Найти в Дзене
Generalissimus

Художественные фильмы о сапёрах, минёрах и подрывниках Великой Отечественной войны. Часть 1-я

Оглавление

«Проверено – мин нет»

В основе сюжета этой совместной советско-югославской картины лежит реальная история разминирования подземных объектов водоснабжения и канализации Белграда в конце октября 1944 года. Отступая из югославской столицы, германское командование приняло решение устроить сильнейшие подрывы в системе подземных коммуникаций водоснабжения и отведения.

Наибольшую опасность представляло запланированное разрушение дамб, грозившее Белграду частичным затоплением и большим числом жертв среди мирного населения. Для обезвреживания фашистских ловушек и разминирования объектов, приготовленных к подрыву, формируются несколько интернациональных инженерно-сапёрных групп, состоящих из советских и югославских военнослужащих.

Фильм смотрится с интересом. В нём нет примелькавшихся однотипных героев и известных актёров, лишнего и ложного пафоса, затяжных и не нужных диалогов. Сюжет развивается динамично, хотя начало киноленты слегка затянуто и скучновато. Из главных плюсов картины стоит отметить реалистичность атмосферы только что освобожденного Белграда, очень сильную в эмоциональном плане концовку, хорошее музыкальное сопровождение.

Основные события происходят в подземных тоннелях, но к сожалению, исходное качество плёнки не всегда позволяет рассмотреть необходимые детали и подробности некоторых эпизодов. Из минусов также следует отметить не всегда удачный синхронный перевод с югославского языка на русский. Перестрелки и сцены боевых столкновений выглядят излишне сумбурно и зачастую не слишком правдоподобно.

В целом фильм получился достойным: необычный для своего времени сюжет, хорошая актёрская игра, напряженное и драматичное повествование. Однако, скорее всего, к сожалению, данная кинокартина вряд ли заинтересует современного зрителя и представителей нынешнего молодого поколения.

Кадры из фильма «Проверено – мин нет» (1965 год; производство – СССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Режиссёры – Георгий Семёнович Лысенко и Здравко Велимирович. Авторы сценария – Предраг Голубович, Павел Архипович Загребельный, Георгий Семёнович Лысенко и Александр Степанович Сацкий)
Кадры из фильма «Проверено – мин нет» (1965 год; производство – СССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Режиссёры – Георгий Семёнович Лысенко и Здравко Велимирович. Авторы сценария – Предраг Голубович, Павел Архипович Загребельный, Георгий Семёнович Лысенко и Александр Степанович Сацкий)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

«О тех, кого помню и люблю»

Экранизация документальной повести «Девичья команда», авторами которой являются Пётр Алексеевич Заводчиков и Семён Самойлович Самойлов. Основой сюжета данной кинокартины и литературного первоисточника лежат подлинные фронтовые истории военнослужащих 34-го отдельного минерно-саперного батальона,преимущественно сформированного из девушек-добровольцев.

«О тех, кого помню и люблю» – один из лучших советских фильмов, повествующих о судьбах, фронтовых буднях, боевых заслугах, маленьких подвигах и подлинном героизме советских девушек и женщин, служивших в Красной армии в годы Великой Отечественной войны.

«Девичьей команде» редко доводилось непосредственно бывать на передовой. Однако извлеченные ими вражеские мины – противопехотные и противотанковые, обезвреженные неразорвавшиеся снаряды и боеприпасы, нейтрализованные минные ловушки, спасли сотни и тысячи жизней, как военнослужащих, так и мирных жителей.

Добротный сценарий, проникновенная актёрская игра, минимум несоответствий, касающихся формы и экипировки, оптимальный хронометраж повествования, реальные человеческие судьбы и подлинные факты боевого пути батальона, умело воссозданная фронтовая атмосфера, замечательно реализованный посыл режиссера и всей съёмочный группы.

Кадры из фильма «О тех, кого помню и люблю» (1973 год; производство – СССР. Режиссёры – Анатолий Тимофеевич Вехотко и Наталья Владимировна Трощенко. Авторы сценария – Будимир Алексеевич Метальников)
Кадры из фильма «О тех, кого помню и люблю» (1973 год; производство – СССР. Режиссёры – Анатолий Тимофеевич Вехотко и Наталья Владимировна Трощенко. Авторы сценария – Будимир Алексеевич Метальников)
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

«Аллегро с огнём»

Напряженная, захватывающая и драматическая история о том, как в самом начале Великой Отечественной войны специалистам по минно-взрывному делу из состава Черноморского флота пришлось столкнуться с ранее неизвестным типом глубоководных магнитных мин, используемых германским командованием для уничтожения советских кораблей.

Для нейтрализации новейших немецких мин создаётся особая группа морских офицеров-минёров. Им предстоит в самые сжатые сроки понять принцип срабатывания смертельно-опасного вражеского устройства, а также разгадать все его тайны, особенности и секреты.

Ситуация осложняется тем, что эти новые мины срабатывают на шум определенной частоты и определенную силу звука двигателей проходивших над ними судов. Советским минёрам необходимо не только целиком разгадать весь принцип устройства и действия взрывного механизма, но и срочно придумать надёжный и действенный способ нейтрализации этих опасных и непредсказуемых мин.

Кадры из фильма «Аллегро с огнём» (1980 год; производство – СССР. Режиссёр – Владимир Вячеславович Стрелков. Авторы сценария – Александр Ефимович Молдавский)
Кадры из фильма «Аллегро с огнём» (1980 год; производство – СССР. Режиссёр – Владимир Вячеславович Стрелков. Авторы сценария – Александр Ефимович Молдавский)
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

«Время собрать камни»

Подробно об этой киноленте рассказывалось в одной из прошлых публикаций. Для тех, кто ещё не видел данного фильма, пунктирами обозначим сюжет, чтобы не раскрывать всех деталей сюжета. Главными героями картины являются два вчерашних непримиримых врага – советский капитан инженерных войск Дёмин и немецкий лейтенант-минёр Онезорг.

Сдавшийся в плен офицер вермахта добровольно вызвался показать советскому командованию несколько заминированных объектов, на которых установлены мины отстроченного действия. Все эти объекты находятся на территории Советского Союза, и в случае срабатывания взрывных устройств, большие разрушения и массовые жертвы неизбежны.

В фильме правдоподобно – без лишнего эмоционального надрыва, нагнетания ненужных страстей, неуместных попыток хотя бы отчасти реабилитировать образ истинного германского офицера, показано поэтапное, очень непростое развитие отношений, между теми, кто пару недель назад истреблял друг друга всеми доступными средствами. Теперь, стремясь предотвратить ненужные и напрасные жертвы, недавние противники и заклятые враги против своей воли оказываются крепко связанными профессиональным, офицерским, патриотическим и человеческим долгом.

Нет, в представленной киноленте, к большому счастью, нет ультрасовременной концепции показа добрых и почти человечных немцев, которых в убийц, насильников, мародёров, палачей и извергов превратила война и «плохой дядя Гитлер». Лейтенант Рудольф Онезорг показан объективно – без прикрас и лишней демонизации.

Также большим плюсом фильма является отсутствие особистов-костоломов, политработников, охваченных идейным фанатизмом, нет бывших зеков, штрафников, невинно осужденных и репрессированных советской властью, а также нет одесситов с их специфическими словесными прихватами и говором.

Напротив, на экране вниманию зрителей предстаёт одновременно увлекательное и напряженное повествование о боевых буднях сапёров в мирное послевоенное время. В главный сюжет очень удачно вплетены истории сломанных и опаленных войной судеб самых разных людей. «Время собирать камни» – это наиболее достоверная и реалистичная реконструкция противоречивых взаимоотношений победителей и побежденных.

Это правдивая военная драма о трагических судьбах советских солдат и офицеров, которым посчастливилось дожить до Великой Победы и не вернувшихся с полей сражений вернувшихся с войны, а также трогающие душу истории мирных жителей, познавших ужасы оккупации и страдания во время принудительного пребывания в Германии.

Кадры из фильма «Время собрать камни» (2005 год; производство – Россия. Режиссёр – Алексей Маркович Карелин. Авторы сценария – Юлий Теодорович Дунский и Валерий Семёнович Фрид)
Кадры из фильма «Время собрать камни» (2005 год; производство – Россия. Режиссёр – Алексей Маркович Карелин. Авторы сценария – Юлий Теодорович Дунский и Валерий Семёнович Фрид)
-30
-31
-32
-33
-34
-35

«Неслужебное задание – 2. Взрыв на рассвете»

Действие фильма происходит одновременно и в начале ХХI века, и летом 1944 года. Спустя шестьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны во время учений диверсионно-разведывательное десантное подразделение, форсируя болото, оказывается на острове. Неожиданно десантники обнаруживают и случайно приводят в действие дистанционное управление минного узла периода ВОВ. Неподалёку от десантников-разведчиков взрываются мины, установленные немецкими инженерами в далёком 1944 году.

Вскоре выясняется, что сработало только минное заграждение, а главный заряд повышенной разрушительной мощности может взорваться в любую минуту. Российские армейские сапёры приступают к разминированию, но они не имеют плана минного узла, а также не знают принципа действия его подрыва. Впрочем, удалось всё же установить, что этот фашистский минный узел летом 1944 года надлежало обезвредить советской разведгруппе. Один из её участников до сих пор жив и готов оказать посильную помощь в операции по разминированию…

Концепция фильма хоть и далеко не новая, но вполне реализуемая в плане зрелищности, динамичности, драматического развития событий, накала эмоций и неожиданных поворотов сюжета. Увы, но ничего из перечисленного у создателей картины не вышло. Как вы, наверняка догадались, немецкая хитроумная минная схема была успешно обезврежена.

Остаётся только позавидовать феноменальной памяти разведчика, который спустя 60 лет помнит все детали операции, приметы, ориентиры, топографические знаки, превосходно ориентируясь на местности и с первого взгляда безошибочно указывая на современных российских армейских картах месторасположение искомых объектов.

Сам фильм, несмотря на итоговый «happy end», получился скучным, полностью предсказуемым, с типичным наборов штампов и клеше, присущим современным отечественным картинам, повествующим о разведчиках Великой Войны. Актёрская игра, за исключением отдельных героев, не дотягивает даже до среднего уровня.

Боевые сцены поставлены и сняты посредственно, диалоги скучные и лишенные реалистичности, главные и второстепенные персонажи не вызывают никакого интереса, сочувствия и сопереживания. События всего фильма происходят в трёх локациях – заболоченная речка с однообразными камышовыми зарослями, развалины старого здания, где идёт процесс разминирования и военный аэродром, на котором базируется командование десантного полка.

Чтобы вдумчиво и внимательно досмотреть представленный фильм до конца, необходимо иметь прочный запас терпения и снисхождения к многочисленным киноляпам, сценарным пробелам и самодеятельной актёрской игре. Уверен, что вряд ли кто-то захочет пересмотреть «Неслужебное задание – 2. Взрыв на рассвете» во второй раз.

Кадры из фильма «Неслужебное задание – 2. Взрыв на рассвете» (2005 год; производство – Россия. Режиссёр – Виталий Вадимович Воробьёв и Иван Иванович Криворучко-младший. Авторы сценария – Сергей Сергеев, Вера Фёдорова и Сергей Кучков)
Кадры из фильма «Неслужебное задание – 2. Взрыв на рассвете» (2005 год; производство – Россия. Режиссёр – Виталий Вадимович Воробьёв и Иван Иванович Криворучко-младший. Авторы сценария – Сергей Сергеев, Вера Фёдорова и Сергей Кучков)
-37
-38
-39
-40
-41
-42

Вторую и заключительную часть данной публикации можно прочесть, перейдя по указанной ссылке

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)