Найти в Дзене

Ну ты, рыбий глаз!

В прошлый раз я рассказывал про то, как строилась Венеция. Думаю, какие-то общеизвестные факты на слуху, но я постарался осветить именно те строительные тонкости, о которых упоминают редко. Строительство - моя профессия, я руковожу строительной компанией, а потому все, что связано с домом, мне интересно, как, судя по росту подписки, интересно и вам. От домов, построенных на вязких почвах Венецианской лагуны методом набивного свайного основания, перенесемся в Норвегию, в залив близ городка Розендал, точнее, в Хардангер-фьорд. Это самые лососевые места планеты, и норвежцы решили построить там здание для изучения рыб, а также эффектной презентации современных способов разведения лососевых. Это одновременно туристический центр и научная лаборатория, изучающая аквакультуру. Называется дом - Salmon Eye ("Глаз лосося"). Проект придумал и профинансировал рыбак, ихтиолог и промышленник Сондре Эйде, генеральный директор компании, занимающейся разведением лосося в Эйде-фьордбрюк (Норвегия). Вооб

В прошлый раз я рассказывал про то, как строилась Венеция. Думаю, какие-то общеизвестные факты на слуху, но я постарался осветить именно те строительные тонкости, о которых упоминают редко.

Строительство - моя профессия, я руковожу строительной компанией, а потому все, что связано с домом, мне интересно, как, судя по росту подписки, интересно и вам.

От домов, построенных на вязких почвах Венецианской лагуны методом набивного свайного основания, перенесемся в Норвегию, в залив близ городка Розендал, точнее, в Хардангер-фьорд.

Это самые лососевые места планеты, и норвежцы решили построить там здание для изучения рыб, а также эффектной презентации современных способов разведения лососевых. Это одновременно туристический центр и научная лаборатория, изучающая аквакультуру.

-2

Называется дом - Salmon Eye ("Глаз лосося"). Проект придумал и профинансировал рыбак, ихтиолог и промышленник Сондре Эйде, генеральный директор компании, занимающейся разведением лосося в Эйде-фьордбрюк (Норвегия).

-3

Вообще-то в Норвегии рыба - это часть национальной культуры. Русские, к примеру, сделают комплимент человеку, не знающему усталости и выглядящему отлично - "свеж, как огурчик", норвежцы скажут "frisk som en fisk” - свеж как рыбка, русские скажут "дело сделано", норвежцы - “fast fisk”, т.е. "рыбка поймана". Рыба занимает важное место в жизни норвежцев: основная занятость населения связана с добычей рыбы, основной вид отдыха связан с рыбалкой, а в основе норвежской кухни рыба - главный продукт.

Не удивительно, что лососевый фабрикант заказал ведущей мировой архитектурно-дизайнерской группе Kvorning Design & Communication уникальное здание, курировал проект известный мастер Арне Кворнинг.
Оно выглядит, действительно, как огромный рыбий глаз, выглядывающий из воды. Здание хорошо заметно всем судам, проходящим мимо акватории Hardangerfjorden, оно становится знаковым, узнаваемым сооружением страны, таким, как Эйфелева башня для французов.

-4
-5

Вид сверху проясняет, как выглядит этот уникальный объект: мы видим пристань для туристических яхт и лодок, понимаем, что объект обтекаем, что в середине у него не то стекло, не то отверстие для слива воды - волны точно накрывают его в иные дни полностью.
Но эта картинка не дает нам понимания, как такое могли построить, как оно не отрывается от основания, и как его не разрушают волны.

-6

В любую погоду фирменный катер привозит туристов в этот удивительный дом на воде.

Salmon Eye, как сообщают туристические проспекты, "имеет эллипсоидную форму, покрытую 9250 элементами из нержавеющей стали в форме чешуи, имитирующей внешний вид и цвет рыбы". Природные очертания важны для такого объекта, ведь здание лососевого центра с утра до вечера испытывает на прочность морская вода. Именно поэтому он выглядит, как большой камень, обточенный волнами.
У здания есть надводная и подводная части. По сути, это маленький искусственный островок, построенный методом помпирования (откачки воды под водонепроницаемым колпаком), укрепления фундамента буроинъекционными сваями). Примерно по такой же технологии строят маяки. Весит здание 1256 тонн, оно способно выдерживать волны высотой до 4 м.

Внутри  центра три уровня, на которых расположена медиазона с проекционным экраном (там идут информационные программы). Подводный уровень рассчитан на усиление впечатлений и на закрепление знаний о лососе, видимо, его там специально прикармливают.

Еще один уровень отдан под ресторан (уникальный, мишленовский). Его фишка - угощение из 18 перемен блюд (правда, кормят долго, почти 6 часов, включая езду по морю). Блюда, судя по отзывам, нечто необыкновенное не только в части подачи, а в смысле идеальной свежести и сохранения вкуса рыбы и морепродуктов.

Наконец, наверху есть круглая внутренняя терраса, на которую пускают даже в дождливую ветренную погоду, когда волны захлестывают "палубу" здания.

От резких выпадов моря уникальный объект защищает длинное, извилистое русло фьорда. Волны приходят к ближайшим берегам уже ослабленными, да и близость к берегу такова, что обманчивые фотографии, скорее, имитируют его одинокое существование в морской безбрежности.

-12

Фактически же земля не так уж далеко.

-14

Рядом с устьем фьорда в Розендале в 1660-65 гг. барон Людвиг Розенкранц построил Розендальский (называют также Русендальский) замок, который называют самым маленьким замком Скандинавии.

-16

И хотя эти места славны не только лососем, но и форелью и сельдью, все же именно с лососевыми связаны главные надежды норвежцев на процветание. Fisk, Folk, Fjord, Framtid - говорят они. Рыба. Народ. Фьорд. Будущее.