Найти в Дзене
Сибирский. Новостной

Путь Ивана Ярыгина от сизой тайги до олимпийского золота

Оглавление

Рассказываем о борце, чья сила и характер ковались в суровых условиях Сибири

«Сибирский. Новостной» продолжает свой рассказ о людях, чьи имена вписаны в историю нашего края золотыми буквами. Сегодня наш герой – человек-легенда, символ невероятной силы духа и тела, олицетворение самой Сибири. Иван Сергеевич Ярыгин. Его имя гремело на мировых коврах, но сердце его всегда принадлежало родной земле, ставшей для него и колыбелью, и неиссякаемым источником силы.

В рамках проекта «Люди Сибири» мы уже рассказывали о тех, кто прославил наш край, став известным деятелем культуры, преобразил его, будучи меценатом, внёс значимый вклад в медицину и поразил мир своими изобретениями.

Сегодня же речь пойдёт о человеке из спортивной сферы. Знакомьтесь – Иван Ярыгин: сибирский богатырь, борец, двукратный олимпийский чемпион, пятикратный обладатель Кубка мира и негласного титула «Иван Грозный».

Первая наука – труд

Родился Иван в 1948 году, в морозном ноябре, в маленьком посёлке Усть-Камзас Кемеровской области. Он был шестым ребёнком в большой семье кузнеца – кроме Вани у Евдокии Павловны и Сергея Николаевича было ещё девять детей. Когда мальчику едва исполнилось пять, семья перебралась сначала в тувинский Усть-Уюк, а затем осела в крошечной сибирской деревушке Сизая, затерянной в Шушенском районе Красноярского края. «Сизую я считаю своей малой родиной», – с большой теплотой признавался он позже в своей книге.

-2

Своей настоящей родиной Иван Ярыгин считал именно Сизую. Фото: ensib.ru

Цену куска хлеба Ваня познал с малых лет – он прошёл суровую таёжную школу: пас скот, косил сено, валил лес, заготавливал шишки, колол дрова. Однако холод и тяжёлый труд, терпение и умение превозмогать боль, в конце концов, стали тем прочным фундаментом, на котором рос будущий непобедимый богатырь. Земляки вспоминали его особую сметку и удачливость, особенно в рыбалке на хариуса. Рыбалка и сбор ягод – брусники, смородины, кислицы – были не развлечением, а необходимостью, вкладом в выживание семьи. Сноровистый мальчишка мог за день набрать семь ведер ягод, оставляя позади самых проворных женщин. А в кузнице отца, среди раскаленного металла и звонких ударов молота, он играл тяжеленными кувалдами – навык, который позже обернётся сокрушительной мощь на борцовском ковре.

Рождение чемпиона

Когда Ивану исполнилось 18, он приехал в Красноярск. Здесь судьба свела его с людьми, которые разглядели в крепком сибирском пареньке будущую звезду. Первым был тренер Владимир Чарков, сумевший уговорить высокого (почти два метра ростом!), но мечтавшего о футболе Ваню попробовать силы на борцовском ковре. А затем в его жизнь вошел человек, ставший Учителем с большой буквы – легендарный Дмитрий Миндиашвили. Их связь оказалась настолько важной, что даже армейскую службу Ивана Миндиашвили устроил так, чтобы тот мог остаться в Красноярске и не прерывать тренировки.

-3

Успешным борцом Иван стал благодаря Миндиашвили. Фото: «Заметки истории»

Упорство Ярыгина было феноменальным. Он никогда не опаздывал, выкладывался на каждой тренировке до седьмого пота, а приёмы отрабатывая до автоматизма. А его легендарные кроссы – летом он мог пробежать 50 километров от Красноярска до деревни Слизнево и обратно! Потом – без передышки: 120 отжиманий, 15 подъёмов по канату за подход. Он искал силу не только в зале: любимым «тренажёром» Ивана были красноярские «Столбы», где он метал огромные камни вместо гирь и подтягивался на крепких деревьях. Не удивительно, что результат не заставил себя ждать: уже через два года – победа на молодежном первенстве СССР, а в 1970-м – звание чемпиона страны среди взрослых.

Мюнхенский триумф

Однако имя Ярыгина в историю спорта было вписано, благодаря его участию в Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Казалось немыслимым то, что он совершил: семь схваток – семь досрочных побед. На то, чтобы завоевать олимпийскую золотую медаль Иван потратил… всего 7 минут и 20 секунд чистого борцовского времени! Этот ошеломляющий рекорд не побит до сих пор.

-4

Ярыгин на олимпийском пьедестале. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

Его стиль был яростным, мощным, неудержимым. Фирменная передняя подножка с захватом плеча сметала соперников с ковра, словно ураган. За этот напор западные журналисты тут же окрестили его «Иваном Грозным».

«Сибиряк расправился с соперниками, как медведь с рыбами на нересте», – писали газеты.

А четыре года спустя, в Монреале, он доказал, что его сила – это ещё и сила духа: завоевав второе олимпийское золото, Иван провел решающие схватки со сломанными ребрами. Невероятная воля к победе, закалённая в сибирской тайге!

Отдушина и источник силы

Даже у великих бывают спады. После неудачного 1974 года Иван вернулся в родную Сизую – в тайгу, к тяжёлой работе. Устроился лесорубом. Месяцы тяжёлого, честного труда на морозе, среди вековых деревьев стали для него лучшей реабилитацией и душевной терапией. Позже он вспоминал:

«Я тренировался в деревне каждый день как крестьянин. Нарубил дров на три зимы вперёд».

Природа, родная земля и труд, знакомый с детства – именно это вернуло ему уверенность и мощь. Словно с ним своей силой вновь поделилась Сибирь – в конце того же года Иван Ярыгин триумфально выиграл абсолютный чемпионат СССР, победив куда более тяжёлых и титулованных соперников.

-5

Иван Ярыгин на ковре. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

Но даже став мировой суперзвездой, Иван Ярыгин никогда не терял связи с малой родиной. Он болел душой за Сизую. Вместе с другом Владимиром Малышковым и при поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова он преображал родное село: построил новую школу, современный спортзал, помог отремонтировать дороги. Для него это было делом чести, возвращением долга воспитавшей его земле.

Наставник, защитник, созидатель

В 1980 году Иван Сергеевич решил закончить блестящую карьеру борца, но из любимого спорта не ушёл. Новым, не менее значимым подвигом стал его вклад как организатора и наставника.

-6

Ярыгин часто повторял, что нужно давать дорогу молодым. Фото: championat.com

Главный тренер сборной СССР (1982–1992)

Под его мудрым и требовательным руководством советская школа борьбы оставалась сильнейшей в мире. Команда завоевала более 120 золотых медалей на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Не будет преувеличением, если мы скажем, что Иван Ярыгин воспитал целую плеяду чемпионов.

Президент Федерации борьбы России (1993–1997)

Это были самые тяжёлые, «лихие» 90-е. Государство практически перестало финансировать спорт. Находясь на этом посту, Иван Сергеевич стал настоящим щитом и спасителем для отечественной борьбы. Он, используя свой авторитет, искал и находил спонсоров, буквально «выбивал» деньги, спасая спортсменов и тренеров от нищеты, отстаивая честь российского спорта. Благодаря его титаническим усилиям открывались и выживали десятки спортивных школ по всей стране, особенно в глубинке, давая шанс талантливым ребятишкам из простых семей.

Организатор Чемпионата Мира в Красноярске (1997)

Это стало его главной мечтой и делом жизни. Он лично пробивал проведение престижнейшего мирового форума не в столице, а в сердце Сибири – Красноярске. Вложил невероятную энергию, чтобы привлечь инвестиции, организовать всё на высочайшем уровне. Этот чемпионат, прошедший, однако, уже после его гибели, стал настоящим праздником спорта и памятником его любви к родному краю.

Человек с большим сердцем

За громкими титулами и невероятной физической силой скрывался удивительно простой, душевный и щедрый человек. Слава не вскружила ему голову. Окружающих поражал его альтруизм. Он мог запросто раздать друзьям и знакомым свои драгоценные кубки и медали, считая, что они принесут людям радость. Выигранные в карты немалые по тем временам деньги (целых 100 тысяч рублей!) – отдал соседям в Сизой. В дальние поездки, на самые ответственные соревнования, он брал с собой не дорогие талисманы, а… носочек своей маленькой дочки.

-7

Кадр из фильма «Сибирский богатырь Иван Ярыгин», Восточно-Сибирская студия кинохроники, 1976 год

И сердце его всегда тянулось к сибирской природе. «Хотя бы день свободный – улетал из Москвы на рыбалку», – вспоминала верная спутница его жизни, жена Наталья.

Память, высеченная в сердцах и камне

Жизнь этого сибирского богатыря трагически и нелепо оборвалась 11 октября 1997 года в автокатастрофе под Нефтекумском.

«Иван поехал один, пообещав вернуться на следующий день, - вспоминала события того дня жена. - Лучше бы он задержался, чтобы потом все-таки вернуться! Знаю, что десятки людей в Махачкале отговаривали его ехать в Кисловодск на ночь глядя, и он до последнего момента колебался».

Но всё-таки поехал. На обратном пути водитель автомобиля, в котором ехал Ярыгин, не справился с управлением и вылетел на встречную полосу, где врезался в припаркованную фуру. Спустя полчаса 48-летний борец скончался в реанимации от тяжёлых травм.

Сибирь и весь спортивный мир оплакивали его. Но наследие Ивана Ярыгина живо. Ежегодный международный турнир «Иван Ярыгин» в Красноярске, став одним из самых престижных соревнований, собирает сильнейших борцов планеты.

-8

Дворец спорта им. Ивана Ярыгина в Красноярске. Перед ним – памятник спортсмену. Фото: rg.ru

Его именем названы набережная, дворец спорта в Красноярске и сквер в Абакане. В родной Сизой бережно хранит память о нем музей. Но главный памятник – в сердцах людей. В памяти тех, кто видел его борьбу, знал его. И тех, для кого он остался вечным символом силы, чести и беззаветной любви к своей Сибирской земле.

Наталья Смирнова

Заглавная иллюстрация: коллаж «Сибирский. Новостной»