Найти в Дзене
Смысл в кино

Действительно ли фильм Материалистка такой токсичный

Во времена когда девушки годами работают с психологами и проходят множество тренингов по женской самооценке, после просмотра «Материалистки» они задаются вопросом: «Какого лешего из знакомого болота Люси выбрала не Гарри, а вернулась в шалаш к бедняку Джону?». А сколько психологических разборов о токсичности, незрелости и низкой самооценке мы увидели в отзывах к фильму? Даже сложно себе представить. Что ж, а я по ходу этой статьи дерзну ответить на последние 15 минут (да и не только) ромкома, снятого в современных реалиях. Как часто последние годы задается вопрос:
Почему сейчас не снимают классные ромкомы, которые мы любили раньше? Где «Когда Гарри встретил Салли»? Где «Как избавиться от парня за 10 дней»? Где «Красотка»?
Ответом как раз может стать именно «Материалистка» режиссера Селин Сон, которая в 2023 году была номинирована на Оскар за свой дебютный фильм «Прошлые жизни». «Материалистка» стала активно обсуждаемой как в позитивном, так и в негативном ключе, найти что-то нейтральн
Оглавление

Во времена когда девушки годами работают с психологами и проходят множество тренингов по женской самооценке, после просмотра «Материалистки» они задаются вопросом: «Какого лешего из знакомого болота Люси выбрала не Гарри, а вернулась в шалаш к бедняку Джону?».

А сколько психологических разборов о токсичности, незрелости и низкой самооценке мы увидели в отзывах к фильму? Даже сложно себе представить.

Постер к фильму Материалистка
Постер к фильму Материалистка

Что ж, а я по ходу этой статьи дерзну ответить на последние 15 минут (да и не только) ромкома, снятого в современных реалиях.

Как часто последние годы задается вопрос:
Почему сейчас не снимают классные ромкомы, которые мы любили раньше? Где
«Когда Гарри встретил Салли»? Где «Как избавиться от парня за 10 дней»? Где «Красотка»?

Ответом как раз может стать именно
«Материалистка» режиссера Селин Сон, которая в 2023 году была номинирована на Оскар за свой дебютный фильм «Прошлые жизни».

«Материалистка» стала активно обсуждаемой как в позитивном, так и в негативном ключе, найти что-то нейтральное в отзывах практически невозможно, а значит картина попала в самую точку даже тем, кто отчаянно пишет «СКУЧНО».

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Особенно, наточили ножи девушки, которые слушают женских психологов, сексологов и прочих экспертов, которые вот уже 10 лет рассказывают в Инстаграме, как нужно ценить себя, не лезть в «знакомое болото», и что «с милым рай и в шалаше» - это доисторическая токсичная установка.

Собственно, с шалаша и начинается романтическая комедия, в которой вряд ли есть что-то смешное. Как обычно, сейчас комедией называют те работы, в которых смех пробивается сквозь слезы от реалистичности проблем, поднимающихся на экране. И этот шалаш древних людей является спойлером к финалу.

Многие обвинили авторскую работу Селин Сон в том, что она ОЧЕНЬ скучная, а потому жалели, что не ушли из кинозала.
Проблема заключается не в том, что с фильмом что-то не так, а как ни странно в кастинге, который на авторскую картину привлек массы.

Постер к фильму "Материалистка"
Постер к фильму "Материалистка"

И правда, только ленивый не назвал персонажей фильма Селин Сон громкими именами из популярных экранизаций или супергеройских Вселенных.
Хотя, очевидно, пусть лица и очень знакомые, но совсем не связаны со своими прошлыми ролями.

В «Материалистке» много диалогов и нет экшена, с которым ассоциируются знаменитости, а потому комментарии в стиле «1,5 часа вообще ничего не происходит» стали активно снижать рейтинг.
Вот вам и первый ответ, куда подевался кинематограф: он ушел в сторону экшена и динамики, которые ждет большинство.

Откровенно говоря, популярные лица из разных экшенов не сделают авторскую картину менее авторской, но они привлекли массы, которые говорят «Пришел только из-за кастинга и разочаровался».

Насколько оправдан хейт?

«Материалистка» качественный фильм о любви, который идет не в сторону «он залезает к ней на балкон» или «догоняет на мотоцикле», как это было в 90х или 00х, а в сторону вопроса о современных отношениях в мире одиночества и бесконечных свайпов.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Многие комментаторы ополчились на фильм, потому что якобы главная героиня предала себя и свои цели. Ведь она хотела строить карьеру, и если выходить замуж, то не за богатого, а за неприлично богатого.

И очевидно, все внимание нашей аудитории было приковано к героине из-за некорректно переведенного названия фильма
(риторический вопрос: когда наконец-то перестанут издеваться над названиями фильмов в их адаптации?).

В оригинале фильм называется «МатериалистЫ», и это значительно меняет смысл и акценты. Будем честными, в картине материалистами являются абсолютно все персонажи.
Не только золотая троица, но и даже любой второстепенный персонаж: и мужчины, которым 29 лет для женщины - это уже перебор, и женщины, которые перебирают рост, расу, политические убеждения и имеют перечень требований длиной со список продуктов на Новый год.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Джон, который, казалось бы, романтичный персонаж, является не меньшим материалистом. Он обладает рядом комплексов из-за своего материального положения: не пускает Люси в обшарпанную квартиру с жуткими соседями и предлагает «невыгодное финансовое решение».

Гарри выбирает Люси, потому что она ему подходит из-за ее «трезвого» взгляда на устройство мира. Хотя на самом деле, просто выбирает ту, с которой его внутренний мужчина ростом 160 см будет спокоен. И по факту он просто боится любви из-за собственной неуверенности, а потому лучше выбрать кого-то, кто будет не на равных, а восхищаться им в финансовом и интеллектуальном плане без каких-либо чувств.
Можно вывезти мужчину из коротышки через переломанные ноги, но коротышку из мужчины…?

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Любопытно, что в фильме на свадьбе, где невеста выходит замуж за мужчину, который по всем параметрам лучше мужа сестры невесты, звучит фраза, что единственная идеология, которая осталась в живых - это любовь.

Но каждый персонаж фильма ставит под вопрос: действительно ли в эпоху психологизации любовь и ее «пресловутая искра» считаются чем-то ненужным и даже травматичным?

Собственно это то, из-за чего снова ополчились на фильм мудрыми словами «Любовь можно взрастить, а искра не нужна вовсе».

И все было бы хорошо, если бы эти слова действительно говорились бы с мудростью, а не из страха обжечься от этой самой искры, являющейся предвестником пожара.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

В современном обществе люди боятся любить, ведь это может быть больно, это страшно, это рискованно. И не только для женщин.

Гарри - любимец выпускниц женских тренингов, на самом деле готов жить в вакууме отношений сделки, потому что
«Любовь делает его дураком».
Отношения сделки стали подаваться под соусом «здоровых отношений», ведь если мужчина дает безопасность, то это уже успех.

Безусловно, брак во многие века был и до сих пор остается сделкой между семьями, которые хотели улучшить свое материальное состояние, а любовь высвобождалась в изменах с теми, с кем «невыгодно создавать семью».

При этом в современном мире женщины отчаянно кричат о том, что они хотят реализовываться, могут сами себя обеспечить, и тут же после «Материалистки» выдают «Почему она выбрала бедняка, а не того, кто может подарить ей финансовую стабильность и безопасность».
До сих пор вопрос «Чего хотят женщины» остается открытым.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Не странно ли самостоятельным и независимым женщинам с высокой самооценкой говорить о том, что они готовы поставить свое спокойствие в зависимость от финансового положения мужчины? А тот бедняк не может предложить даже «базу» - безопасность!

Возможно, так называемая, высокая самооценка стала равняться тому, чтобы называть себя «удачным уловом»? Ведь теперь женщина может рассказать, как она хороша, ведь она столько денег отдала на работу с психологом, косметологам, фитнес-тренерам, что теперь ей не нужен тот, кто ей не подходит по параметрам, поскольку она заслуживает самого лучшего.

И при этом выбор мужчины определяет «ощущение ценности» женщины в своих собственных глазах. Так точно ли тогда это САМОоценка? Или самооценка женщины находится во власти того, будет ли с ней единорог или нет?

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Забавно, что буквально за пару недель до выхода «Материалистки» на экран вышла жизнеутверждающая картина «Жизнь Чака», в которой главная смысловая линия идет вокруг того, что жизнь - это ценность сама по себе. Каждый человек - это целая Вселенная, вне зависимости добились ли мы того, о чем мечтали или нет. И уж точно вне зависимости от нашего партнера.

И вот нас окунают в то, что люди отказываясь от любви как искры отказываются от собственной ценности.

Нужна ли искра?

Сейчас то время, когда люди занимаются постоянной полировкой себя до блеска и без малейшей складочки. А потому создают «лучшую версию себя», почти как в "Субстанции", забывая про то, какие они есть настоящие.

И вот квадратик, подтачивая свои углы, старается стать кружочком, который одобряется обществом. Но на самом деле, по своей сути он все равно квадратик, просто теперь он ушел от своей истинной сути.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

И возвращаясь к мысли, что сейчас нет ни единой идеологии, которая давала бы какую-то опору, люди перестали верить в любовь, в бога, вероятно, единственная идеология - это деньги, которые не приносят ни счастья, ни удовлетворенности, но дарят спокойствие, что «плакать в Мерседесе лучше, чем плакать в шалаше».

Хотя по факту, как можно объяснить, что «искра» возникает к конкретному человеку, а не к тому, кого логичней выбрать по параметрам?
И почему у всех не возникает искры именно к этому человеку? Как все это работает?

Есть теория, в которой любовная искра - это проявление бога.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

И вопросом становится, чтобы не приклеивать любовь к человеку, к которому возникло это чувство, и не холить и лелеять человека, а направлять внимание на само чувство, и что оно проявляет в нас самих.

Любовь часто напоминает американские горки, но цель американских горок не в том, чтобы приехать, а познать себя в этом процессе.

Это чувство делает нас уязвимыми, но через человека может открыть в нас те «базовые настройки», которые мы упорно стираем, превращая себя из квадратика в кружочек. То есть возвращая нас ближе к тому, какими мы задуманы богом, а не такими, как от нас требует общество.

Именно поэтому чаще всего любовь приходит с разрушением: мы начинаем болеть, чтобы вычистить инородные программы, теряем работу, которая нам на самом деле не подходит, случаются события, выбивающие нас из колеи.

Кстати, это очень круто показано в сериале «Медведь», где Карми вылетает из сосредоточенности на кухне, а позже понимает, что он вовсе не любит больше то дело, в котором совершенствовался годами.

Любовь делает нас более уязвимыми, и тяжелее всего с любовью приходится тем, кто привык стачивать себя до неузнаваемости, а потому могут во имя любви начать менять себя не в сторону возврата к себе настоящему, а в сторону, чтобы угодить партнеру, которому эти усилия даже могут быть и не нужны.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

В этот момент открывается счет, кто и что сделал ради партнера и чем пожертвовал. Это и есть отношения сделки, которые ведут только к «Я ради тебя все, а ты для меня ничего». А следом расставанием с требованием вернуть «лучшие годы».

И все дело лишь в том, что внимание направлено не внутрь, что это чувство открывает, а во внешнее поле. Ведь весь возврат к квадратику можно пройти лишь смотря на чувство и опираясь на того, кто это чувство послал - на бога.

Но вместе с потерей веры в бога, люди потеряли способность и желание любить, думая о практичности и неведомой стабильности и безопасности.

Зачем выбирать рай в шалаше и бросать свою работу?

И именно поэтому в конце фильма Люси отказывается от своей работы на ступени повышения. Просто потому, что понимает «Я больше не хочу искать пары по неким параметрам, играть в ложь и иллюзии инфантильных людей ростом выше 180 и возрастом не старше 29 лет».

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Люси столкнулась с тем, что ее клиентка хоть и идеально подходила по параметрам мужчине, оказалась в ужасной ситуации. И вдруг, совершенно неожиданно оказывается, что важны не параметры, а человек, который скрывается внутри.

Любопытно, что в брачном агентстве клиентов называли в стиле сериала «Разделение» что-то вроде Софи М., Марк С. и тд., тем самым обезличивая их.

Селин Сон как будто дала нам ключ к тому, что в этом агентстве клиенты - это не живые люди, а лишь набор параметров с деньгами в карманах.

Выбирая любовь, Люси отказывается от той работы, которая ей не подходит. Она не изменила себе, а выбрала себя настоящую, ведь на протяжении большой части фильма Люси стала показывать в своих диалогах, как ее раздражают клиенты с уровнем требований как у подростков.

И да, порой мы уходим в никуда, чтобы обрести то, что нам подходит. И дело вовсе не в знакомом болоте, а в том, как мы себя чувствуем с тем или иным человеком, насколько настоящими.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Особенно интересен финал, где Джон говорит, что он возьмет больше смен, будет соглашаться на съемки в рекламе, но будет делать это не ради нее, а ради себя, ради их отношений.

Обретая заново чувство к Люси, он как будто начинает просыпаться и видеть, где он живет, чего он не добился, он понимает, что ему пора повзрослеть в конце концов.

И это чувство будит и его, он не включает счетчик «что я делаю для тебя», он вылезает из детских иллюзий о том, что он станет великим актером.

Любовь в «Материалистке» показывает то же пробуждающее чувство, что и в «Ла-Ла Ленде», который в свое время получил успех.

Вопрос в том, чтобы разрешать партнеру быть таким, какой он есть. Как и себе.

Картонность персонажей

Некоторые отметили, что персонажи очень топорные и даже картонные.

И действительно, кажется, что персонажи как будто максимально утрированы, особенно мужчины: тут и единорог, и застрявший неразвивающийся бедняк. Хотя в жизни обычно мужчины болтаются где-то по середине, со своими достоинствами и недостатками.

Кадр из фильма "Материалистка"
Кадр из фильма "Материалистка"

Но вероятно, автор утрированностью персонажей хотела донести важные мысли до большинства, связанные с выбором.

Диалоги порой наивные, но при этом очень честные и обнажающие нутро персонажей, показывая не самые привлекательные их стороны, но делая их более уязвимыми и позволяющие проанализировать даже не партнера, а самих себя.

И тут анализ не в том, чтобы снизить требования ради любви или наоборот выбрать более безопасный вариант, а в том, чтобы увидеть себя такими, какие мы есть. И это зачастую не всегда удобно и приятно.

Но «правда редко бывает чистой, и никогда не бывает простой».

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять
по ссылке здесь.

Также у меня есть ТГ канал, если интересно, заходите.