Антонина Ивановна жила одна в маленьком домике на самой окраине города. Домик был старенький, с покосившимся забором и облупившейся краской, но Антонина Ивановна его любила. Здесь прошли ее лучшие годы, здесь она вырастила детей, здесь она пережила и радости, и горести.
Пенсия у нее была скромная, но на жизнь хватало. Огород помогал – выращивала овощи и фрукты, делала заготовки на зиму. Иногда дети привозили продукты или деньги, но Антонина Ивановна старалась не злоупотреблять их помощью. Знала, что у них свои семьи, свои заботы.
– Мам, ты как там? – звонила ей раз в неделю дочь, Светлана. – Все нормально? Здоровье не подводит?
– Да все хорошо, Светочка, – отвечала Антонина Ивановна. – Не беспокойся. Сама как? Как дети?
– Да все нормально, мам. Работаем, крутимся. К тебе, наверное, скоро приедем, в гости.
– Приезжайте, буду рада, – говорила Антонина Ивановна, хотя знала, что приедут не скоро. У Светланы работа, дети, да и добираться до нее неудобно – далеко.
Сын, Виктор, звонил реже. Он жил в другом городе, работал водителем-дальнобойщиком. Видела его Антонина Ивановна раз в год, если повезет.
– Мам, привет, – говорил он обычно. – Как ты? Жива-здорова?
– Жива, Витя, жива, – отвечала она. – Не жалуюсь. Ты как там? Долго еще в рейсе?
– Да еще долго, мам. Дела. Занят. Ты главное не болей. Денег тебе переведу на карту.
– Спасибо, Витя, – говорила Антонина Ивановна. – Не надо. У меня все есть.
Она знала, что у Виктора тоже нелегкая жизнь. Работа тяжелая, рискованная. Ей не хотелось его обременять. Но больше всего Антонине Ивановне хотелось не денег, а внимания. Ей хотелось, чтобы дети приезжали к ней не по обязанности, а по зову сердца. Чтобы они интересовались ее жизнью, ее заботами, ее радостями. Она любила сидеть на веранде и смотреть на закат. В такие минуты ей становилось особенно грустно. Она вспоминала прошлое, свою молодость, мужа, детей, когда они были маленькими. Все это казалось таким далеким, таким нереальным. Она любила свой сад. Особенно ей нравилась сирень. Каждую весну сирень расцветала пышным цветом, наполняя воздух своим неповторимым ароматом. Антонина Ивановна любила срезать букеты сирени и ставить их в вазу. Аромат сирени напоминал ей о молодости, о любви, о счастье.
Но в этом году сирень не цвела. Кусты стояли голые, безжизненные. Антонина Ивановна волновалась. Она боялась, что сирень заболела. Она очень ее любила.
Однажды к ней в гости приехала соседка, баба Надя. Баба Надя была старенькая, но еще бодрая. Она жила по соседству и часто заходила к Антонине Ивановне поболтать.
– Что это у тебя сирень не цветет? – спросила баба Надя.
– Да не знаю, Надюша, – ответила Антонина Ивановна. – Переживаю очень.
– А ты ее удобряла? – спросила баба Надя.
– Да удобряла, – ответила Антонина Ивановна.
– А ты ее поливала? – спросила баба Надя.
– Да поливала, – ответила Антонина Ивановна.
– Ну, тогда не знаю, – сказала баба Надя. – Может, год такой.
Баба Надя ушла, а Антонина Ивановна осталась сидеть на веранде. Она смотрела на сирень и думала о своей жизни. Она вспомнила, как сажала эти кусты вместе со своим мужем, Иваном. Они тогда были молодыми, счастливыми. Они мечтали о будущем. Ивана давно уже не было в живых. Он умер от болезни много лет назад. Антонина Ивановна очень переживала его смерть. Она долго не могла прийти в себя. Потом выросли дети, разъехались по городам. Антонина Ивановна осталась одна. Она не жаловалась на судьбу. Она принимала жизнь такой, какая она есть. Но ей очень хотелось, чтобы кто-нибудь о ней вспомнил. Чтобы кто-нибудь приехал к ней в гости. Чтобы кто-нибудь просто поговорил с ней по душам.
Вечером позвонила Светлана.
– Мам, привет, – сказала она. – Слушай, мы тут решили к тебе приехать. На выходные.
Антонина Ивановна обрадовалась.
– Правда? – спросила она. – Как хорошо.
– Да, мам. Соскучились по тебе. Да и надо помочь тебе по хозяйству. Забор подправить, в огороде покопаться.
– Спасибо, Светочка, – сказала Антонина Ивановна. – Буду ждать.
На выходные приехала Светлана с мужем и детьми. Приехал и Виктор. Антонина Ивановна была счастлива. Она не могла наглядеться на своих детей и внуков. Они помогали ей по хозяйству, разговаривали с ней по душам, вспоминали прошлое. В воскресенье, перед отъездом, Светлана и Виктор подошли к Антонине Ивановне.
– Мам, мы тут подумали, – сказала Светлана. – Может, тебе переехать к нам? У нас же места много. Будем вместе жить.
Антонина Ивановна задумалась.
– Не знаю, дети, – сказала она. – Мне здесь хорошо. Я привыкла к этому дому.
– Мам, ну подумай, – сказал Виктор. – Тебе же одной тяжело. А так мы будем рядом. Будем помогать тебе.
Антонина Ивановна согласилась подумать. После отъезда детей Антонина Ивановна долго сидела на веранде. Она смотрела на свой сад, на свой домик. Она любила это место. Здесь была ее жизнь.
Но она понимала, что дети правы. Ей одной тяжело. Ей нужна помощь, нужна поддержка. Она решила переехать к детям. Весной, когда расцветет сирень, она переедет в город. Она будет скучать по своему дому, по своему саду. Но она будет рядом со своими детьми. И она будет счастлива.
А вы что думаете, стоит ли старикам переезжать к детям? Пишите в комментариях, а также подписывайтесь на канал, ведь дальше будут новые истории.