Группа молодых американских студентов-антропологов решается на поездку в Швецию в канун праздника Солнцестояния. Вместе с ними отправляется девушка Дэни, не так давно пережившая трагические события. На празднике всем будет классно, ребята изучат культуру языческого праздника и напишут дипломную работу, а девушка сможет развеять свою печаль. Праздник, конечно, будет! Весь вопрос для кого и во имя чего?
Фильм "Солнцестояние", 2019г. Режиссер: Ари Астер
Преданность Дэни своей семье
Дэни, главная героиня фильма «Солнцестояние», из весьма странной семьи. Её родная сестра — психически больной человек. Дэни находится в постоянной тревоге. Она несет ответственность за состояние своей сестры. Это непосильный психологический груз. Она слилась со своей родительской семьёй, всецело ей принадлежит. Сепарация невозможна.
Хорошо сепарироваться от здоровой и благополучной семьи, когда тебя наполнили, наполнили родительской любовью и спокойно отпустили в мир. При этом родительская семья всегда готова принять в радости, а особенно в горе. Такая семья в этом случае является вечным неисчерпаемым источником силы как в прямом, так и символическом значении.
Неблагополучная семья не отпускает человека, требуя от него заботы и внимания. Дэни являются для семьи не возможностью подарить, наполнить, дать, а ресурсом для ее поддержания. Девушка вечно в тревоге, так как связана со своей семьёй долгом. На глубинном уровне для нее родительская семья есть главная ценность, которая у неё есть. Она вынуждена стать ресурсом для нее, ее поддержкой и опорой. Но вот возможности для этого у главной героини нет. Она не в состоянии выдерживает все тревоги и ужасы родительской семейной системы. Вот она Кристиана и рассматривает дополнительным ресурсом. Дэни рассказывает ему по большей части не о себе, а о семье.
Подруга Дэни доказывает ей, что Кристиан обязан ее поддерживать. При этом сама не стремится проявить сочувствие и заботу в отношении Дэни. Кристиан для Дэни — это возможность выжить, справиться с той психологической нагрузкой, которая на нее легла в связи с проблемами в ее семье. Но это не любовь.
Кристиан тоже не испытывает любовь к Дэни. Он просто так воспитан, да и проявлять сочувствие принято в обществе. Он как будто бы обязан поддерживать, но не умеет ни заботиться, ни любить чувственно. Кристиан вроде помогает Дэни, но остаётся достаточно холодным. Он не способен ни на любовь, ни на ненависть. Не может ни сблизиться с Дэни, ни расстаться с ней. Его друзья отражают его возможности: уйти в рационализаторство, как Джон, или скользить по поверхности эмоций, как Марк.
Трагическая смерть сестры и родителей только усилила связь Дэни со своей семьёй. Огромное чувство вины не позволяет ей принять события как данность, за которые она не может нести ответственность. Ее детское всемогущество не дает покоя Дэни, терзает ее ощущением, что она недостаточно заботилась и любила свою семью.
Желание поехать в Швецию — это страх остаться одной. Одиночество ее пугает, у нее нет опыта быть одной и оставаться в безопасности. Она так привыкла принадлежать чему-то общему, она до сих пор предана своей уже мертвой семье и принадлежит ей. Именно эта ее особенность привлекла Пелле. Он увидел в одинокой и травмированной девушке возможную жительницу их общины.
Странная община Хорги
Поездка в общину Хорги окутана тревогой, а когда герои фильма непосредственно приближаются к месту назначения на машине, всё в прямом смысле переворачивается. Действие фильма въезжает в перевёрнутый мир. Настоящее и искусственная, искренность и манипуляция, ужасное и прекрасное — всё здесь меняется местами.
Герои фильма оказываются на территории вечного солнца. Мы привыкли воспринимать ужасное, страшное, психотическое как тьма, ночь разума. Но любое нарушение равновесия света и тьмы травматично для человека. Обилие света ослепляет, притупляет взгляд, лишает его нормальности. Ночь — это время успокоения, когда психика приводит все впечатления, полученные под лучами солнца, в порядок. Сон залечивает наши дневные раны, переставляет акценты, что позволяет нам быть днём адекватными. Солнцестояние — период нехватки сна, когда психика не успевает восстанавливаться и оставаться нормальной и вменяемой. Слепящее солнце, которое практически не заходит за горизонт даже ночью, становится источником чего-то тревожного и страшного. Но свет не дает этой тревоги прорваться и насторожиться.
Мир общины Хорги пленит своей первозданностью и наивностью. Но это только кажется, что здесь всё естественно, всё натурально, что здесь ждёт единение с природой и с самим собой. Всё уже решено для этих гостей в мире Хорги, жестокий сценарий уже написан. Каждому уготовлена своя роль на этом празднике Солнцестояния, где предопределенность и обреченность — главные невидимые распорядители. Гости уже стали пешками в заранее спланированной игре, им уже определена судьба агнцев, приготовленных к жертвоприношению. Кто-то нарушит правила, кто-то с ними не согласится, а кто-то будет послушен, но финал одинаков для всех. Но не совсем... По сути, все, что будет происходить с главными героями, можно заранее разглядеть на настенных рисунках Хорги.
Прежде чем войти в мир Хорги, путешественники получают псилоцибин. Это делается для того, чтобы ослабить у гостей связь с реальностью, притупить логическое, расшатать ощущение нормальности. Дэни, находясь в весьма уязвимым состоянии, принимает этот странный напиток и впадает в странное состояние. Психологические защиты, которые и так у неё весьма ослаблены, отступают. Услышанное слово «семья» становится для неё триггером, и она начинает терять связь с реальностью. И всё же её психика устояла, она просто уснула. Это был первый этап приобщения Дэни к миру Хорги.
Смерть в мире Хорги
Мир Хорги — это мир архаичного человека. В давние времена человек, чувствуя свою уязвимость и зависимость от силы природы, опирался на интуицию и наблюдение. Магическое мышление было возможностью выжить и как-то упорядочить хаос и неопределённость окружающего мира.
Современный человек живёт совсем в другом мире. У него другие представления и другие ценности. И, прежде всего, это представления о жизни и смерти. Архаичный человек наблюдал в природе цикличность. День сменялся ночью, и снова наступал день. Зима, весна, лето, осень и снова зима. Опадали листья и снова появлялись. Цветы отцветали и снова набирали цвет. В рамках цикличности люди видели и жизнь человека. Смерть как завершение одного цикла и начало следующего. В этой системе смерть не пугала. Современному человеку доступно более глубокие знания о природе. У нас есть представление о жизни каждого человека как об уникальной ценности.
Аттеступа для современного человека — это ненормально. Саймон и Кони, как психологически здоровые и адекватные люди, чётко это констатировали. Они сразу поняли, что попали в ненормальный мир, и решили отсюда сразу уехать. Никто не смог их убедить в обратном. Их понятия о нормальности и ненормальности очень устойчивы, а возможности тестировать реальность не могут нарушить внешние события.
Кристиан разделил в своей душе чувственное и рациональное и постарался себе и Дэни объяснить происходящее как норму. Он попытался смягчить восприятие ужасного события тем, что так здесь принято, и это надо уважать. Кристиан никак не ощутил в этом опасности для себя и Дэни. Молодой человек, как всегда, отстранился от своей чувственной сферы, нашёл рациональное объяснение. Так он делал, когда Дэни рассказывала ему о своей семье, так делал, когда пытался поддерживать Дэни. Он не давал ей чувственной поддержки, не пытался оторвать девушку от ее семейного психоза.
Для Дэни наблюдение аттеступы стало повторной травматизацией. Она по-настоящему не пережила ещё смерть своей семьи, а здесь увидела весь ужас смерти. Девушка совершенно не была готова к такой ситуации. Это нанесло огромный урон её психики. И всё-таки она осталась вменяемой и вполне разумной. Её тревога была вполне адекватной сложившейся ситуации. Главная героиня хотела уехать отсюда, она волновалась о пропавших людях. Дэни настороженно стала относиться ко всему, что здесь происходит. Но это был второй этап подавления психики Дэни, чтобы приобщить ее к миру Хорги.
Любовь в мире Хорге
Архаическая общность людей — это общность, где нет индивидуальности, есть только общность. Нет глубоких личных отношений, нет семьи. Община — это что-то единое, неразрывное, симбиотическое. Человек есть только ее часть, один он ничто. Здесь нет любви в современном чувственном понимании, а есть секс как проявление телесности во имя зачатия и рождения как в прямом, так и в символическом смысле. Любовь не имеет романтического ореола. Ей чужды моральные обязательства, верность и преданность, нравственные законы. Можно заставить любить другого человека посредством магического мышления.
Интересно, что Кристиана в общине Хорге рассматривают как девушку. Его выбирают, завлекают, интригуют, создают условия для соития. Он полностью лишен активности, и ему это нравится. Его не напрягают, не заставляют брать ответственность за выбор, не вынуждают ухаживать и добиваться внимания и взаимности. И не нужно кого-то поддерживать и о ком-то заботиться. Но именно это эмоциональное купание во внимании, отсутствие необходимости проявлять энергию и силу ломает психику Кристиана. Он осознает, что он только средство, объект, которым воспользовалась община. Он становится ненужным и пустым.
Отношения с красавицей из общины Хорги — это мертвые отношения, но они стали возможны, потому что с Дэни отношения были также лишены жизни. Мертвым отношениям суждено закончиться, как бы вы этому сознательно ни сопротивлялись, герои. В конце фильма бедного Кристиана зашивают в медвежью шкуру. Здесь опять перевёртыш. Кристиан был самым послушным гостем на этом празднике, но его изначально рассматривали как содержимое для шкуры медведя. Общине нужна Дэни, которая подходит для их сплочённой семьи.
Община Хорге как семья
После того как Дэни испытала ужас и кошмар в процессе наблюдения аттеступы и не получила поддержки со стороны Кристиана, община организует ситуацию успеха для неё. Важно показать, что вообще не она может почувствовать себя ценной и нужной. Ведь именно это она испытывала, когда спасала свою семью. Весь этот бесконечный танец — это ритуал растворения психики Дэни в психическом поле общины. И вот она королева, она заметна, она принята! Дэни получает долгожданное внимание и новый статус.
А на следующем этапе необходимо столкнуть её в разочарование, создать условия, чтобы она испытала жестокую боль, ощутила бесконечное горе. И дать ей иллюзию поддержки. Разочароваться она должна в своем прошлом, в своих ожиданиях и надеждах. Она рыдает, и девушки рыдают вместе с ней. Это ритуал не сочувствия, а ритуал приобщения к общине. Здесь нет личностной сопричастности и искренней эмпатии. Это ритуал, направленный в большей степени на якорение к общине, это отыгрывание боли, но не полноценное ее проживание. Дэни симбиотически слилась с общиной, потеряла себя как личность и индивидуальность.
Эмоции и чувства Дэни не нашли воплощения в словах, а застыли в рыданиях и разбудили дремавшую в ней агрессивность. Злость, томящаяся так долго в глубинах психики Дэни, вырвалась наружу вместе с обидой и болью. Главная героиня окунулась в психоз.
Ей, королеве, предоставили право выбирать жертву для ритуала убийства. Принять решение о смерти человека уже непосильная задача для психически здорового современного человека. Но Дэни уже находится на другом психологическом уровне. Её затапливает гнев и обида. Она выбирает Кристиана как жертву. Героиня делает выбор не через осознание и, а через принятие чужих правил, навязанных извне, находясь внутри весьма сомнительного мира, где нормы написаны буквально кровью.
Горит святилище, символически сгорает разум Дэни. Все члены общины беснуются. Это их истинное внутреннее состояние. И Дэни улыбается. Она уже своя в мире Хорги, она принадлежит этой общине и телом и душой. Она осталась преданной своей семье и вновь обрела ее в далекой Швеции на празднике ослепляющего Солнцестояния.
Спасибо, что прочитали статью! Предложите фильм для разбора.
Мои другие статьи о психологии в кино: