Найти в Дзене
Журнал по делу

Оценка за поведение: вернуть оценку легко, научить уважению – сложнее

Оглавление

Помните те самые оценки за поведение из советских дневников? Они возвращаются — и это уже не слухи.

Возвращение оценок за поведение - Журнал по Делу
Возвращение оценок за поведение - Журнал по Делу

Министерство просвещения готовит законопроект, а президент публично поддержал идею еще в декабре 2024-го. Казалось бы, всё решено: дисциплина, порядок, "как в наше время". Но почему-то вместо единодушного "ура" в родительских чатах и соцсетях — настоящая буря. Одни видят в этом спасение от хаоса в школах, другие кричат о "возврате к дрессуре".

Мы, родители, в целом согласны: границы нужны. Но вот что тревожит по-настоящему: а понимают ли сами дети, где эти границы проходят?

Откуда растут ноги у проблемы?

✔️ Мы растили их иначе. Искренне веря, что главное — дать ребенку почувствовать свою ценность, право на голос, личный комфорт. И это было правильно! Но где-то по дороге потерялся баланс.

✔️ Мы учили: "Выражай свое мнение!" — но забыли добавить: "...уважая того, кто думает иначе".

✔️ Мы внушали: "Твои чувства важны!" — но не всегда объясняли, что чужие чувства — тоже не пустой звук.

✔️ Мы боролись за их права — но слово "обязанности" прозвучало слишком тихо.

Выросло поколение, для которого "я" — огромно, а "другие" — размыто.

Они искренне не понимают, почему учитель обижается на резкий тон ("я же просто правду сказал!"), или почему нельзя встать посреди урока и пойти пить воду ("мне же удобно!").

Им не хватает не столько дисциплины, сколько... социального навигатора.

И вот в этом проблема и есть, которую замалчивают и пытаются вернуть на законном основании.

  • В прошлом учебном году вышел закон о запрете использования телефонов на уроках - Федеральный закон от 19.12.2023 №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос: а почему дети не знают, что ими нельзя пользоваться, если конечно это не для учебных целей?

Думаете это сработало? Не совсем.

Как оказалось, личные вещи нельзя «отбирать», а добровольно не все соглашаются сдавать свои гаджеты. И это тоже рождает проблемы.

А всего-то надо было научить всех не использовать телефон во время уроков, потому что игры и крики во время игр – это неприемлемо и отвлекают остальных детей.

  • Попробовали ввести на законном уровне «уважение» к преподавателям - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации». В нём закреплена норма о праве педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорблений личности.

Как такое могло произойти, что учителям приходится защищаться от буллинга со стороны учеников на законном уровне. Разве таким способом можно привить уважение к педагогу?

  • Расскажите, как эта норма отразилась на вашей работе?
  • Дети стали меньше остро высказываться в сторону учителей?
  • Учителя стали больше говорить о нормах поведения и останавливать поведение, выходящее за рамки доступного?

Нет и ещё раз нет. Учителям проще промолчать, чем потом тратить своё время на «разбирательства» и объяснять, что границы никто не нарушал, а был разговор про нормы поведения.

Закон есть. А что с людьми?

Сергей Кравцов, министр просвещения, честно признает: система должна быть объективной, а вопрос допуска к экзаменам — проработан до мелочей.

Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев и вовсе предлагал не пускать "двоечников по поведению" к выпускным испытаниям. Звучит жестко — и вызвало шквал критики.

Но дело даже не в строгости наказаний. Главные вопросы, которые висят в воздухе:

Как научить, а не просто оценить?

Поставить "двойку" — легко. Объяснить подростку, почему его поведение ранит других или разрушает учебный процесс — сложно.

Без этой работы оценка станет просто клеймом. Уже звучат голоса психологов (таких как Людмила Петрановская): а что делать детям с особенностями (СДВГ, тревожность)? Для них "неуд" может стать билетом в зону хронического стресса.

Кто и как будет судить?

Учитель — не робот. У него свои нервы, усталость, субъективное восприятие. Прописать четкие, измеримые критерии (не "невоспитанный", а "трижды оскорбил одноклассника за урок") — задача сложнейшая. Иначе получим "камеру пыток" для одних и попустительство для других.

Школа и Семья: кто виноват и что делать?

Если учитель ставит "неуд" за хамство, а дома ребенку говорят: "Молодец, что не стерпел!" — система рухнет. Нужен диалог, а не война. Возможно, оценка за поведение должна стать не приговором, а сигналом для совместной работы: "Эй, родители и школа, тут проблема, давайте решать вместе?"

Возврат оценок — это не ностальгия по совку. Это признание нашего общего прокола.

Мы так хотели вырастить свободных, уверенных в себе детей, что забыли дать им карту территории под названием "Другие люди" и объяснить, что в школе есть правила, которые надо выполнять.

Оценка — не волшебная палочка. Она может стать:

Дубиной, которая сломает самооценку и научит лишь лицемерию: "При учителе — шелковый, за углом — хулиган".

Или... зеркалом и поводом к разговору. Если за ней последует не наказание, а системная воспитательная работа:

  • Классные часы не про "как надо", а про "почему это важно": эмпатия, уважение, границы.
  • Конкретные, понятные детям правила школы — не как запреты, а как договоренность.
  • Партнерство с родителями без взаимных упреков.

Может, вместо того чтобы спорить "за" или "против" оценок, нам всем (родителям, школе, государству) стоит честно признать: мы не доработали в теме "человеческих границ". И теперь догоняем.

Вернуть оценку по поведению – легко. Научить уважению – сложнее. Справимся?

P.S. А что думаете вы?

  • "Границы – основа общества. Оценка поможет их обозначить!"
  • "Это тупик. Научить можно только диалогом, а не дневником".
  • "Главное – КАК. Без фанатизма и ярлыков".

Делитесь в комментариях – как нам вместе научить детей уважать границы других и как вести детям себя в школе, чтобы не возникало таких законопроектов?

Подписывайтесь на канал в телеграм, там по делу.

Журнал по делу | Дзен