Окончание. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке
«Рябиновый вальс»
В основу сюжета фильма легли реальные события, происходившие на освобожденных советских территориях в последний период Великой Отечественной войны. Согласно одной из директив Наркомата обороны СССР, в ряде областей РСФСР и БССР, находившихся под немецкой оккупацией, были сформированы специальные подразделения сапёров из числа местных жителей.
Главной задачей этих подразделений была расчистка освобожденных территорий от мин, а также неразорвавшихся снарядов и боеприпасов. Поскольку подавляющее большинство мужчин в возрасте от 18 до 55 лет находились в рядах РККА или работали на оборонных предприятиях, то преимущественно данные территориальные отряды сапёров формировались из девушек и молодых женщин.
Безусловно, мужчины непризывного возраста – пожилые и подростки 15-17 лет также привлекались к разминированию. Однако в фильме показан отряд, состоящий исключительно из девушек. Перед тем, как непосредственно выйти на объект разминирования, мобилизованных сапёров обучают по ускоренной программе, что-то вроде «курса молодого минёра».
Один инструктор – капитан оказывается толковым профессионалом, который сумел деревенским девицам привить азы искусства разминирования. Второй инструктор – молодой лейтенант на поверку оказывается специалистом совершено непригодным для сапёрской деятельности. По собственной дурости и складу ума, не обезображенного присутствием интеллекта, он первым выбывает из отряда, даже не приступив к разминированию. Третий инструктор – молчаливый и вечно всем недовольный майор и вовсе процессом обучения не занимается, все практические и теоретические занятия свалив на плечи своих подчиненных.
В конце фильма становится ясно, почему инструкторы ведут себя столь странно. Оказывается они – беглые штрафники, которые завладели чужими офицерскими документами. Чтобы не оказаться на передовой в составе штрафной роты, они решили «закосить» под инструкторов минно-сапёрного дела.
Зачем этот «конгениальный» сюжетный ход придумали сценаристы, непонятно. На развитие основного сюжета и второстепенных линий повествования «штрафная сущность» главных героев и приговоры, вынесенные им военным трибуналом, никак не влияют. Картину нельзя назвать провальной и непригодной к просмотру, но понравиться она может или заинтересовать только неискушенного зрителя, которого не смущает присутствие ранее виденных оборотов сюжета.
Помимо нескольких сцен, связанных непосредственно с разминированием окрестных полей, основной упор сделан на межличностные отношения главных и второстепенных героев. И отношения эти показаны в типичном стиле современного мыльного сериала о деревенской любви и поисках женского счастья на фоне покосившейся избы.
Для создания атмосферы трагизма и повышенного накала страстей показываются эпизоды гибели девушек-сапёров. Взрываются они и по собственной глупости, и из-за непреодолимого страха, невнимательности и самонадеянности. В конечном итоге, капитан совершает подвиг, прикрыв своим телом мину, майор оказывается полным мерзавцем и «редиской», но справедливость восторжествовала, и его вовремя арестовали.
Главная героиня рожает ребёнка от погибшего капитана. Вернувшийся с фронта муж, на которого больше года назад пришла похоронка, прощает жену, полюбившую другого и принимает её рёбёнка как своего. Одним словом, почти happy end. Несмотря на то, что фильм собрал целую россыпь всевозможных призов на различных российских кинофестивалях, зритель в очередной раз сталкивается с хорошо знакомой ситуацией.
Суть её заключается в том, что изначально хорошая задумка и перспективная идея оказались практически загублены сценаристами, которые пошли проторенной дорожкой, превратив потенциально добротную военную драму в мелодраму очень-очень среднего качества с отдельными второстепенными эпизодами, связанными с темой Великой Войны.
«Чаклун и Румба»
Ещё один яркий пример того, как недоработки сценаристов, ошибки режиссёров, отсутствие на съёмочной площадке профессиональных военных консультантов и опытных актёров могут свести на нет общую добротную концепцию фильма.
Замечательная и «не заезженная тема» – повседневные фронтовые будни и боевая работа сапёра и его служебной собаки. В свободном доступе хороший первоисточник – одноименный сценарий известного кинодраматурга и фронтовика Евгения Фёдоровича Оноприенко.
А по факту в конечном итоге получилось весьма скомканное повествование, в которое Андрей Голубев (он одновременно выступил в качестве и сценариста, и режиссера) попытался вставить как можно больше самых разных тем и сюжетов. Тут и разминирование, и фронтовая придорожно-регулировочная чистая любовь главного героя, и любовный треугольник, и штрафбат, и несправедливость при представлении военнослужащих к наградам, и воровство интендантов, и героическая гибель в стиле «догадайся сам», и сумбурный неправдоподобный финал, который вместо проникновенных эмоций вызывает недоумение.
О многочисленных ляпах, связанных с обмундированием и правилами ношения формы бойцами и командирами РККА в период Великой Отечественной войны, говорилось в обзорах и критических статьях других авторов неоднократно, а потому повторяться по этому поводу смысла нет.
Наиболее заметным минусом данной картины является откровенно слабая игра актрис, исполнявших женские роли. Особенно неубедительно, излишне гламурно и полностью не соответствующей облику младшего лейтенанта Красной армии заключительного периода ВОВ смотрелась на экране исполнительница главной женской роли – Ольга Рептух.
А вот Андрей Федорцов, напротив, сыграл очень душевно, просто, без лишних изысков, неуместных и неискренних эмоций. Ряд кинокритиков в положительном контексте сравнивали образ сержанта Фёдора Чаклуна, воссозданный на экране Андреем Альбертовичем с самым известным фронтовым вымышленным персонажем – Василием Тёркиным.
Однако наивысшей похвалы заслуживают служебные собаки – немецкие овчарки Аманда и Кельт, которые великолепно исполнили роль Румбы. К четвероногим актёрам действительно нет никаких претензий. Благодаря их присутствию в кадре фильм смотрится намного интереснее, динамичнее и более эмоционально.
«Сапёры»
Однозначно, самый худший во всех отношениях и аспектах художественный фильм, представленный в сегодняшней публикации и во всём обзоре в целом. Бездарный сценарий, который трудно даже черновыми набросками назвать, отвратительная игра всех без исключения актёров, наискуднейшая массовка, нищенский реквизит и общий бюджет, сюжет, лишенный элементарной логики и даже крупицы достоверности, боевые сцены сняты хуже детской игры в «войнушку», дешёвая пиротехника, диалоги и поступки персонажей больше походят, лишенные смысла и адекватности. И это перечень только самых заметных минусов картины.
Если Вы ещё не видели этого «конгениального шедевра», то ни в коем случае не трате своё время на просмотр. Вам вполне будет достаточно прочесть краткий пересказ сюжета. На оккупированной советской территории германское командование использует военнослужащих РККА для ремонта автомобильной техники вермахта.
Главный инженер данного ремонтного производства на самом деле – не злостный пособник оккупационного режима, а законспирированный осведомитель партизан. Он периодически сообщает важную информацию о передвижении немецких военных эшелонов по железной дороге.
Пользуясь его сведениями, «железку» неоднократно успешно взрывали доблестные сапёры-партизаны, видимо в их честь и был назван фильм. Кстати, второе название его – «Без права на ошибку». Бравые взрывники – это капитан армянской наружности по имени Ашот, самонадеянный и отчаянный вояка, а также два подростка, на лицах которых явно обозначены следы полного отсутствия даже зачатков интеллекта.
Во время неудачной попытки подрыва очередного эшелона юные взрывники погибают, а Ашот попадает в плен. Сначала немцы хотели расстрелять его, но затем оставили в живых. Автомобильные цеха фашисты задумали перепрофилировать для выпуска мин! По этой причине Ашота, пустившего под откос не один десяток вагонов с военными грузами, техникой и людьми, решили оставить в качестве инструктора по минно-сапёрному делу на заводе!
Капитан-партизан соглашается, чтобы продолжить свою вредоносную деятельность. Он учит немецких сапёров обращению с германскими минами, одновременно всецело отдаваясь водовороту страстной любви. Опытный ловелас и мачо Ашот «мутит» с Эльзой – немецкой переводчицей, которая в действительности оказывается русской по национальности учительницей Лизой! Нет, она – не разведчица, но сочувствует советским пленным и окажет им помощь в самый критический момент.
Тем временем, советские войска наступают, и линия фронта всё ближе подходит к заводу. Когда передовые части Красной армии оказываются совсем близко, законспирированный инженер-партизан, доблестный Ашот и советские пленные устраивают массовый побег…
В фильме, к великому счастью, нет кровожадных особистов, матёрых зеков, незаконно осужденных штрафников, одесситов и прочих лиц, незаслуженно пострадавших от советской власти. Но зато есть почти добрый немецкий майор, который критикует жестокие методы обращения с пленными, жалея их в глубине души, и напиваясь по этому поводу каждый вечер.
Есть и очень злой фашист – главный гитлеровский упырь, отпетый садист, палач и хладнокровный убийца. Разумеется, он не рейховский немец, а поволжский – то есть бывший гражданин Российской империи/Советской России, у которого изверги-большевики отняли всё имущество и состояние, зверски убив отца…
Обиднее и удивительнее всего, что режиссёром всей этой бредовой постановки и халтурно-топорной работы выступил известный и уважаемый российский актёр Борис ВАсильевич Щербаков на пару со своим сыном. Ещё более изумительно, что данный 100 % «киношлак» периодически демонстрируют на федеральных каналах, в том числе на «Звезде» и «Патриоте»!
«Далеко от войны»
Ещё один наглядный пример того, как хорошую и перспективную идею при помощи недоработанного сценария, слабой режиссерской работы, крайне посредственной актёрской игры превратить в современную заунывную деревенскую мылодраму. Создатели картины хотели рассказать увлекательную, захватывающую и вместе с тем драматическую историю о подготовке служебных собак с редкой специальностью – СИТ (собаки-истребители танков).
Сюжет абсолютно новый и прежде на отечественных экранах не засветившийся. Казалось бы, вот тут и все карты в руки сценаристам, главному режиссеру и его помощникам, но… Заслуживающих внимания идей для формата мини-сериала у создателей киноленты оказалось совсем немного, поэтому ¾ всего повествования занимают сельские «love story», диалоги, не несущие никакого важного смысла и дополнений к сюжету, а также невнятные и неудачные попытки раскрыть характеры главных героев.
Нет, данный мини-сериал нельзя назвать полностью провальным и безнадёжным, вполне возможно, он даже кому-то и понравится. Фильм скучен, лишён интриги, затянут и интересен лишь в отдельных эпизодах, связанных с показом методов дрессировки и специальной подготовки собак-истребителей танков.
С названием картины его создатели угадали на все 100 %. Реалистичность повествования мини-сериала «Далеко от войны» и в правду ооооооочень далека от военной темы. Причём, далека настолько, что очень трудно заставить себя полностью от начала до конца без перемотки посмотреть этот фильм.
Ещё труднее увидеть в мелодраматической тягомотине, происходящей на экране, что-то интересное, захватывающее, вызывающее отклик в душе. Одним словом, данный мини-сериал максимум годится для одноразового просмотра, да и то, он подойдёт, скорее всего, тем, кто любит животных, а особенно служебных собак.
«Подрыв»
Сюжет этой кинокартины во многом перекликается с событиями фильма «Рябиновый вальс». Май 1945 года… Только-только окончилась Великая Отечественная война. На территории Белорусской ССР идут масштабные работы по очистке городов и населенных пунктов от неразорвавшихся мин и снарядов. Опытных специалистов по разминированию не хватает, поэтому к процессу поиска и нейтрализации мин подключают отряды, сформированные из числа подростков-добровольцев на базе ОСОАВИАХИМа.
Пройдя краткосрочные курсы изучения азов сапёрного дела, девушки и юноши отправляются к местам недавних боёв и минным полям, оставленных немецкими оккупантами. Мины – свои и вражеские придётся вручную обезвреживать день за днём, метр за метром, используя полученные теоретические знания и немногочисленные практические навыки.
Каких-то существенных и принципиальных отличий, за исключением финала, а также личных историй главных героев и героинь, от сюжета «Рябинового вальса» практически нет. На экране всё та же «деревенская любовь-морковь» и повседневные сапёрские будни, к специфике которых многие героини сначала относятся слишком легкомысленно, без должной концентрации внимания и высочайшей степени ответственности.
Фильм «Подрыв» получил неожиданно высокие оценки зрителей и множество положительных отзывов, но в действительности при вдумчивом просмотре вновь на первый план выходит давняя и неизлечимая болезнь современного военного кинематографа. Хорошая и перспективная задумка реализуется на съёмочной площадке настолько слабо, ущербно и непрофессионально, что в конечном итоге фильм получается хотя и «смотрибельным», но с множеством явных недостатков, недочётов, ляпов и критических замечаний.
Игра актёров – и главных, и второстепенных настолько слабая, статичная неубедительная и лишенная эмоций, что даже самые трагические повороты и коллизии, происходящие в судьбах главных героев, практически не трогают душевные струны, а также не вызывают должного сочувствия и переживания.
Безусловными главными достоинствами кинокартины является неожиданный финал, полный драматизма и безысходности отдельно взятых персонажей, а также заключительные кадры перед титрами, в которых создатели фильма указали точную цифру погибших белорусских добровольцев, занимавшихся разминированием, назвав их имена и фамилии.
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)