Найти в Дзене
Олег Платонов

Самое старое деревянное здание в Казани стоит заброшенным на пороховом заводе

Так случилось, что за счет реновации, Казань лишилась многих исторических и не очень построек, которые стояли тут не одну сотню лет. Такие здания можно сегодня чуть ли не на пальцах рук пересчитать. И казалось бы, нужно беречь эти жемчужины на теле города, однако, по факту этого не происходит. Самое старое деревянное строение 1808 года сегодня стоит в столице Татарстана заколоченным. Хоть и спрятано на территории порохового завода. И вроде бы никому до этого дела никакого нет. Хотя, в этой постройке хранится прекрасная история. В настоящее время дом, расположенный по адресу улица Первого Мая, д. 16 (возле здания управления Казанского государственного казенного порохового завода) находится под государственной охраной. В 2017 году его включили в число исторически ценных градоформирующих объектов, являющихся предметом охраны исторического поселения города Казани. Земельный участок и здание находятся в собственности Порохового завода. В какой-то степени это плюс, поскольку заколоченное зд
Оглавление

Так случилось, что за счет реновации, Казань лишилась многих исторических и не очень построек, которые стояли тут не одну сотню лет. Такие здания можно сегодня чуть ли не на пальцах рук пересчитать. И казалось бы, нужно беречь эти жемчужины на теле города, однако, по факту этого не происходит. Самое старое деревянное строение 1808 года сегодня стоит в столице Татарстана заколоченным. Хоть и спрятано на территории порохового завода. И вроде бы никому до этого дела никакого нет. Хотя, в этой постройке хранится прекрасная история.

ДОМИК ДЛЯ НАЧАЛЬСТВА ПРИ ЗАВОДИКЕ

В настоящее время дом, расположенный по адресу улица Первого Мая, д. 16 (возле здания управления Казанского государственного казенного порохового завода) находится под государственной охраной. В 2017 году его включили в число исторически ценных градоформирующих объектов, являющихся предметом охраны исторического поселения города Казани. Земельный участок и здание находятся в собственности Порохового завода.

В какой-то степени это плюс, поскольку заколоченное здание в прямом смысле находится за каменной красной заборной стеной. То есть, с улицы просто так туда проникнуть невозможно.

-2

- Его уже лет 5 расселили, теперь там только крысы живут, - со знанием дела говорит один из старейших работников завода.

И действительно, здание довольно сиротливо смотрится вокруг каменных построек. Можно даже сказать, что эта «гнилушка» не вписывается в общий интерьер заводоуправления. Словно гнилой зуб стоит оно на огороженной территории. А между тем, это самое старое деревянное здание в Казани, которое пока находится еще в приличном состоянии.

Построили его в 1808 году и уже в 1819 его можно увидеть на плане порохового завода, где оно помечено как «Офицерский дом со службами». А в плане 1878 года дом значится как "Квартира Господ Офицеров".

-3

Особую значимость для страны дом приобрел во время второй мировой войны. К октябрю 1941 года Казанский пороховой №40 остался практически единственным действующим заводом во всём Советском Союзе. Все остальные оказались на территории, захваченной фашистами. Предприятия же, «эвакуированные» на восток, смогли наладить производство далеко не сразу.

Дому №16, который находится рядом со зданием заводоуправления, отводилась важная роль: в нем обязано было жить все руководство, включая директора и главного инженера. Для чего это делалось?

Старый вид на дом со стороны улицы 1 мая
Старый вид на дом со стороны улицы 1 мая

- В то время на заводе для руководства не было так называемых комнат отдыха, где человек мог отдохнуть, поспать, привести себя в нормальное состояние, - говорит краевед Валерий Грязнов. – Даже туалет был общий. А учитывая напряженную обстановку в стране было необходимо, чтобы руководство предприятия 24 часа должно было находиться в рабочем состоянии. Поэтому был указ, чтобы его разместили прямо рядом со зданием заводоуправления. То есть, в этом деревянном доме. В здании было всего 5 квартир.

СТАРЫЙ ОТЕЛЬ

Сам Валерий Грязнов личность уникальная. Он изобретатель, кандидат химических наук, автор собственной методики обучения английскому языку и плюс ко всему краевед. А за эту деревянную постройку бьется, как может, поскольку прожил тут без малого 70 лет.

Семья въехала в дом в декабре 1951 года, поскольку отец краеведа, Анатолий Грязнов был на тот момент главным инженером порохового завода. Семья заняла квартиру №2, угловую. Анатолий Грязнов сменил на посту директора выдающуюся личность, Всеволода Сластникова, который после порохового стал председателем исполкома Казанского городского совета. По сути, если говорить современным языком, он стал мэром Казани. Но покидать свои хоромы, где только зал для приема гостей –ь около 50 квадратных метров, он не захотел. Так и осталась семья Грязновых в своей квартире № 2, хотя по статусу им полагалась квартира № 3…

-5

Всеволод Сластников неожиданно скончался в 1972 году, в командировке. Что называется, сгорел на работе. На тот момент директором порохового был уже Сергей Богатырев. Но у него была квартира в другом месте, и переезжать в Кировский район он категорически отказывался. А на тот момент постановление, что руководство завода должно обязательно жить на улице Первого мая 16, уже было снято. И квартира вновь вернулась к заводу.

Тогда и было принято решение, что из хором начальнических сделать гостиницу для высокопоставленных господ, которые наведываются в Казань с проверкой. Все условия для царского отдыха в этом четырехкомнатном отеле тут были, включая огромную спальню и бильярдный стол в дальней комнате.

-6

И даже тут дом показал свой характер. Долгое время за всем хозяйством тут следила Валентина. Она была и поваром, и администратором, и уборщицей в одном лице. После того, как гостиницу закрыли, через несколько лет женщину забрал ковид…

СПАЛИЛИСЬ НА ПАЛЕВЕ

Тучи над домом стали сгущаться с момента, когда к власти на пороховом пришел Халил Гиниятов. По мнению Валерия Грязнова, у начальника были четкие планы снести гнилушку и на ее месте поставить новое двухэтажное здание и превратить его в гостиницу. И шеф пороха целенаправленно шел к этой цели, надеясь выиграть противостояние…

- В ноябре 2004 года мы по почте получили приглашение в суд, и выяснилось, что нас принудительно хотят выселить из этой квартиры, - говорит краевед. – Судебное разбирательство шло месяц, перед новым годом суд принял решение о выселении. Но на тот момент жильцы сплотились, и генеральная прокуратура РТ это решение отменила.

-7

Второе судебное разбирательство началось в 2008 году, когда выяснилось, что жильцов выписали из квартир в этом доме без их воли. Суд был выигран, и права были возобновлены.

Однако, невзгоды не заканчивались. Из гостиницы вывезли всю мебель, и руководство завода сделала в ней помещение для дворников. И в один прекрасный момент Валерий Грязнов застает этих работников совка и метлы за тем, что они проносят канистры с бензином в дом. Естественно, дворники толком не смогли дать вразумительный ответ, зачем им столько горючего на территории деревянной постройки, однако, после случившегося скандала их все-таки уволили.

-8

МУЗЕЮ ПОРОХА ПОМЕШАЛО СВО

Но лом все-таки дом расселили.

- Я был последним жильцом, кто покинул этот дом, - признается краевед. - Я долго упирался, уезжать оттуда не хотел. Пришедший на смену Гиниятову директор завода Александр Лившиц все же уговорил меня переехать, пообещав, что мне не надо беспокоиться за судьбу родного дома, в котором я прожил 70 лет.

Мы два с половиной часа пробеседовали в его кабинете. Была идея в этом доме устроить музей пороха, аналогом которого нет во всем мире. Это очень интересная тема. Тогда бы получилось и старинный дом в надлежащем состоянии сохранить, и интересную тему для туристов предложить. Но сначала ковид, а потом специальная военная операция помешала этим планам. Нынешнему руководству завода сейчас точно не до музея.

То, как комнаты выглядели несколько лет назад...
То, как комнаты выглядели несколько лет назад...

Валерий Грязнов считает, что дом законсервирован плохо. Мебель всю оттуда вывезли, но по его утверждению, там все равно кто-то проживает. По крайней мере, он видел посуду, когда был на месте своего бывшего проживания. Возможно, там живут приличные люди без определенного места жительства, которым нет смысла сжигать свое же жилище. Но будет очень жалко, если самый старый деревянный дом в Казани все же сгорит. Столица Татарстана, по его мнению, и так потеряла слишком много истории в пожарах и ликвидации ветхого жилья.

Даже его любимый парк Петрова сегодня выглядит пустынным после всех реноваций. А раньше там играла музыка, было шикарное футбольное поле, и была профессиональная площадка для игры в городки. И как во все это вдохнуть новую жизнь?...

Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора