Найти в Дзене
Разноцветные грани

Женские портреты с петухами

Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух:
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Поднимайся сол-ныш-ко! Валентин Берестов Погрузившись в "куриные фразеологизмы", которые Дзен почему-то счёл относящимися к "Блюдам из курицы", я попутно рассматривала связанные с темой репродукции живописных произведений и рисунков. И таким образом осознала, что в изобразительном искусстве довольно популярным на протяжении нескольких столетий является сюжет "женщина и петух". Возраст героинь при этом варьируется: от девочек до старух. И писали такие портреты или жанровые сценки художники в разных странах. Конечно, сюжет "женщина и кошка" намного популярнее, в десятки раз, но и работ на тему "женщина и петух" тоже довольно много. Популярность сюжета легко объяснима — кур держали и продолжают держать повсеместно, в разных странах. И при этом в хозяйстве кур обычно бывает много, а петух — один. Но его роль очень значима. Без петуха не было бы потомства — цыплят. Кроме того, пе

Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух:
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Поднимайся сол-ныш-ко!

Валентин Берестов

Погрузившись в "куриные фразеологизмы", которые Дзен почему-то счёл относящимися к "Блюдам из курицы", я попутно рассматривала связанные с темой репродукции живописных произведений и рисунков. И таким образом осознала, что в изобразительном искусстве довольно популярным на протяжении нескольких столетий является сюжет "женщина и петух". Возраст героинь при этом варьируется: от девочек до старух. И писали такие портреты или жанровые сценки художники в разных странах.

Конечно, сюжет "женщина и кошка" намного популярнее, в десятки раз, но и работ на тему "женщина и петух" тоже довольно много. Популярность сюжета легко объяснима — кур держали и продолжают держать повсеместно, в разных странах. И при этом в хозяйстве кур обычно бывает много, а петух — один. Но его роль очень значима. Без петуха не было бы потомства — цыплят. Кроме того, петух является лидером своего семейства, главой. Он защищает своих кур и цыплят от хищников и "чужих" петухов, поддерживает порядок. И при этом петухи обычно красивы. Крупный гребень, яркое оперение, пышный хвост. Не зря петухов называют королями курятника.

Крестьянские девочки с раннего детства знакомились с петухами, а порой и побаивались их. Поскольку петухи, бывает, стремятся продемонстрировать детям, кто главный, норовят клюнуть. По мнению петухов, конечно же, самыми важными персонами являются именно они. Взрослые-то легко могут усмирить пернатых забияк, но ребёнка эти забияки запросто могут напугать.

На картине выдающегося финского художника шведского происхождения Аксели Галлен-Каллелы (Akseli Gallen-Kallela, 1865 -1935 гг.) петух довольно безобидный, мирный. Они с девочкой с интересом рассматривают друг друга.
Можно сказать, идиллия.

А. Галлен-Каллела. Девочка и петух. 1886 г.
А. Галлен-Каллела. Девочка и петух. 1886 г.

Портрет, созданный одним из мастеров Золотого века голландской живописи Якобом Герритсом Кёйпом (Jacob Gerritsz Cuyp, 1594 — 1651 гг.), можно назвать парадным. Кажется, что оба персонажа — и девочка, и петух — понимают значимость того, что делает художник, и старательно позируют, чтобы и спустя столетия зрители могли полюбоваться их обликом. А они оба действительно хороши!

Якоб Герритс Кейп. Девочка с петухом. Дерево, масло. Государственный художественный музей Эстонии, Таллин
Якоб Герритс Кейп. Девочка с петухом. Дерево, масло. Государственный художественный музей Эстонии, Таллин

Живописец «Золотого века испанского искусства» эпохи барокко Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo, 1617 — 1682 гг.) изобразил старушку с птицей. Я не знаю испанского, но название переводят по-разному. И как "Старушка с курицей", и как "Старушка с петухом". Скорее всего, это курица, так как на правом локте женщины висит корзинка с яйцами. Но очень уж мне хочется представить замечательную картину Мурильо. Даже если изображена курица, сделаем для неё исключение.

Б.Э. Мурильо. Старуха с курицей (петухом?)/ 1670-е гг. Холст, масло. Старая пинакотека. Мюнхен, Германия
Б.Э. Мурильо. Старуха с курицей (петухом?)/ 1670-е гг. Холст, масло. Старая пинакотека. Мюнхен, Германия

Нельзя не показать и картину фламандского мастера из Антверпена Франса Снейдерса (1579 — 1657 гг.).

Франс Снейдерс. Торговка с петухом, дичью, спаржей, артишоками, посудой и миской с земляникой.
Франс Снейдерс. Торговка с петухом, дичью, спаржей, артишоками, посудой и миской с земляникой.

А сейчас перенесёмся в Японию. Кацусика Хокусай (1760 — 1849 гг.), автор всем известной "Большой волны в Канагаве", также уделил внимание и петухам. И среди его работ есть "Женщина и снежный петух со стихами". Ну, женщину не заметить нельзя. А вот петуха надо поискать. Но он здесь точно присутствует.
Нашли?

К. Хокусай. Женщина и снежный петух со стихами
К. Хокусай. Женщина и снежный петух со стихами

Конечно же, и в отечественном искусстве есть работы с женщинами и петухами. Посмотрим репродукции некоторых из них.

Алексей Трановский. Девушка у забора. 1895 г.
Алексей Трановский. Девушка у забора. 1895 г.

Девушка, изображённая на картине Алексея Ивановича Транковского, видимо, цыганка. И на заборе она не просто красуется-позирует. Она через забор перелазит, стремясь поскорее скрыться с места преступления. А преступление — кража. Цыганка украла петуха и хочет побыстрее доставить его в табор. Судя по всему, судьба петуха незавидна, жить ему осталось недолго...

Далее — рисунок Василия Ивановича Шевченко (1926 — 1997 гг.) и картины современных художников Андрея Юрьевича Дроздова и Ольги Каннович.

В.И. Шевченко. Девушка с петухом. 1989 г. Бумага, тушь. 28 x 21 см
В.И. Шевченко. Девушка с петухом. 1989 г. Бумага, тушь. 28 x 21 см
А.Ю. Дроздов. Девушка с петухом. 2003 г. Холст, масло. 100 x 60 cм
А.Ю. Дроздов. Девушка с петухом. 2003 г. Холст, масло. 100 x 60 cм
Ольга Каннович. Девушка с петухом. 2021 г. Холст, масло. 120 x 80 см
Ольга Каннович. Девушка с петухом. 2021 г. Холст, масло. 120 x 80 см

Картина советского художника армянского происхождения Ары Вагинаковича Бекаряна (1913-1986) сейчас принадлежит Пермской картинной галерее.

А.В. Бекарян. Девушка с петухом. Холст, масло. 114 x 76 см. Пермская картинная галерея
А.В. Бекарян. Девушка с петухом. Холст, масло. 114 x 76 см. Пермская картинная галерея

Девочку, которую изобразила ученица Александра Дейнеки, народный художник РФ Екатерина Николаевна Чернышева (1935 — 2022 гг.), зовут Таня. А жила она в деревне Боровно. Работа выразительна, несмотря на то, что цветовая палитра довольно скромна. И петушок здесь просто белый. Но он хорошо выделяется на фоне голубого свитера своей маленькой хозяйки.

Е.Н. Чернышева. Таня из деревни Боровно. 1976 г.
Е.Н. Чернышева. Таня из деревни Боровно. 1976 г.

Автора следующей работы, думаю, любители живописи без труда узнают по характерному стилю. Да, это заслуженный художник РФ Андрей Владимирович Ремнёв (родился в 1962 г.).

Андрей Ремнёв. Terra Vigilia
Андрей Ремнёв. Terra Vigilia

Современных российских художников представляет также Мария Иванова-Очерет. "Коломбина и петух" — так называется её работа. Действие происходит во время маскарада. Вот фрагмент описания картины с сайта Марии:

"История, рассказанная художником, воздействует на зрителя не повествованием, а более тонко: через ассоциации, аллюзии. Зрителю даётся возможность угадать события и "досочинить" сюжет.... Мы находимся где-то вблизи бального зала, из которого ускользнула Коломбина: в разгар праздника маске легко исчезнуть не замеченной. Для встречи? Разговора? Или может быть фотосъёмки?..) Её непринужденная поза повторяет композицию античной статуи, о которую героиня небрежно облокотилась.
Пока мы рассматриваем её костюм и гадаем, о чем и с кем идёт разговор, в поле нашего зрения появляется ещё один неожиданный персонаж: чёрный петух".

Видите петуха? Что думаете по поводу его расположения?

Мария Иванова-Очерет. Коломбина и петух. 2011 г. Холст, масло. 70 x 50 см. Частная коллекция
Мария Иванова-Очерет. Коломбина и петух. 2011 г. Холст, масло. 70 x 50 см. Частная коллекция

А сейчас переместимся в эпоху модерна. Вам нравится обложка французского художественно-литературного журнала "Петух"( Выпуск №1, декабрь 1898 года)? Её автор — чешский живописец Альфонс Муха.

Обложка французского журнала "Петух". 1898 г.
Обложка французского журнала "Петух". 1898 г.

Далее — работа Пабло Пикассо. Думаю, он в особом представлении не нуждается, наверняка все его знают. Женщина с петухом в стиле сюрреализма.

Пабло Пикассо. Женщина с петухом. 1938 г.
Пабло Пикассо. Женщина с петухом. 1938 г.

Следующая работа — рисунок латвийского художника, имя которого, к сожалению, неизвестно. Но известно, что рисунок создан в 30-е годы прошлого века, то есть почти cто лет назад.

Неизвестный художник, Латвия. Женщина и петух. 1930-е гг. Бумага, смешанная техника. 31 x 24 см
Неизвестный художник, Латвия. Женщина и петух. 1930-е гг. Бумага, смешанная техника. 31 x 24 см

Болгарский художник Бенчо Обрешков (1899 — 1970 гг.) написал две картины с названием «Женщина с петухом». Одна из них находится в Москве, в Пушкинском музее.

Бенчо Обрешков. Женщина с петухом. 1960-е гг. Холст, масло. 64 x 74 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Бенчо Обрешков. Женщина с петухом. 1960-е гг. Холст, масло. 64 x 74 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Картина современного грузинского художника Звиада Гоголаури, родившегося в 1969 году, у меня, несмотря на довольно яркие цвета, вызывает ощущение покоя и уюта. Может быть, это из-за присутствия кошки. Как считаете? Какие чувства эта работа вызывает у вас?

Звиад Гоголаури. Женщина с петухом и кошкой. 70 x 60 см
Звиад Гоголаури. Женщина с петухом и кошкой. 70 x 60 см

А в заключение я хочу представить образец стрит-арта. Граффити "Девушка с молоком и петухом" можно увидеть в Тюмени. Фотографии, представленные в галерее, сделаны пользователями Яндекс-карт. Для просмотра листайте стрелкой.

Ну, вот и всё на сегодня. Интересно, какую тему присвоит Дзен этой статье. И присвоит ли вообще. Поглядим. :)