в Лету. Оформлением занимался господин Дмитрий Чайка. Первая мысль об иллюстрациях: надеюсь, что Д. Чайка пока школьник и в будущем ещё научится рисовать. В противном случае я бы, на его месте, публиковать такое постеснялся... (А ведь он старше меня)
Ну, ладно, дело не в картинках.
Перечитал. О, да! Вспомнил.
Показалось куда мрачнее, чем мне же, но 20 лет назад.
Впрочем, по-прежнему к прочтению книгу рекомендую. Полезно. Содержит много подсказок о вариантах поведения в непростой ситуации.
А как сейчас поживает автор?
Статью решил написать сразу. Мол, давно всеми забытый писатель-орнитолог...
Но решил вначале глянуть в Яндексе.
Ожидал прочесть некролог в стиле:
«... в бесплотных попытках прокормить семью бросил любимую работу и подался на бандитский рынок. Торговал на морозе запчастями от Волги и Москвича. Умер от сердечной недостаточности в 53 года...»
Однако же, нет!
Владимир Григорьевич Бабенко жив. 75 лет. Профессор МГПУ, член-корреспондент, член Союза Писателей (и многое-многое другое).
Издал с тех пор много книг, которые просто почему-то мне не попадались на глаза.
В общем, как в традиционных тостах «достиг всего, о чём мог мечтать» молодой орнитолог.
Что же, отлично!
Надо будет другие его работы, поновее, поискать.