— Вы должны писать правду, — говорили нам. — Но какую? — спрашивала я. Соцреализм — это не просто стиль, это воздух, которым дышали. Он был обязательным, как утренняя зарядка по радио, как портрет вождя над школьной доской. Но даже в самых строгих рамках находились те, кто умел говорить больше, чем позволяли буквы устава. Партия говорила: искусство должно быть «народным, идейным, реалистическим». Художник — не творец, а инженер человеческих душ. Его задача — не отражать жизнь, а переделывать её в соответствии с планом пятилетки. Помню, как в Литинституте нам раздавали методички: - Герой — обязательно прогрессивный, из рабочего класса. - Конфликт — только «хорошее» против «лучшего». - Финал — светлый, как пуск нового завода. Сюжеты вращались вокруг сталеваров, колхозниц и чекистов. Даже любовь была подчинена производственным показателям: «Он любил её, как соцсоревнование — страстно и с перевыполнением плана». Но были и другие. Те, кто писал «правильно», но между строк пр