В Государственную думу внесён новый законопроект, который может серьёзно изменить правила игры на рынке такси. Речь идёт об отмене требования для водителей-самозанятых работать строго в регионе своей постоянной регистрации.
Сегодня — чтобы официально выйти на линию и получить разрешение на перевозку пассажиров — самозанятый должен быть прописан в том субъекте РФ, где он собирается работать. Новый законопроект обещает упростить ситуацию, но, как водится, всё не так однозначно.
❓ В чём суть изменений
Согласно действующему законодательству (580-ФЗ), чтобы стать легальным таксистом, самозанятый должен одновременно:
- иметь постоянную прописку в регионе;
- встать на налоговый учёт именно там;
- и только после этого получить разрешение на работу.
Это приводит к абсурдной ситуации, при которой тысячи самозанятых водителей не могут официально работать в больших городах, просто потому что прописаны, скажем, в Тверской или Ульяновской области.
В Санкт-Петербурге, например, по официальным данным в реестре зарегистрированы только 2,4 тысячи водителей-самозанятых, в то время как работают — более 22 тысяч. Остальные — вне закона, вне налогов, вне официальной системы.
📃 Что предлагает новый законопроект?
Законопроект №964819-8 предлагает отменить требование о постоянной регистрации для самозанятых. То есть, если ты живёшь и работаешь в Москве, но прописан в Рязани — это не будет проблемой. Достаточно будет встать на налоговый учёт в регионе, где ты работаешь.
Что изменится:
- ✅ Самозанятым не потребуется прописка — только регистрация в «Моём налоге» в нужном регионе.
- ✅ ИП по-прежнему будет обязан стоять на налоговом учёте в регионе, где получает разрешение (а значит — иметь постоянную прописку или хотя бы временную регистрацию).
⚖️ Есть нюансы
Эксперты отмечают: нововведение логично, но в нём есть слабые места.
«Проект не учитывает требование п.4 ч.1 ст.11 580-ФЗ, где сказано, что перевозчик обязан находиться на налоговом учёте именно в том регионе, где получено разрешение. А это снова возвращает к вопросу регистрации. Особенно для ИП»,
— поясняет директор СПб ГКУ «Организатор перевозок» Денис Усанов.
📌 Интересно, что в наиболее выигрышном положении окажутся иностранцы и граждане с временной регистрацией, которым будет проще получить учёт, чем «полноправному россиянину» без местной прописки.
📊 Проблема с кадрами — системная
Исследование, проведённое Международным евразийским форумом такси (МЕФТ) в 2024 году, показало: кадровый дефицит и перегибы в законе — одни из главных тормозов отрасли.
По словам организаторов, дефицит водителей уже достиг 25–30% в крупных городах. При этом десятки тысяч водителей продолжают работать нелегально — именно из-за невозможности получить разрешение по прописке.
🧾 Почему это важно
Многие самозанятые — это люди, приехавшие из других регионов: на вахту, подработать, временно пожить. Для них важна гибкость. Но система работает так, что вместо поддержки, им создают барьеры:
- Не можешь получить разрешение — значит, работаешь нелегально.
- Работаешь нелегально — не защищён, не платишь налогов, подвергаешься рискам.
🧩 Что уже сделано?
📍 Законодательное собрание Санкт-Петербурга ранее выступало с подобной инициативой — предложив Госдуме отменить требование по прописке.
📍 В резолюции МЕФТ предложение об отмене требования постоянной регистрации для самозанятых было включено официально и поддержано рядом субъектов.
📍 На межрегиональном совещании в Казани эта мера также обсуждалась как ключевая для «озеленения» отрасли и снижения серой доли.
🔍 Что дальше?
Если законопроект примут, это не решит всех проблем, но станет шагом в сторону здравого смысла. Самозанятые водители получат возможность работать официально, платить налоги и быть в правовом поле.
Однако в текущей редакции изменения в большей степени упростят работу именно самозанятым без ИП, а вот индивидуальным предпринимателям всё ещё придётся решать вопрос с регистрацией.
🧭 Подводим итоги
- 🔹 Законопроект №964819-8 отменяет обязательную прописку для самозанятых таксистов.
- 🔹 ИП остаются в старой системе, требующей постоянной или временной регистрации.
- 🔹 Иностранцы и мигранты с временной регистрацией могут оказаться в более выгодной позиции.
- 🔹 Проблема дефицита водителей — системная и требует комплексного подхода.
- 🔹 Принятие законопроекта — шаг к легализации десятков тысяч «серых» водителей.
#такси #самозанятые #регистрация #Госдума #580ФЗ #изменениявзаконе #реформа #трудводителей #локализация #таксистыпетербурга