Из категории "Посоветованного"
После прочтения романа Эмиля Золя "Дамское счастье" мои замечательные читатели/подписчики насоветовали своих любимых произведений. Чаще всего прозвучала "Западня" - за нее - то я и взялась.
По сравнению с "Дамским счастьем" роман действительно более динамичный и более интригующий, хотя очень тяжелый и безысходный.
Ох, как же я переживала за главную героиню - Жервезу - и как желала ей хэппи-энда... Но литература 19 века - не про хэппи-энд...
Совсем юной она сошлась со своим первым мужчиной Лантье, от которого родила двоих детей. Вместе они переехали в Париж, быстро потратили все имеющиеся деньги, а когда быт совсем заел, Лантье просто сбежал.
Жервеза работала, содержала детей, держала в чистоте свою каморку, и своим несгибаемым духом привлекла внимание кровельщика Купо. Она долго отвергала его ухаживания, не желая, во-первых, снова зависеть от мужчины и, во-вторых, вешать своих детей на чью-то чужую шею. Но молодой человек убеждает ее, что даст ей всё, о чем она мечтает: крышу над головой, еду, вырастить детей и умереть в своей постели.
Несколько лет семейство Купо является идеальным: оба работают, растят уже троих детей, не пьют, не скандалят, имеют накопления. Идиллия длится до того момента, пока кровельщик во время работы не падает с крыши. Несколько месяцев Жервеза выхаживает мужа, тратя на него все накопленные средства, на которые она хотела открыть свою собственную прачечную. Своей любовью и заботой она ставит его на ноги, но Купо слишком понравилось бездельничать, но при этом вкусно кушать, быть одетым, обутым и со всех сторон залюбленным.
Жервеза занимает деньги у соседа – кузнеца Гуже – и всё же открывает прачечную. На ее шее помимо трех детей и мужа заодно висит больная свекровь, поэтому женщина работает, не покладая рук. В квартале у нее прекрасная репутация, она со всеми мила и обходительна, трудолюбива и искусна в своем деле, она все ещё привлекает внимание мужчин и вызывает желание дружить у женщин.
Вроде бы, Жервеза на пике счастья, тогда-то и начинается падение. Жервеза отпускает сжатую пружину, начинает лениться, проедать большую часть заработанного, пока муж пропивает оставшуюся. Она снова впускает в свою жизнь Лантье, который способствует разорению и опусканию обоих супругов Купо. Не буду спойлерить, вдруг кто-то не читал, но закончится история этой семьи плачевно.
Перелистнув последнюю страницу, я долго думала – как так получилось? почему? возможен ли иной финал?
Ведь Жервеза показала себя такой сильной и рациональной женщиной. После предательства мужчины она ни на миг не опустила руки, работала, заботилась о детях, хорошо выглядела, насколько ей это позволяло положение. Почему же когда всё было хорошо, когда она практически осуществила свои мечты, она вдруг стала ко всему равнодушна, почему-то решила, что благополучие уже никуда не денется, плюнула на себя, на детей, на репутацию?
Гугл мне говорит, что бракоразводный закон существует во Франции с 1792 года, роман написан в 1877 – что мешало Жервезе развестись с Купо, сбросить эту обузу? Страх остаться одной с детьми? Но она уже проходила это и справилась. Ни Лантье, ни Купо не помогали ей ни морально, ни физически, ни материально – это она всю жизнь содержала их, так что терять ей было нечего. Кроме того, кузнец Гуже, который дал денег на прачечную, был влюблен в нее, предлагал жениться, помочь с детьми. Так что она бы не осталась одна, хотя, мне кажется, она не очень нуждалась в мужчинах в каком бы то ни было смысле.
Опять же всесильный Гугл говорит, что автор хотел исследовать влияние наследственности, алкогольной зависимости, а заодно и окружения. По первому пункту надо читать другие книги 20-томной серии, где есть история родителей Жервезы и ее детства. Но невольно приходит в голову история моей собственной семьи, где бабушка ни капли в рот не брала, а дедушка любил пригубить. У них было двое сыновей: мой отец не пил, а родной дядя плохо кончил. Я весьма воздержана в алкоголе, а моя кузина регулярно лежит под капельницей после встреч с зеленым змием.
Вот что это – гены или сила воли? Нашей семье достались гены бабушки, а той линии – деда? Или это что-то в голове и в характере?
По второму же пункту – да, Жервезу окружали грязные, нищие, завистливые люди, которые сами были на дне и не желали успеха своим соседям.Но ведь были и те люди, с которых можно брать пример, тот же Гуже и его мать – кружевница. Они вели добропорядочную жизнь, имели кое-какие накопления, достаточные, чтобы постоянно ссужать Жервезу деньгами. Это те же Лорилле – сестра Купо с мужем, которые занимались изготовлением золотых украшений. Да, они жили небогато, но не пили, не влипали в неприглядные истории, исправно платили за квартиру. Это супруги Боше, работавшие привратниками в доме, где жила Жервеза. Ни один из них не разбогател к концу романа, но и не спился, не опустился, кроме нашей героини.
Причем в самом начале своих отношений сам Купо не понимал, как другие мужчины могут пить водку. Сама Жервеза вообще не прикасалась к алкоголю. И ладно бы их привело к алкоголизму какое-то горе, но нет – благополучие. И мне почему-то вспомнилась книга, которую читал мой литературный клуб, – «Трагедия счастья» Надежды Тэффи. Это сборник небольших жизненных зарисовок 1900-х годов, среди которых одна была про поэта. Он писал очень жесткие саркастические стихи для журнала и был даже знаменит ими. И вот жена предложила переехать в более приличную комнату, с приличной мебелью и не менее приличными соседями. Семья переезжает, поэт впервые оказывается в комфорте и перестает писать. Ему нравится его чистая комнатка, нравится смотреть на улицу, он счастлив, благодушен и совершенно не хочет изливать яд на головы своих читателей. Его перестают печатать, деньги заканчиваются, платить за квартиру нечем, и семью выгоняют... Вот такая парадоксальная «трагедия счастья».
Единственное лично для меня неприятное послевкусие от книги – смакование грязи. Но это, видимо, особенность литературы того времени: Достоевский в «Бесах» красочно расписывал развращение девочки и ее последующее самоубийство на глазах насильника, в «Карамазовых» у Алёши аж припадок случается от рассказов отца о совращении его матери, а у Золя на 50 электронных страницах герои обжираются до поросячьего визга, еще на 20 страницах пьяный отец истязает крохотную дочь всеми мыслимыми способами, да и главную героиню в финале знатно колотят, оскорбляют, унижают. И всё это с такими подробностями, с таким смаком, хотя и по нескольким предложениям вполне понятно, насколько ужасно происходящее. В общем, после некоторых сцен хотелось помыться хлоркой...
Очень желала героине счастливого, мужественного финала, очень тяжелое впечатление оставил роман...