Вступление
(которое знатоки реформы могут пропустить)
Раньше было так:
При таком положении дел любая попытка навести порядок в мусорной сфере жилого квартала или посёлка сводилась к беспорядочным жалобам населения в разные инстанции на мусорщиков и к пикировке между стихийными группировками граждан по вопросам «куда передвинуть общий свинарник» или «где ваша, где наша помойка?!»
В 2011 г. Началась подготовка к мусорной реформе, а в 2019 г. она стартовала.
ЦЕЛИ РЕФОРМЫ:
● Свести к минимуму объем уничтожаемого мусора, увеличив объём вторсырья
● Упорядочить отношения субъектов, действующих в мусорной сфере
● Вывести мусорный бизнес из "тени" под государственный контроль
ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФОРМЫ (по убыванию объемов):
● Госбюджетные инвестиции
● Платежи населения и организаций
● Экологический сбор с производителей и импортеров товаров
● Частные инвестиции
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕФОРМИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ:
● «Федеральная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (ТКО), разработанная Российским Экологическим Оператором.
● Объекты и субъекты обращения с ТКО (см. рис. ниже).
● Процедуры обращения с ТКО
И теперь стало так:
Термины и определения
Теперь при обсуждении мусорных проблем гражданам необходимо пользоваться этими пятью понятиями, каждое из которых кратко можно описать так:
Порядок, наведенный в правилах, выявил беспорядок в действительности
Оказывается, в частном секторе доля незарегистрированных в ЕГРН объектов капитального строительства в некоторых муниципальных районах страны доходит до 40%. Таким образом, формально около 40% поселковых домохозяйств имеет законное право не платить за вывоз мусора, при том, что большинство из них его производит.
Это обстоятельство вынудило Регионального оператора прибегнуть к нехитрому хлестаковском способу избежать недоплат за свои услуги — к рассылке счетов за вывоз мусора по адресам «наудалую», полученным не из реестра ЕГРН, а из «Федеральной информационной адресной системы». Я регулярно достаю из почтового ящика счета за ТКО, адресованные давно покинувшему этот свет хозяину давно разрушенного дома, расположенного в давно несуществующих границах земельного участка, распроданного по частям. Всё потому, что адрес исчезнувшего домовладения с номером дома, похожим на мой, не удален из «Федеральной адресной системы».
Большинству домохозяев, получивших мусорный счет на свой адрес, даже в голову не придёт увязывать вопросы правообладания недвижимостью с правом пользования ближайшим контейнером. Они, не раздумывая, начинают платить по счетам, де-факто признавая себя Владельцами ТКО.
Тем не менее, известен прецедент отсуживания незаконных начислений владельцем земельного участка без объекта капитально строительства (см. определение №309-ЭС22-10066 Верховного Суда РФ).
И хотя интересы землевладельца суд за недоказанностью наличия мусора на участке отстоял, тем не менее, принципиальный взгляд на проблему он сформулировал, и предупредительный сигнал о своих возможных «манёврах» в подобных случаях подал:
«При этом суд округа также отметил, что в силу пункта 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами <...> обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО.
...Отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о не накоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временных, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество».
Перевод на русский разговорный: "Если на участке обнаружится постройка, пригодная для проживания, то её хозяин обязан платить за вывоз мусора".
В общем, Региональный оператор для себя выход из сложившегося положения нашёл.
Что же касается поселковых Владельцев ТКО, то они оказались в правовой ловушке. Даже будучи добросовестными плательщиками, они не могут претендовать на полное обеспечение своих поселков Площадками ТКО. Средства из муниципальной казны на благоустройство территории Управа выделяет, исходя из потребности официально зарегистрированных домовладений, а не из количества плательщиков. И вряд ли в рамках существующих правил может действовать по-другому, поскольку иные, неформальные подходы к выделению средств на благоустройство могут выглядеть, грубо говоря, «распилом».
Что делать?
Варианты действий граждан в новых условиях при необходимости увеличения количества площадок ТКО
(по результатам консультаций с Региональными операторами):
Вариант 1, малообещающий
- Жители поселка обращаются в управу с запросом на установку дополнительных контейнеров и обустройство дополнительных мест для их установки.
- Собственник площадок накопления ТКО (далее Управа) просит Регионального оператора (далее Оператор) рассмотреть запрос на предмет его соответствия «Федеральной схеме обращения с ТКО».
- Оператор по «Федеральной схеме» определяет границы посёлка; суммирует паспортный объём контейнеров на поселковых Площадках ТКО; суммирует нормативный объём Источников ТКО, и на основе сопоставления этих двух объёмов выносит вердикт. Чаще — «отказать». Не только в обустройстве новых, но и в легализации несанкционированных. Причин две: 1) Источников мало (¾ домов не заявлены в собственность), 2) Нормативы низкие (12 л в день на домохозяйство).
- Управа: «Но народ жалуется на завалы»! Оператор: «По мере заваливания будем вывозить за счёт федеральных средств, выделенных на устранение несанкционированных свалок».
- Управа сообщает жителям посёлка о «проведении разъяснительной работы» с Оператором.
Вариант 2, перспективный
- Правообладатели домов, от которых площадки ТКО удалены на расстояние более 100 метров, или подъезды к ним перекрыты шлагбаумами, обращаются в Управу с запросом на обустройство площадок, более к ним приближенных, доступных и равномерно распределённых по территории посёлка.
- Собственник площадок накопления ТКО (далее Управа) просит Регионального оператора (далее Оператор) рассмотреть запрос на предмет его соответствия «Федеральной схеме обращения с ТКО».
- Оператор подтверждает обоснованность запроса, т.к. обеспечить санитарные нормы в условиях большинства посёлков действительно невозможно.
- Управа идёт навстречу пожеланиям Правообладателей и обустраивает новые площадки
- Оператор перераспределяет контейнеры с учетом требуемого «Федеральной схемой» баланса объемов. Ну, или с небольшим запасом — под фонд устранения "стихийных свалок".
- В противном случае Жители могут подавать в суд.
● ● ●
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ:
(при доступе со смартфона функционал сайтов ограничен)
ПО РОССИИ:
- Федеральная схема обращения с ТКО на сайте РЭО (просмотр карты и скачивание отчёта по всем объектам, включая незарегистрированные в реестрах. Ограничен просмотр московских площадок ТКО, но в отчёте присутствуют)
- Реестр недвижимости на сайте Росреестра (показывает адреса и кадастровые номера объектов с зарегистрированным правом собственности)
- Федеральная информационная адресная система на сайте федеральной налоговой службы (показывает адреса и кадастровые номера ВСЕХ объектов)
ПО МОСКВЕ:
- Москва - Федеральная схема обращения с ТКО на сайте мэрии (показывает на карте все площадки ТКО, включая незарегистрированные в реестрах. Выбрать "информационные слои"/"места накопления отходов" и активировать "глазок". Лишние слои можно деактивировать).
P.S.
Позже, если возникнут пожелания, выложу ссылки на постановления и нормативы.
P.S.S.
Для коллажирования использованы изображения с сайта https://www.vectorstock.com.