И тут случилось непредвиденное. Мурка, избегая лужицы разлитого скипидара, неуклюже запрыгнула на подставку для чистых холстов. Подставка качнулась. Один холст, небольшой, загрунтованный, но ещё не тронутый кистью, соскользнул...
*************************
Студия напоминала поле боя после арт-обстрела. Холсты прислонились к стенам в ожидании озарения, тюбики краски валялись под ногами, а на огромном мольберте красовалось... Ничего. Чистый, насмешливый белый грунт. Алёна, художница с репутацией "перспективной", пятый день билась над заказом для престижной галереи. Тема "Хрупкость". Идеи были тоньше паутины и рвались при первой же попытке их зафиксировать.
"Фиаско, полное фиаско", - пробормотала девушка, швырнув палитру на заляпанный стол. Звук грохота привлёк внимание единственного обитателя студии, не страдавшего творческим кризисом - Мурка, огромная серая кошка неопределённых кровей, открыла один жёлтый глаз с бархатного кресла, единственного островка чистоты и порядка. Её взгляд выражал бездонную скуку и лёгкое презрение к человеческой суете.
"Чего уставилась? - огрызнулась Алёна - Ты бы хоть мышку поймала для вдохновения, бездельница". Мурка зевнула, демонстрируя розовую пасть и острые клыки, и отвернулась.
Отчаявшись, Алёна решила навести хоть какой-то порядок. Она схватила тряпку и банку скипидара и начала яростно оттирать старые брызги краски с пола возле мольберта. Запах был резкий, едкий. Мурка, как истинная аристократка, возненавидела его. Она недовольно фыркнула, спрыгнула с кресла и пошла прочь, к своей миске с водой в дальний угол студии.
И тут случилось непредвиденное. Мурка, избегая лужицы разлитого скипидара, неуклюже запрыгнула на подставку для чистых холстов. Подставка качнулась. Один холст, небольшой, загрунтованный, но ещё не тронутый кистью, соскользнул - прямо в открытую банку с ультрамариновой синькой, стоявшую на полу у ног Алёны!
"Мурка! Ты с ума сошла?!" - вскрикнула Алёна, бросаясь спасать холст. Но было поздно, холст одним углом погрузился в банку, выплеснув волну синей краски на пол и ...на лапы виновницы.
Мурка, ошарашенная и теперь с ярко-синими передними лапами, отпрыгнула как ошпаренная. В панике она метнулась через студию, пытаясь стряхнуть липкую гадость. Синие отпечатки лап вспыхнули на полу, на обёрточной бумаге, на уголке чистого холста на мольберте... Она запрыгнула на стол, опрокинув баночку с титановыми белилами, которые разлились поверх синих следов на полу, создав причудливые разводы. Потом, спасаясь от преследующего запаха краски, юркнула под диван, оставляя за собой хаотичную дорожку сине-белых клякс...
Алёна стояла посреди нового, ещё более масштабного хаоса. Ругательства застряли в горле. Она смотрела на следы. На ЭТИ следы. Хаотичные, нервные, но невероятно живые. Синие лапы на белом холсте... Следы паники, попытка убежать от неприятного. Хрупкость мгновения. Хрупкость спокойствия, разрушенного одним неловким движением. Хрупкость самой кошки, внезапно попавшей в чужеродную, липкую среду.
Сердце Алёны бешено застучало. Не от злости - от озарения! Она осторожно сняла холст с мольберта, на котором остался один чёткий, синий кошачий след, обрамленный случайными брызгами белил. Он был... совершенен. Грубый, искренний, дышащий неподдельной эмоцией.
"Мурка... - прошептала Алёна, опускаясь на корточки перед диваном, - Выходи! Ты... ты гений!"
Из-под дивана донеслось недовольное "Мрррр!".
Алёна не стала доставать кошку, вместо этого она схватила кисти и другие краски. Она не стала закрашивать след. Она стала его продолжать. Лёгкими, почти невесомыми мазками она создала вокруг синей лапы полупрозрачную дымку испуга, намёк на мелькнувшую тень под диваном, абстрактные формы, передающие хаос и внезапность. Она работала всю ночь на одном дыхании, а Мурка, вымытая (не без протестов) и отогревшаяся, наблюдала с кресла, свернувшись клубком и её жёлтые глаза светились в полутьме как два фонарика.
Наутро холст был готов. Он не был похож ни на что, что Алёна делала раньше. Это был не просто абстракционизм. Это был документ. Документ паники кошки и прозрения художницы. Он дышал подлинностью.
Галерист, увидев работу, долго молчал. Потом сказал: "Алёна... Это не просто "Хрупкость". Это "Хрупкость и Импульс". Непредсказуемость бытия. Это... гениально! Как вам пришло в голову?".
Алёна посмотрела на Мурку, которая вальяжно вылизывала лапу в углу галереи, та встретила её взгляд и медленно моргнула.
"Соавторство, - улыбнулась Алёна, - Полностью непреднамеренное соавторство. Его Величество Случай и... Её Сиятельство Лапа".
Картина стала центром выставки. А в углу, на специальной маленькой табличке под ней, скромно значилось: "Соавтор: Мурка. Техника: Акрил, смешанная техника, отпечаток лапы (ультрамарин), импровизация".
Мурка не возгордилась. Она лишь потребовала дополнительную порцию лосося и бессовестно заняла самое солнечное место в студии. Но теперь, когда Алёна заходила в тупик, она не гнала кошку. Она внимательно смотрела на неё.
Иногда Мурка, потягиваясь, задевала хвостом забытую тюбик краски или сбрасывала ластик на пол. Или просто смотрела на холст своим загадочным взглядом.
И Алёна ждала. Ждала следующего непредсказуемого импульса, следующей случайности, которая могла бы стать - гениальностью. Потому что искусство, как и жизнь, иногда нуждается в кошачьей лапе, опрокидывающей банку с краской. И в умении художника увидеть в этом хаосе - шедевр.
Любите читать рассказы о животных? Заглядывайте в рубрики "Рассказы", "Рассказы - 2", "Рассказы - 3"! Ваша Гелена