Minecraft вышла в далеком 2009-м — и постепенно захватила весь мир. Инди-проект шведского разработчика Маркуса Перссона превратился в огромную франшизу с несколькими спин-оффами, литературой и даже тематическими парками развлечений, а сама игра до сих пор регулярно получает свежие обновления. Что забавно, ведь феноменальный успех Minecraft стал сюрпризом даже для его создателя.
Конструктор 2.0
Человек, впервые увидевший Minecraft, вряд ли поверит, что перед ним самая продаваемая игра в истории. Специфический визуальный ряд, максимально примитивная боевая система, отсутствие сюжета и постановочных роликов — и это тот самый хваленый хит? Но первое впечатление обманчиво. Кубический мир Minecraft построен на простых, но оригинальных правилах, которые раскрывают в людях креативность.
Minecraft часто называют основоположницей компьютерных «песочниц» с высокой степенью свободы. Именно она определила правила всех последующих симуляторов выживания. Игрок попадает в огромный открытый мир, который каждый раз генерируется случайным образом. Реки и океаны, пустыни и горы, миролюбивые деревни и опасные катакомбы — рандомайзер создает уникальное пространство, из-за чего исследование выходит невероятно увлекательным.
Главная особенность — эти миры полностью состоят из интерактивных кубов (исключениями являются существа и жидкости). Все эти строительные кирпичики одинаковы по размеру, зато сильно отличаются друг от друга по свойствам. Взаимодействие с кубами — основа игрового процесса в Minecraft. Их можно уничтожать, получать из них ресурсы, а также собирать из них свои собственные постройки. В этом виртуальном конструкторе можно практически все. Хочешь — строй замки или сложные механизмы, прокладывай дороги или возводи мосты. Или меняй русла рек и уничтожай целые горы, лишь бы тебе было весело.
Изначально Minecraft не ставит перед пользователем никаких миссий и задач, но довольно быстро они появляются сами — персонаж нуждается в пище и защите от многочисленных опасностей, которые особенно досаждают ему по ночам. С удовлетворения этих потребностей пирамиды Маслоу и начинается путешествие каждого игрока. Поиски еды побуждают исследовать огромный мир, а желание оградиться от ночных гостей ведет к добыче ресурсов и постройке собственного убежища.
Добавляет глубины в этот процесс мультиплеер. Серверы могут поддерживать от сотен до десятков тысяч игроков в одном мире, что безгранично расширяет возможности и для взаимопомощи, и для соперничества
Поиски еды побуждают исследовать огромный мир, а желание оградиться от ночных гостей ведет к добыче ресурсов и постройке собственного убежища.
Добавляет глубины в этот процесс мультиплеер. Серверы могут поддерживать от сотен до десятков тысяч игроков в одном мире, что безгранично расширяет возможности и для взаимопомощи, и для соперничества.
Как шведский разработчик-одиночка собрал и отпустил Minecraft
Изначально популярная видеоигра была скромным проектом шведского программиста-одиночки Маркуса Перссона, более известного как Нотч (Notch). Он работал преимущественно над браузерными тайтлами, но долгое время вынашивал идею создания RPG в полностью открытом интерактивном мире. Главным желанием Нотча было создать максимальную свободу действий без конкретных задач и сюжета.
Маркус Перссон на церемонии вручения наград GAME British Academy Video Games Awards, 2012 год
Источником вдохновения стали легендарная «выживалка» Dwarf Fortress, экономическая стратегия RollerCoaster Tycoon, симулятор бога Dungeon Keeper и соревновательная Infiniminer. В какой-то момент Нотч решил взять за основу все то, что ему так нравилось в этих тайтлах, — простое и быстрое строительство, исследование подземелий, взаимодействие между игроками и случайная генерация живого открытого мира.
Первая версия Minecraft увидела свет 17 мая 2009 года. Вряд ли в тот день можно было представить, каким успехом для Перссона обернется этот проект, — тестовая версия работала исключительно в браузере и содержала в себе фрагменты кода и модельки из предыдущих неудачных проектов Нотча.
Чтобы усовершенствовать свое детище, Нотч решил наладить как можно более тесную связь с первыми пользователями. Во время разработки Перссон регулярно устраивал опросы, выслушивал замечания и предложения. Такой подход принес свои плоды — вокруг Minecraft начало формироваться сплоченное сообщество, благодаря которому популярность проекта начала расти даже без использования рекламы и широкой огласки, исключительно за счет мощного эффекта сарафанного радио.
Интерес аудитории быстро рос, а тестовая версия Minecraft обрастала новыми механиками и фичами. Хотя сам Нотч все еще планировал сделать игру с ролевыми элементами, самим пользователям, как оказалось, было достаточно просто исследовать миры и строить загоны для овечек. Из-за этого направление разработки все больше уходило в жанр симулятора выживания — и в конце концов изначальные планы по добавлению ролевых элементов были заброшены.
Все в том же 2009-м популярность Minecraft выросла настолько, что Перссон решил основать студию Mojang Specifications. До конца 2010 года у нее был лишь один сотрудник — сам Нотч. Но вскоре он был вынужден нанять и других сотрудников, чтобы справляться с объемом работы. Самого Перссона в то время даже звали присоединиться к Valve, но он отверг предложение, чтобы сохранить творческую свободу.
Первая стабильная версия Minecraft вышла 18 ноября 2011 года. Это событие совпало с достижением колоссальной отметки — десять миллионов зарегистрированных аккаунтов. А уже спустя всего месяц после релиза Нотч решил уйти из собственного проекта — весь творческий контроль перешел его другу Йенсу Бергенстену. Сам же создатель Minecraft отправился работать над новой научно-фантастической игрой 0×10c, которая задумывалась как огромный космический симулятор в духе Elite Dangerous. К сожалению, в 2013-м работу над 0×10c прекратили — по словам Нотча, это произошло из-за творческого кризиса и повышенного внимания прессы.
Уход Перссона никак не отразился на судьбе Minecraft. За следующие несколько лет игра получила целую лавину крупных обновлений. Новые режимы и биомы, существа и механики, переводы на новые языки и выход на новых платформах… Minecraft будто бы и не заметила ухода своего создателя.
Именно быстрое развитие и стало причиной, по которой Minecraft перестала принадлежать не только Нотчу, но и студии Mojang. В 2013 году разработчики запустили сервис Minecraft Realms, который позволял игрокам легко арендовать настраиваемые серверы для посиделок с друзьями. Это ударило по владельцам частных серверов и создателям модов, которые хотели монетизировать свой контент, — в Mojang выступали резко против такого подхода, что в итоге вылилось в конфликт между разработчиками и сообществом. В результате на Mojang и Нотча (который все еще состоял в команде) обрушились неожиданные юридические вопросы, необходимость регулировать серверы и терпеть недовольство игроков.
Терпения Перссона хватило ненадолго. В 2014-м он публично заявил, что больше не хочет заниматься подобной ерундой, после чего попросил «кого-нибудь» купить у него Mojang. Призыв не остался незамеченным — в том же году студию и игру купила Microsoft за 2,5 миллиарда долларов. Сразу после этого все основатели компании покинули Mojang.
Усталость авторов и смена владельца не отразились на дальнейшей судьбе Minecraft — под крылом гигантской корпорации игра продолжила получать масштабные обновления и нововведения. Последнее из них вышло совсем недавно — 25 марта 2025 года.
Что скрывают блоки
Сейчас Minecraft называют одной из самых влиятельных видеоигр в истории. Кубический конструктор про разведение коров и прокладывание тоннелей получил
важнейшей игры десятилетия, а The Guardian даже объявила его лучшим тайтлом XXI века. Minecraft не просто стала популярна сама по себе, но и породила целый жанр.
В чем заключается феномен безумной популярности Minecraft? Именно эта игра впервые показала, какими увлекательными могут быть случайно собранные виртуальные миры и как сильно люди любят создавать что-то свое. Влияние Minecraft до сих пор чувствуется в сотнях похожих проектов: без идей Нотча не существовало бы популярных Don’t Starve, Valheim, Subnautica и 7 Days to Die.
А в центре геймплейной формулы всегда находятся свобода творчества и исследования. Именно игрок решает, сколько времени будет проводить в Minecraft, захочет ли он общаться с другими пользователями и чем вообще будет там заниматься. При этом подключиться к этому конструктору может любой — он необычайно прост в освоении и портирован на все актуальные платформы.
Такая свобода не только увлекает сама по себе, она создает пространство для возникновения спонтанных историй. От масштабных кооперативных проектов и ролевых приключений до массовых сражений и осад замков — долгая история Minecraft знает множество уникальных ситуаций, которые были рождены из совместного креатива пользователей. И все это — в крайне простой форме, которую может освоить практически кто угодно. Ребенок или пенсионер, опытный геймер или новичок — начать играть в Minecraft может каждый, поэтому количество пользователей неустанно растет даже в 2025 году.