Дата
Поездка была с 29 июня по 2 июля 2025 года. 29 июня и 2 июля - дни дороги, 30 июня - Лонгйир, 1 июля - морской тур к посёлку Пирамида и леднику.
Маршрут
Город Лонгйир расположен на архипелаге Шпицберген. Шпицберген входит в состав Норвегии. Норвежское название Шпицбергена - Свальбард, так же называется и аэропорт. Название Шпицберген практически нигде не используется, все говорят и пишут Свальбард.
В летнее время в Лонгйир летает 4-5 рейсов ежедневно из Осло. До Осло добирался через Стамбул.
В Осло по прилёту из Стамбула нужно обязательно получить багаж и пройти таможню, прежде чем пересесть на внутренний рейс. Поэтому нужно пройти паспортный контроль. После таможни (по зелёному коридору) нужно снова сдать багаж, пройти проверку безопасности для входа в аэропорт, а потом - снова паспортный контроль, потому что Свальбард - это не Шенгенская зона. Это всё занимает время, поэтому интервал между прилётом в Осло и вылетом в Лонгйир должен быть большой. Возможно, без багажа было бы гораздо проще (транзитный коридор без паспортного контроля), но в летнее время с тёплыми вещами и обувью лететь без багажа проблематично.
Обратно летел в Копенгаген, думал, будет та же процедура с багажом в Осло - но нет, зарегистрировали багаж в Лонгйир до Копенгагена, а паспортный контроль проходил в Осло.
Аэропорт в Лонгйире маленький, возит в город автобус. Несколько автобусов стояло в ожидании пассажиров, когда получал багаж. Я брал такси (из аэропорта до отеля около 300 норвежских крон, это грубо 30 евро, из отеля в аэропорт - 200 норвежских крон, всё по счётчику, оплата картой). Такси не образуют линию, каждая машина стоит сама по себе, и непонятно - ждёт кого-то таксист или свободен. В роли такси есть как обычные машины, так и минивены. Багаж получил бысто, поэтому не знаю, хватает ли такси всем. Все хорошо говорят на английском.
Прямо в аэропорту, в зале выдачи багажа, есть возможность взять в аренду автомобиль. Но дорог, соединяющих поселения, на Шпицбергене нет, в Лонгйире общая протяжённость транспортной сети - около 40 километров, по тундре на авто ездить нельзя - это сильно вредит растениям.
Погода и одежда
В середине лета далеко за полярным кругом всё время день, и температура примерно одинаковая в течение суток. В мои дни было солнечно, от +12 до +18 по Цельсию; когда смотрел прогнозы, то в дождливые дни около +10. Поэтому, когда в городе, на закрытой территории, то тепло и приятно, и чувство весны. Но как только дунет ветер - сразу всё меняется.
Основная погодная неприятность, с которой я столкнулся - это ветер. В городе и рядом с ним он даже не холодный, но очень сильный. Когда шёл против ветра вверх по небольшому уклону, то идти получалось с трудом - наклоняешься вперед и не падаешь, вспоминалось:
И вспоминалось "ложась лицом на стылый ветер" (С) А. Розенбаума.
На море, когда катамаран шёл не у берегов, дуло сильно и холодно, надевал ветрозащитрую куртку и брюки. В городе пришлось попотеть в прямом смысле, пока подобрал одежду. Термобельё оказалось лишним, а ветрозащитные брюки пригодились. В общем: если рядом с домом или машиной - обычная одежда ранней весны, для околонулевой температуры. Если гулять немного дольше - ветрозащитные брюки поверх обычных, и куртка с ветрозащитой. Перчатки не понадобились даже во время морского похода.
И ещё один сюрприз от ветра - это двери машины. Если ветер в хвост, то дверь может и оторвать. Это, видимо, очень прибыльный бизнес в Лонгйире - ремонтировать дверцы машин.
Бинокль - абсолютно необходимый аксессуар, думаю, 10-кратный оптимально - позволяет смотреть с рук, и уже достаточно мощный. Для хороших фоток живности нужен телеобъектив, камеры смартфона не справляются.
Отель и питание
Лонгйир - шахтёрский посёлок. От шахт несёт пыль. Когда снег стаивает, земля быстро высыхает, и тоже поднимается пыль. Зимой снег или грязь. Поэтому в Лонгйире местная особенность и традиция - в помещениях ходят в бахилах, в тапочках или без, а обувь оставляют на входе. Отель придерживается традиции и в сообщении при бронировании просит постояльцев привезти с собой тапочки. Я не против традиций, но за цену номера в отеле тапочки можно было бы и выдавать. Кофе и чай - всегда в свободном доступе возле стойки регистрации, в номере чайников, микроволновок нет.
Деревья в Лонгйире не растут, но крепёж в шахтах, и подвесные дороги для транспортировки угля делались из дерева, и с деревом здесь работать умеют. Отель деревянный. Паразиты не выживают в холоде, поэтому дерево не портится и служит долго.
Когда деревья были большими
Лонгйир - шахтёрский посёлок, коммерческое предприятие. Здесь добывали уголь, и это было экономически выгодно (но не долго; потом стало геополитически выгодно).
Первоначально уголь пытались добывать на противоположном берегу фьорда, и там даже был основан посёлок Hiorthhamn, уголь оказался очень богат окаменелостями животных и растений, но по качеству сильно уступал углю с берега Лонгйир, и добыча переместилась. Уголь Лонгйира считается качественным и используется в основном химической промышленностью, а не как топливо. Уголь русского Баренцбурга значительно хуже.
Но уголь, как известно, образовывался из растений. А здесь в разгар лета растет разве что "компас Арктики".
Объяснение этой загадке дает теория движения литосферных плит.
Ещё одна особенность ландшафта - плоские вершины гор; все горы - примерно одной высоты.
Примерно 65 миллионов лет назад Свальбард находился значительно южнее, был покрыт лесами и по нему бегало множество динозавров. Внезапно прилетел астероид, и динозавры, вместе с 70% видов другой живности, умерли.
- Машенька, чего ты плачешь?
- Динозавры вымерли!
60 - 40 миллионов лет назад Свальбард медленно дрейфовал к северу, сформировались Атлантический и Северный ледовитый океаны, и поднялась горная цепь западного Шпицбергена. Вплоть до 2 миллионов лет назад он был покрыт растительностью, которая образовала залежи угля. А потом пришло оледенение, землю сковало мерзлотой, и не отпустило до сих пор.
Шахтерский край
Примерно в начале XX века началось коммерческое освоение региона, и драчка между акулами капитализма за территории. Доминировали американцы, но участвовали и другие.
Всего было открыто 7 шахт, транспортировка угля с них велась подвесными дорогами.
Шахты закрывались одна за другой. Первоначально город отапливался добываемым углём, потом (2022-2023) энергоснабжение перевели на дизельное топливо. Шахта №3 открыта для туристов; над этой шахтой - тир-полигон для обучения противодействию белым медведям. Флаг над тиром был поднят - значит учения идут, да и было, собственно, слышно.
Остальные шахты заброшены и законсервированы.
Университет и музей Лонгйира
В последние лет 20-30 Лонгйир, вместе со всей Норвегией, шагнул в постиндустриальное общество. Шахты заменили туризм и наука.
Музей в здании университета, отдельный вход, открывается рано, и сразу же наполняется большими группами туристов с круизных лайнеров.
Внутри экспозиция обо всём:
- геологическая история
- история освоения людьми
- угледобыча
- полярная фауна
- полярные исследователи
- климат и его изменения
По легенде пытались выросшего на цепи медвежонка отвезти в подарок королю, а он в лодке что-то себе надумал, взял и поплыл. Пришлось цепь отпускать.
Роль научных исследований в жизни Лонгйира повышается с каждым годом; кроме основного здания университета, есть научное оборудование "в поле" - станции наблюдения, аппаратура для исследования атмосферы, магнитного поля, северного сияния и подобного.
Над шахтой №7 (которую закрыли 30 июня 2025 года) располагается станция изучения мезосферы. Мезосфера - это примерно 50-80 км над уровнем моря, самая верхняя область атмосферы, где ещё есть погода.
Для полётов мезосфера представляет собой своего рода "мёртвую зону" — воздух здесь слишком разрежен, чтобы поддерживать самолёты или аэростаты (на высоте 50 км плотность воздуха в 1000 раз меньше, чем на уровне моря), и в то же время слишком плотен для полётов искусственных спутников на такой низкой орбите. В целом мезосфера изучена хуже других слоёв атмосферы, в связи с чем учёные прозвали её "игноросферой" (Википедия)
Резвятся учёные не только в горах, но и на море.
Музей покорителей Северного полюса
Архипелаг Шпицберген из-за близости к Северному полюсу был важной точкой для полярных экспедиций, стремившихся достичь вершину планеты. И климат здесь мягкий для такой широты - ощущается влияние Гольфстрима. Но при передвижении по воде и льду точка оказывалась невыгодной для старта - течение несёт льды в сторону от полюса.
Ситуация изменилась, когда получило развитие воздухоплавание (воздушные шары и дирижабли) и полёты на самолётах.
Гонка к Северному полюсу началась в XIX веке, достигнутая широта увеличивалась на несколько градусов или минут каждой следующей экспедицией.
У норвежцев было много отважных полярных исследователей, но два имени выделяются: Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен.
Норвежец Фритьоф Нансен в 1893 году на вмёрзшем в лёд корабле "Фрам" попытался продрейфовать вдоль полюса. Он достиг 86°14' с. ш.
Швед Саломон Андре и ещё два человека с ним отправились к Северному полюсу с острова Датский архипелага Шпицберген в 1897 году на воздушном шаре "Орёл". В 1930 году на острове Белый архипелага Шпицберген они были обнаружены погибшими в палатке, сделанной из оболочки воздушного шара. Причины гибели не установлены, но предполагается, что они угорели от примуса, т.к. ткань плохо пропускала воздух.
В 1908 - 1909 году два американца, Фредерик Кук и Роберт Пири, почти одновременно заявили, что достигли Северного полюса. Достоверных подтверждений ни один из них не представил, рассказы Пири выглядят вообще фантастическими. Но это не помешало им начать публичную ссору за право первенства.
Судебные разбирательства между покорителями шли, но Северный полюс широкая общественность считала покорённым. Планировавший повторить путь Нансена Руаль Амундсен пересмотрел свои планы и отправился покорять Южный полюс. Было много интересного при подготовке экспедиции - и как с Нансеном "Фрам" делили, и как деньги на поход собирали, и как имитировали подготовку к Арктике, а потом пошли в Антарктиду, и как игнорировали конкурента Скотта. А в экспедиции Амундсен продемонстрировал высший класс полярных путешествий - путешествие без приключений (я не говорю, что оно было лёгким; и не утверждаю, что взаимоотношения в коллективе были прекрасными), когда всё расчитано заранее, в том числе - когда какая собачка должна пойти на корм своим сородичам. Приключения достались его сопернику Скотту, который пришел на Южный полюс вторым, а обратно не вернулся.
Следующей вехой в покорении Северного полюса стали дирижабли. И тут расположение Шпицбергена оказалось очень удачным.
Первыми людьми, задокументированно видевшими Северный полюс, стали участники первого в истории трансполярного перелета на дирижабле "Норвегия" под руководством Амундсена, американца Линкольна Элсуорта и итальянца Умберто Нобиле в 1926 году.
Во время спасательной операции, получившей название "Red Tent", "Красная палатка" (в ней жили участники экспедиции), погиб Амундсен.
Сувениры
В городе много сувенирных магазинов. В них продают традиционно футболочки, кепочки и магнитики, а также шкуры и изделия их них. В обоих музеях есть интересные изделия на память. Несколько местных дизайнеров раскручивают свои имена, видел дизайнерские шариковые ручки с природными материалами (дерево, камень) и механизмом выдвигания стержня как затвор охотничьего ружья; много кожаных сумок и сумок из тюленьего меха; шубки из тюленьего меха.
Технические ограничения Дзена на количество картинок в одной статье, поэтому продолжение здесь.