Найти в Дзене
BIOсфератум

"Это не наш дед. И вообще не человек". История о поездке в посёлок Барановка

Совершенно случайно мы с братом узнали, что у нашего деда был дом в деревне. Виделись мы очень редко и думали, у него только квартира в городе, а когда документы стали разбирать, оказалось, ещё и участок с домом где-то в Кировской области.

Жить там, конечно, мы не собирались, но поехать проведать, может, чего стоящего осталось от предка, решили. Добираться туда оказалось настоящим испытанием. Посёлок Барановка, тот, что на реке Вятка стоит. Рядом места болотистые, комарья очень много.

Нашли наш участок. Видно, последние годы за ним никто не ухаживал. Порос сорняками, крыша местами прогнила. Дверь с петель снята, рядом у стены стоит. Забор давно уже ни от кого не защищал – дотронешься до него и обвалится. На деревьях уродились яблоки, но им ещё стоило поспеть, а вот сливы в самый раз. Сорвали, попробовали – кисло-сладкие, но в жару отлично.

– Вы кто такие?

– Внуки деда Паши. Знали его?

– Как же, знала. Колдун старый. Сколько людей на тот свет отправил!

– Бабуль, ты чего-то путаешь. Дед Паша не мог обидеть кого-то, тем более, на тот свет отправить.

– Вы деда-то своего знали?

В тот момент я внезапно понял, что запомнил дедушку таким, какой он был лет 10 назад. В последние годы учёба, работа, семья, мы практически не общались. Да и не очень он любил с нами встречаться. Говорил, что в нашем поколении нет мужчин, постоянно критиковал всё и вся. Ставил в пример своих сверстников. В общем, мы с братом в последние годы как-то и не знали, чем он занимался.

Нас встретила бабушка Марфа.
Нас встретила бабушка Марфа.

– А можете рассказать?

– Только не на этом проклятом участке. Идите ко мне, второй дом отсюда. Калитка открыта. Я за водой схожу.

Мы с братом пошли в гости к подозрительной старушке. Ступили на территорию участка, стоим, ждём её у дома. Она назвалась Марфой. Впустила, накрыла на стол, чем богата была, и принялась рассказывать.

– Деда вашего я с послевоенных годов знала. Вернулся он с фронта хромой, исхудавший, измученный. Можно сказать, скелет и глаза – всё, что от человека осталось. Тогда многие такими были, но Павел... Он отличался. Человек, который настолько сильно разочаровался в людях. Вот, кого я тогда видела. Поэтому и не смогла ужиться с ним. Так бы я была вашей бабушкой.

– Правда?

– Да. Лет 30 после этого ваш дедушка жил здесь. Я стала замечать за ним странные вещи. Например, как он в лес уходил на несколько суток. Возвращался – не хромал и будто выглядел моложе своих лет. Сначала пропадали животные – коровы, козы, собаки, свиньи, куры. Мы думали, их дикие животные крадут. Лес всё-таки рядом.

Был у нас комбайнёр Мишка. Он говорил, что видел, как Павел ранним утром одну из лошадей в лес увёл. А затем через двое суток вернулся один. Хотели выяснить мы, что с Павлом случилось, да только все, кто пытался это сделать – бесследно пропадали.

– Может, совпадение?

– Нет. Слушайте дальше. Заявился однажды ко мне Павел и говорит, чтобы я собирала вещи и уезжала из посёлка. Естественно, я отказалась. Тогда он мне показал свой облик. Встал посреди избы и стал расти! Метра 3 ростом оказался. Кожа серая, лицо иссохшее, страшное. Вместо глаз красные огоньки звериные. На голове рога. Затем вновь в человек обратился. И говорит, мол, сдерживать зверя тяжело, поэтому лучше мне уехать, ведь в его обличии он не всегда способен останавливать голод.

– Разве такое бывает?

– Крест даю! Осталось здесь всего несколько семей, самых близких Павлу. Он, чтобы не причинять нам вреда, в лес ушёл. В ту ночь проститься ко мне зашёл. Сказал – больше не увидимся мы. Плакала я тогда. Капище какое-то обнаружил ваш дед, и голос ему диктовал, что делать нужно. Вот и пошёл на сделку Павел. То зло лесное одарило его силой и здоровье вернула. Молодо выглядел он, бодрый был, да только взамен приходилось живых к капищу водить.

– Спасибо за гостеприимство, бабушка Марфа, пойдём мы. Нужно дом осмотреть.

– Не советовала бы я вам ничего оттуда брать. На сердце неспокойно.

Мы попрощались и отправились обратно на вотчину деда. Забрались в дом – ничего необычного в глаза не бросилось. Только запах странный. Брать нечего было – всё старое, ветхое, испорченное. Вышли из дома, пошли в сарай. Там инструменты всякие, ящики с барахлом. После общения с Марфой чувство необычное нас не покидало. Словно кто-то следил за нами. Дело было к вечеру. Оставаться тут смысла не было, поэтому мы сели в машину, и та не завелась...

У нас было два варианта – заявиться к Марфе или переночевать в машине. Выбрали второй вариант. В дом деда идти ночевать не хотелось. Поздно ночью увидели, как кто-то высоченный на участок забрался. Дров принёс. Зашёл в дом, взял спички, разжёг во дворе костёр, а сам на крышу забрался и смотрел. Страшный, жуткий, прямо как Марфа рассказывала. Неужели дед не умер, а обратился в чудовище?

Мы с братом сидели и смотрели, что будет дальше. А существо повернулось к нам мордой и красными горящими глазами уставилось. Затем спустилось с крыши и в несколько ловких скачков запрыгнуло на капот машины. Монстр рычал. Если это и был наш дед, то нас явно не узнал.

Хотя, учитывая, как недолюбливал меня с братом, может быть, даже наоборот – узнал! Рогатое чудовище пробило лапой лобовое стекло и схватило моего брата. Я закричал, попытался ухватить его, но силищи у нападавшего было не занимать.

Неожиданно дедушка вернулся.
Неожиданно дедушка вернулся.

Он быстро отскочил и собирался уже побежать в сторону леса, когда неожиданно раздался крик:

– Стой, Павел!

Марфа прибежала на шум с горящей свечой.

– Оставь его. Это внук твой. Забери меня. Марфу помнишь?

Существо посмотрело на едва колеблющегося в лапах парня и отшвырнуло его в сторону. Я подбежал к нему и стал осматривать, к счастью, он оставался в сознании и не получил серьёзных травм. Монстр подошёл к старушке. Зверь рычал.

Через несколько секунд он вскинул когтистую лапу вверх, замахнулся и, издав крик, попытался нанести сокрушительный удар по отважной Марфе. Яростную атаку остановила вторая рука чудовища. Павел боролся. Он не желал своей давней подруге зла. Борьба человека и кого-то очень злого происходила на наших глазах. Марфа пыталась звать Павла и вспоминала памятные моменты. В свете свечи было видно, как она рыдает.

Брат поднялся, и мы вдвоём не знали, что делать. Попытаться накинуться на монстра и спасти бабушку? А что если это лишь раззадорит его и прибавит ярости? Так и не решившись вступить в неравный бой, мы являлись наблюдателями. Чудовище корчилось, словно демон под воздействием святой воды. Марфа продолжала звать своего знакомого, и это сработало. Монстр стал уменьшаться и превратился в дряхлого старика. Наш дед и в самом деле оказался жив.

– Сбегайте ко мне домой, принесите воды!

Марфа упала на колени и, держа голову Павла, что-то ему говорила. Мы напоили дедушку прохладной водой, а затем занесли в дом бабушки. Дед был плох, он не мог говорить, лишь водил глазами и жадно глотал воздух.

– Пусть остаётся у меня. Чините свою машину и уезжайте или, как рассветёт, по дороге идите, к шоссе выйдите. Обещайте, что больше никогда сюда не вернётесь.

Та ночь осталась в нашей памяти как последнее воспоминание о деде. Не знаю, сколько ещё он прожил у Марфы, но ей удалось вернуть человека и побороть монстра. Почему будучи чудовищем, наш дед выбрался к нам? Наверное, почувствовал живых, вот и пришёл. Боюсь даже представить, чем бы всё закончилось, если бы не бабушка Марфа.