Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Если в военной прозе не будет честной конкуренции, читатель уйдет в самиздат и... тамиздат. Помните, что такое тамиздат?

Знакомые имена встретились на распродаже книг на площади трех вокзалов в Москве

-2

Эти люди уже буквально всюду: они колесят про стране и миру (реально через Россотрудничество), им дали громкую премию "Слово" (Филиппов - 3 млн рублей, Долгарева - 1 млн), они постоянно выступают, от греха подальше их включают в премиальные списки, чтобы не связываться с шумной поддержкой, которая, чуть что, орет, будто патриотов зажимают. Тем не менее имеем вот такой результат: чуть не бесплатно продают. Много их книг расходится по библиотекам и направляется централизованные закупки на Донбасс, где копится-пылится.

А сколько разошлось при такой огромной медийной поддержке? Дмитрий Филиппов - тираж 12 тыс. экз., на складе 2000 экз., то есть десять тысяч книг по магазинам или проданы. Анна Долгарева с этой книгой - 8 тыс. экз. тираж, вроде бы весь ушел в реализацию. Это крохи, если учитывать, что данные граждане всюду

Их старшие товарищи без конца стенают, будто кто-то мешает писателям-патриотам: писатели-иноагенты, некие изменники родины, которые засели в книжных сетях (хотя они издаются в холдинге АСТ-Эксмо, который владеет и "Читай-Городом", и "Буквоедом"), Минцифры. Сейчас договорились до того, что мешают уже иностранные книги: требуют вводить акциз на иностранных авторов - вот кто помешал! Обложить налогами иностранную литературу - сразу кинуться читать основателя академии дружбы "Ахмат" Джохара П.

Песня о том, что им все время мешают, уже утомила.

В реальности во всех книжных магазинах страны - так. Это выкладка в "Буквоеде". Великий Новгород, торговый центр "Русь". Некоторое отдаление от центра. Посмотрите на ассортимент патриотической литературы

-3

Ближе

-4
-5
-6

Затесался Туленков в одном экземпляре

-7
-8
-9

Кроме него и Мединского - сплошные друзья и протеже Джохара П.

А теперь - самое интересное: полка эта в центре зала. На видном месте, у входа, выложены манги и дамские какие-то романы в розовой обложке. Но если про это напишешь, "КПД" подымет вой о неуважении к бойцам и пр. Хотя Новгородчина воюет, вероятно, больше других, тут прямо повально в армию ушли мужчины. А в "КПД" один Филиппов и воевал, на нем все едут. Второй воевавший в этой компании - Артис, но он издается в "Яузе". Как я неизменно повторяю: множество военных написали уже хорошие книги о службе и том мире. Но не выложить на центральное место не смейт Пелевина, Долгареву, каких-то поэтес, у которых мужья - политологи из Вашингтона.

Почему так? Вам же сказали, что эти нынче патриоты.

Попробуй напиши, что выкладка патриотическая не у входа - вой поднимется, не воевавшие примутся учить воевавших, как войну любить. Вообще, надо бы сходить поснимать выкладки в городе, который в числе лидеров и по мобилизованным, и по контрактникам: тут военная проза не на первом месте. Знаете, почему? Потому что воевавший народ читает другое. Именно про войну - другое. Произошло то, что я и прогнозировала: из-за насаждения некачественной военной прозы и поэзии люди уходят в самиздат или вовсе отворачиваются от военной прозы. Потому что это мертвая литература. Ни стихи, ни книги о войне от не воевавших сейчас не нужны.

Пото появится большая литература. Но ее будут не Долгарева с, прости господи, какой-то Валерией Троицкой писать, и не под премиальные сезоны

Сначала появится человек, а потом будет книга: мнени Толстого о войне 1812 года важно. Если бы четыре тома о той войне вздумал написать поэт Нестор Кукольник, никто бы его не стал читать. Будет величина - будет у общества запрос на его конкретно мнение о событиях.

А мнения сегодняшних мелких деятелей, примостившихся к пропагандистскому поезду, не нужны - нужны задокументированные воспоминания и эмоции непосредственных участников и очевидцев.

Что может произойти, если военную литературу у нас продолжат удерживать непонятные люди у кормушки? Произойдет вот это: публика уйдет в самиздат

Но это не самое страшное. Если не дать сейчас новой литературе развиваться и на основе живой конкуренции говорить о важном, о войне, люди уйдут в тамиздат. У нас уже есть тамиздат. Хотит вспомнить былые времена?

Еще напомню старый текст. Это не первый в ряду

Поэты нынче в каждом утюге - публика не успевает уворачиваться. В чем просчет Прилепина
Анастасия Миронова19 июля 2022