«Хорошие терапевты помогают клиентам, плохие – лечатся об них»
Сказ о том, как глубоко, мучительно и горько можем мы зайти в непонимании самих себя и своих поступков.
Это уже вторая книга, которую я читаю у этого автора.
ПоЧитательно / Рагим Джафаров / Его последние дни
Этот роман тоже будет любопытен практикующим психологам и психиатрам, так как на протяжении всей книги мы находимся на сеансе психотерапии.
Но начну с фабулы, которая формирует сам конфликт и раскрывает характер героев.
Сюжет весьма интересный и резко разворачивающийся на 180 градусов, но пересказывать его я практически не буду.
Психологический роман с элементами фантастики, где они переплетены, и читателю всё время приходиться гадать, его кидает из одной версии в другую: это игра воображения или что-то другое, на всем протяжении 12 лет, описанных в книге.
Смешение реализма и фантастики даже рождает Лукьянинский почерк.
Книга вышла несколько шероховатой c точки зрения фантастического сюжета, в ней мало литературы, много психологии, язык прост и понятен.
Итак, к психологу Дарье родители приводят пятилетнего мальчика Костю, в голове у которого живет подселенец. Его зовут Сато и он считает себя контр-адмиралом космического карательного флота Ишимура с личным номером СУ 388588. Любители игры Вархаммер заценят всю прелесть отсылок ко вселенной.
По ходу сюжета, через героев книги, автор пытается подвести нас к острым вопросам и найти выход, показывая на судьбе психолога, что встав против существующего положения, человек будет отвергнут обществом. Символ карателя, это крайний метод, приводящий к разрушению в том числе и самого карателя, но без символа воина проблему не решить. Сама психолог, которая отчаянно врет, подтасовывая результаты своих наблюдений, едет крышей, судя по психоделическому финалу, на мой взгляд.
В любом случае у каждого читателя будет свое мнение, но здесь важна сама проблема социально-допустимого вранья и методы её решения.
Надо отдать должное автору, который к финалу произведения показывает, что Сато не идеальный герой, и не выход из положения.
Эту книгу надо почитать родителям, которые свято верят, что разрушенную семью можно склеить детьми. Здесь, отношения Саши и Марины: масштабный шаблон семейной жизни, где скандалы показаны как пример циклично повторяющихся манипуляций.
Автор прекрасно описывает родительские склоки и бабушкин матриархат, щедро посыпая взаимным неуважением и семейной глухотой.
И это, отнюдь, не история про "больного ребёнка", это история про больное окружение. Про взрослых, не справляющихся со своей болью и перекладывающих её на тех, кто слабее.
Затронуты слишком важные и актуальные темы на примере простой семьи. Да и о том, как глубоко, мучительно и горько можем мы зайти в непонимании самих себя и своих поступков.
Ярким примером этого слабого наблюдателя является Костя, который и начинает мнить себя Сато.
Сато не просто солдат, он карающий элемент, да еще и инопланетной природы. А почему именно инопланетянин? Потому-что многое, что является нормальным на этой планете, в сущности своей ненормально. Некоторые общепризнанные шаблоны, по которым живет человек, при рассмотрении, являются абсурдными.
Сато демонстрирует в своих рассуждениях элементы этой абсурдности. Общество держится на лицемерии, социально-допустимом вранье. Земляне неспособны справиться со своими пороками. Но контр-адмирал вовсе не такой железный, каким кажется, и он тоже испытывает проблемы с выбором. Мне кажется, одна из идей книги - необходимость трансформации эмоционального карателя в осознающего воина.
Ведь не так просто противодействовать всему, что негласно поддерживается обществом. Здесь и появляется образ воина.
Книга глубокая и несет в себе множество важных и актуальных идей по необходимости осознания и корректировки норм общества и собственного поведения. На примере взаимодействия пары психолог-пациент показывается, что никто за тебя не сделает твою жизнь лучше. Не зря автор акцентирует внимание на семейную жизнь пары главных героев как на какие-то круги ада. В эти круги супруги сами себя вводят, получая свою выгоду, чаще всего ничтожную и мнимую.
Фундамент идентичности выстраивается в детском возрасте и может нести в себе множество проблем в будущем, для уже взрослого человека. Для их решения надо понимать, что виноваты не только родители и общество, а это все-таки наш выбор, хоть он может казаться и насильственным. Чаще всего идет торговля, например, человек покупает послушанием, хорошее к себе отношение.
У Сато стояла именно эта проблема - интеграция в общество. Страх быть индивидуальностью толкает человека на предательство самого себя. Попустительство приводит к слабости личности и эта слабость культивируется. Человечество постепенно деградирует.
Личность адмирала Сато гораздо ярче и интереснее, чем личность Кости, затюканного сначала родителями, а потом психологом.
Работа психолога, которая сама в кризисе, описана подробно, со смакованием собственных проблем и подводных камней при терапии, так что, думаю, специалистам будет интересно посмотреть, насколько профессионально вела себя Даша.
Когда повествование от психологии вырулило к психиатрии, и у Даши появился супервизор, казалось, что единственный сумасшедший тут – это она сама, мнящая себя психологом, работающим с мальчиком, мнящим себя Сато.
Книга держит в напряжении, не отпускает до самого конца. Постоянно заставляет сомневаться, где же истина, и в тот момент когда ты начинаешь склоняется к одной версии подкидывает тебе сомнений.
Отзывы такие же разные, как и ощущения после прочтения. Кто-то пишет, что книга захватывает, не отпускает и ставит много глубоких вопросов. Другие — что вторая половина провисает, становится слишком "терапевтичной", и это сбивает темп. Психологи отмечают, что работа специалистов в книге местами искажена — особенно роль супервизии, взаимодействие с семьёй, выбор методов.
Но почти все сходятся в одном: это книга, которая оставляет след и благодарно одаривает читателя чем-то настоящим и важным.
Финал открыт, но вот что считает нейросеть (СПОЙЛЕР):
Смысл концовки романа Рагима Джафарова «Сато» заключается в осмыслении темы выбора и свободы.
В финале контр-адмирал Сато, который находится в теле мальчика Кости, принимает самостоятельное решение — он отказывается от борьбы за власть в мире, где нет свободы, и выбирает жизнь в земном обществе, где есть возможность быть собой.
Этот выбор символизирует освобождение от шаблонов и алгоритмов, которые определяют поведение людей. Сато показывает, что даже в условиях, где нет свободы, можно найти силы на самостоятельный поступок.
Кроме того, концовка подчёркивает, что выбор — признак свободы, если только он не иллюзия. Герои романа часто делают решения, не задумываясь о причинах своих поступков, и это приводит к дисфункциональным последствиям. Финал напоминает, что свобода — это не просто абстрактное понятие, а возможность действовать по своему усмотрению, несмотря на внешние ограничения.
Цитаты:
... Если ты просто не знал, что можно по-другому, даже не допускал этой мысли, то это не верность.... Это как любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Это ведь болезнь, а не дар. .. "
«не принимать решений, последствия которых вы не обдумали»
«Хорошие терапевты помогают клиентам, плохие – лечатся об них»
«у человека должно быть право уйти. Наверное, это главное из всех возможных прав. Уйти из отношений, дав возможность партнеру и себе быть счастливыми, уйти с работы, уйти оттуда, где тебе не рады. Неважно. Иногда уйти – значит дать шанс занять твое место тому, кто будет полезнее, нужнее.»
«Взрослые могут себе позволить не нравиться кому-то, у них есть много вариантов взаимодействия с миром. Они примерно равны по силе. Они независимы и вольны в выборе стратегий. Можно хоть против всего мира воевать. Но если ты ребенок, то нравиться – это вопрос выживания. Находясь во власти тех, кто сильнее тебя, во всем от них завися, ты должен нравиться, просто если хочешь выжить. Подтверждение того, что тебя любят, – не блажь, а билет в завтра.»
«— Как тебе кажется, что хуже — предать или оказаться преданным? Сато едва не вздрогнул. Докторша, кажется, очень хорошо знает свое дело. — Предать, — не сомневаясь, ответил он. — Почему ты так думаешь? — Тот, кого предали… Он получает возможность все исправить. Я бы даже сказал, что он получает власть над предателем. Право карать во имя справедливости. Предательство — это индульгенция. Если меня предали, я имею право уничтожить предателя, понимаешь? А что делать тому, кто предал? Существует ли какое-то оправдание его поступку? Нет. Это будет разъедать тебя изнутри, пока не оставит только стенки желудка. Ты превратишься в ходячий труп. Вот и все.»
"До тех пор, пока клиент не сумеет развить этого наблюдателя, его функции выполняет психолог."
Ложь, пусть и социально одобряемая, — не лучший способ наладить отношения с детьми.
«С другой стороны, я не хочу стать таким же, как они.
— Каким?
— Подлецом, — не задумываясь, будто бы выдав давно заготовленную фразу, ответил Костя. — Лгуном, трусом, слабаком»
«— Врут.
— И делают это, оправдываясь страхом. Вот эта ваша социально допустимая ложь и есть страх. Страх обидеть, страх показаться плохим. Они терпят унижения и сами оправдывают тех, кто их унижает. Они слабые.»
«— Обратите внимание, вы злитесь и одновременно чувствуете вину за произошедшее. Зафиксируйте этот момент.»