Помните те самые оценки за поведение из советских дневников? Они возвращаются — и это уже не слухи.
Министерство просвещения готовит законопроект, а президент публично поддержал идею еще в декабре 2024-го. Казалось бы, всё решено: дисциплина, порядок, "как в наше время". Но почему-то вместо единодушного "ура" в родительских чатах и соцсетях — настоящая буря. Одни видят в этом спасение от хаоса в школах, другие кричат о "возврате к дрессуре".
Мы, родители, в целом согласны: границы нужны. Но вот что тревожит по-настоящему: а понимают ли сами дети, где эти границы проходят?
Откуда растут ноги у проблемы?
✔️ Мы растили их иначе. Искренне веря, что главное — дать ребенку почувствовать свою ценность, право на голос, личный комфорт. И это было правильно! Но где-то по дороге потерялся баланс.
✔️ Мы учили: "Выражай свое мнение!" — но забыли добавить: "...уважая того, кто думает иначе".
✔️ Мы внушали: "Твои чувства важны!" — но не всегда объясняли, что чужие чувства — тоже не пустой звук.
✔️ Мы боролись за их права — но слово "обязанности" прозвучало слишком тихо.
Выросло поколение, для которого "я" — огромно, а "другие" — размыто.
Они искренне не понимают, почему учитель обижается на резкий тон ("я же просто правду сказал!"), или почему нельзя встать посреди урока и пойти пить воду ("мне же удобно!").
Им не хватает не столько дисциплины, сколько... социального навигатора.
И вот в этом проблема и есть, которую замалчивают и пытаются вернуть на законном основании.
- В прошлом учебном году вышел закон о запрете использования телефонов на уроках - Федеральный закон от 19.12.2023 №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации».
Вопрос: а почему дети не знают, что ими нельзя пользоваться, если конечно это не для учебных целей?
Думаете это сработало? Не совсем.
Как оказалось, личные вещи нельзя «отбирать», а добровольно не все соглашаются сдавать свои гаджеты. И это тоже рождает проблемы.
А всего-то надо было научить всех не использовать телефон во время уроков, потому что игры и крики во время игр – это неприемлемо и отвлекают остальных детей.
- Попробовали ввести на законном уровне «уважение» к преподавателям - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации». В нём закреплена норма о праве педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорблений личности.
Как такое могло произойти, что учителям приходится защищаться от буллинга со стороны учеников на законном уровне. Разве таким способом можно привить уважение к педагогу?
- Расскажите, как эта норма отразилась на вашей работе?
- Дети стали меньше остро высказываться в сторону учителей?
- Учителя стали больше говорить о нормах поведения и останавливать поведение, выходящее за рамки доступного?
Нет и ещё раз нет. Учителям проще промолчать, чем потом тратить своё время на «разбирательства» и объяснять, что границы никто не нарушал, а был разговор про нормы поведения.
Закон есть. А что с людьми?
Сергей Кравцов, министр просвещения, честно признает: система должна быть объективной, а вопрос допуска к экзаменам — проработан до мелочей.
Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев и вовсе предлагал не пускать "двоечников по поведению" к выпускным испытаниям. Звучит жестко — и вызвало шквал критики.
Но дело даже не в строгости наказаний. Главные вопросы, которые висят в воздухе:
Как научить, а не просто оценить?
Поставить "двойку" — легко. Объяснить подростку, почему его поведение ранит других или разрушает учебный процесс — сложно.
Без этой работы оценка станет просто клеймом. Уже звучат голоса психологов (таких как Людмила Петрановская): а что делать детям с особенностями (СДВГ, тревожность)? Для них "неуд" может стать билетом в зону хронического стресса.
Кто и как будет судить?
Учитель — не робот. У него свои нервы, усталость, субъективное восприятие. Прописать четкие, измеримые критерии (не "невоспитанный", а "трижды оскорбил одноклассника за урок") — задача сложнейшая. Иначе получим "камеру пыток" для одних и попустительство для других.
Школа и Семья: кто виноват и что делать?
Если учитель ставит "неуд" за хамство, а дома ребенку говорят: "Молодец, что не стерпел!" — система рухнет. Нужен диалог, а не война. Возможно, оценка за поведение должна стать не приговором, а сигналом для совместной работы: "Эй, родители и школа, тут проблема, давайте решать вместе?"
Возврат оценок — это не ностальгия по совку. Это признание нашего общего прокола.
Мы так хотели вырастить свободных, уверенных в себе детей, что забыли дать им карту территории под названием "Другие люди" и объяснить, что в школе есть правила, которые надо выполнять.
Оценка — не волшебная палочка. Она может стать:
Дубиной, которая сломает самооценку и научит лишь лицемерию: "При учителе — шелковый, за углом — хулиган".
Или... зеркалом и поводом к разговору. Если за ней последует не наказание, а системная воспитательная работа:
- Классные часы не про "как надо", а про "почему это важно": эмпатия, уважение, границы.
- Конкретные, понятные детям правила школы — не как запреты, а как договоренность.
- Партнерство с родителями без взаимных упреков.
Может, вместо того чтобы спорить "за" или "против" оценок, нам всем (родителям, школе, государству) стоит честно признать: мы не доработали в теме "человеческих границ". И теперь догоняем.
Вернуть оценку по поведению – легко. Научить уважению – сложнее. Справимся?
P.S. А что думаете вы?
- "Границы – основа общества. Оценка поможет их обозначить!"
- "Это тупик. Научить можно только диалогом, а не дневником".
- "Главное – КАК. Без фанатизма и ярлыков".
Делитесь в комментариях – как нам вместе научить детей уважать границы других и как вести детям себя в школе, чтобы не возникало таких законопроектов?
Подписывайтесь на канал в телеграм, там по делу.