Архивные документы дают уникальную возможность не только познакомиться с жизнью известных на всю страну революционеров, но и узнать об односельчанах, которые занимались агитацией среди крестьян в 1905-1906 годах.
6.11.1905 Рапорт Кромского уездного исправника:
"Пристав 1-го стана Кромского уезда сего числа донес мне. Что 3 ноября заведующий чайной при дер. Колках Колкской волости, крестьянином Иваном Григорьевичем Черных была поднята в коридоре при чайной неизвестно кем подброшенная брошюра, озаглавленная так: «За веру, царя и Отечество бить жидов, воззвание к крестьянам». В этой брошюре говорится, что евреев следует бить за то, что они добиваются равноправия. Заведующий чайной хотел передать брошюру Колкскому волостному старшине, но пришедший в чайную сын старшины Петр Васильев Черных попросил прочитать брошюру и прочитав, взял ее с собой для передачи волостному старшине. Брошюры Петр Черных старшине не передал, а на обращенные к нему требования урядника отдать брошюру объяснил, что он отослал ее в редакцию газеты «Сын Отечества». Об этом происшествии донесено прокурору Орловского окружного суда, участковому товарищу прокурора и сообщено начальнику Орловского губернского жандармского управления и его помощнику.
Ходатайство исправника о выселении Петра Черных из пределов Орловской губернии под надзор полиции".
29.12.1905 Рапорт пристава 1 стана Кромского уезда:
"Сын кромского землевладельца Колкского волостного старшины Василия Михайлова Черных крестьянин д. Колок Кромского уезда Петр Васильев Черных, не имея определенных занятий, занимается лишь тем, что в сообществе с другими лицами разъезжает по семьям Кромского уезда ведет агитацию среди крестьян, подстрекая их к насильственным действиям против помещиков, не делая в этом исключения даже для своего родного отца.
Для пресечения его вредной агитаторской деятельности, заключенный в Кромскую уездную тюрьму, выселить за пределы губернии под надзор полиции
Черных читал крестьянам газеты «Орловский вестник», «Сын Отечества» и другие. По научению Черных крестьяне отказались обрабатывать землю. Между крестьянами распустил слух, что земля владельцев им достанется даром, а поэтому весной землю будут пахать каждый крестьянин, сколько сможет".
"27 лет, темно-русый, среднего роста, плотного сложения, православный, ни чем не занимается, имеет отца, 3-х братьев и 2-х сестер, живет при отце, холост, слывет за агитатора между крестьянами, знакомство ведет с сельскими учителями: Ушаковым, Титовым и другими".
29.12.1905. Рапорт Кромского уездного исправника:
"Колкский старшина Василий Михайлов Черных заявил, что сын его Петр, требовал от него, чтобы ему, Черных дал часть земли при деревне Мураевки, но Черных отказал ему, так как кроме Петра, он имел еще 3 сыновей и 2 дочери, и что Петр ничем не занимается, а только возбуждает крестьян против Черных. Петр Черных ведет дружбу с земскими учителями: Череповым, Ушаковым, Титовым и Костиным. Ходит с учителями по школам, где учителя детям показывают картины, и по окончании с крестьянами ведут беседы о земле и что вся земля должна быть разделена поровну между крестьянами: при этом учитель Ушаков в школе дер. Лешни начал разъяснения крестьянам сколько они переплатили за выкупную землю в казну, а земля должна быть дана даром, а не за деньги".
4.01.1906. Рапорт Кромского уездного исправника:
"Приставом 1-го стана Кромского уезда в Кромскую уездную тюрьму был помещен крестьянин д. Колок Колкской волости Петр Васильев Черных. Кромской уездный исправник ходатайствует и выселении Черных из пределов Орловской губернии под надзор полиции".
12.01.1906. Прошение Петра Черных о свиданиях с родными и знакомыми:
"21 Январь 1906. Его Превосходительству Господину Прокурору Орловского Окружного Суда.
Политического арестанта крестьянина дер. Колок, Колкской вол., Кромского уезда, Орловской губ., Петра Васильевича Черных.
Прошение
2.06.1906 кромской исправник арестовал меня и посадил в тюрьму. В административном постановлении исправника, что было мне прочитано, сказано: 1) я разъезжал по деревням и вел агитацию преступного характера; 2) я подстрекал крестьян разгромить имение своего родного отца. В силу этого исправник в донесении своем губернатору, ходатайствую перед его Превосходительством относительно выдворения меня из родной губернии.
Постановление исправника основано на донесении пристава 1-го стана, а последний, очевидно, принял ко вниманию совершенно ложные свидетельские показания.
По деревням я в качестве агитатора никогда не разъезжал; и имение моего родного отца, – конечно, есть мое имение, и является для меня единственным средством к существованию, а потому допустимо-ли, что я подстрекал крестьян разграбить свое имущество. Я сам есть, как уже выше видно, собственник (сын землевладельца), мое занятие – сельское хозяйство, меня всякие дикие аграрные беспорядки приводят в ужас.
Все это заставляет меня обратиться к Вашему Превосходительству, как к представителю и охранителю закона с покорнейшею просьбой – снестись с административными властями, чтобы произвести расследование моего дела, допросить крестьян сельца Мураевки, где находится имение моего отца, следующих: Якова Осипова Петрухина, Петра Федорова Тилшина, Александра Ефимова Чижикова, Адриана Стефанова Потапова или же весь сход означенного сельца, а также крестьян села Кутафино, где моя родина и где тоже имеется дом, земля и полное хозяйство моего отца".