Найти в Дзене
Nik_bugai

Дизайн напольных часов

Напольные часы совершенствовались параллельно с консольными часами, имея нередко общие характерные черты, например, схему маятника. Первые напольные часы имели шпиндельное анкерное устройство старого типа и короткий маятник, длинный маятник стал применяться только с появлением якорного анкерного механизма. Корпус напольных часов состоит, как правило, из трех частей: верхняя часть, шкафчик и постамент или тумба. Тумба, как самая нижняя часть, обычно соприкасалась с полом, однако из практических соображений нередко устанавливалась на шарообразных ножках. Во времена, когда неровность пола в доме считалась обычным явлением, было гораздо легче установить часы в идеально вертикальном положении, отпилив часть ножки, чем подогнать тумбу или постамент. Размеры тумбы иногда менялись в зависимости от высоты помещения. Первые напольные часы были узкими и не очень высокими ( в среднем шесть футов и шесть дюймов), однако со временем дизайн изменился на более высокий и широкий как по причине прести

Лакированные напольные часы  XIX ст., автор которых Самуэль Шорт
Лакированные напольные часы XIX ст., автор которых Самуэль Шорт

Лакированные напольные часы XIX ст., автор которых Самуэль Шорт, могли бы смело претендовать на звание самых изящных часов, однако они настолько узкие, что это перечеркивает все их достоинства. В то время как часовщики руководствовались тенденцией делать корпуса часов более широкими, обеспечивая больший размах удлиненного маятника, чтобы повысить тем самым точность хода, эти часы шли вразрез общепринятому направлению. И если верхняя часть часов того времени выглядела слишком массивной по отношению к основанию, то в данном случае все как раз наоборот. Пестрая расцветка по лаку не является характерной чертой для дизайна того времени
Лакированные напольные часы XIX ст., автор которых Самуэль Шорт, могли бы смело претендовать на звание самых изящных часов, однако они настолько узкие, что это перечеркивает все их достоинства. В то время как часовщики руководствовались тенденцией делать корпуса часов более широкими, обеспечивая больший размах удлиненного маятника, чтобы повысить тем самым точность хода, эти часы шли вразрез общепринятому направлению. И если верхняя часть часов того времени выглядела слишком массивной по отношению к основанию, то в данном случае все как раз наоборот. Пестрая расцветка по лаку не является характерной чертой для дизайна того времени

Напольные часы совершенствовались параллельно с консольными часами, имея нередко общие характерные черты, например, схему маятника. Первые напольные часы имели шпиндельное анкерное устройство старого типа и короткий маятник, длинный маятник стал применяться только с появлением якорного анкерного механизма. Корпус напольных часов состоит, как правило, из трех частей: верхняя часть, шкафчик и постамент или тумба. Тумба, как самая нижняя часть, обычно соприкасалась с полом, однако из практических соображений нередко устанавливалась на шарообразных ножках. Во времена, когда неровность пола в доме считалась обычным явлением, было гораздо легче установить часы в идеально вертикальном положении, отпилив часть ножки, чем подогнать тумбу или постамент. Размеры тумбы иногда менялись в зависимости от высоты помещения.

Можно утверждать, что напольные часы периода Регентства в силу своей импозантности пользовались большей популярностью, чем менее декорированные часы XVIII ст. Тем не менее, не все было так просто. Размеры верхней части часов постепенно вышли за пределы пропорций, и, так как она стала гораздо больше, чем постамент, верх часов стал выглядеть довольно громоздко. То же произошло и с часами XVIII в. Дополнительная полуарка над циферблатом часов часто перегружалась, как в данном случае, дополнительными пазухами свода, а вспомогательные циферблаты размещались зачастую довольно неуклюже. Нанесенный на корпус орнаментальный рисунок нигде больше не повторяется и служит, вероятнее всего, для того, чтобы заполнить свободное пространство
Можно утверждать, что напольные часы периода Регентства в силу своей импозантности пользовались большей популярностью, чем менее декорированные часы XVIII ст. Тем не менее, не все было так просто. Размеры верхней части часов постепенно вышли за пределы пропорций, и, так как она стала гораздо больше, чем постамент, верх часов стал выглядеть довольно громоздко. То же произошло и с часами XVIII в. Дополнительная полуарка над циферблатом часов часто перегружалась, как в данном случае, дополнительными пазухами свода, а вспомогательные циферблаты размещались зачастую довольно неуклюже. Нанесенный на корпус орнаментальный рисунок нигде больше не повторяется и служит, вероятнее всего, для того, чтобы заполнить свободное пространство

Первые напольные часы были узкими и не очень высокими ( в среднем шесть футов и шесть дюймов), однако со временем дизайн изменился на более высокий и широкий как по причине престижа, так и с целью увеличить пространство для широкого хода удлиненного маятника. (Бытовало неправильное мнение, что период колебания любого маятника равнялся секунде, это было действительно так в случае с 39-дюймовым маятником "Royal", но с появлением пятифутового маятника период его колебания стал равняться 1 % секундам). Что же касается консольных часов, то приблизительно до 1675 года дизайн их корпуса, будучи формальным и строгим, в основном, из материала под черное дерево, носил явно выраженную архитектурную направленность. Разнообразие деталей на верхней части сводилось, главным образом, к колоннам прямой формы или спиралевидным. Подобный аскетизм долго не продержался, поскольку краснодеревщики довольно скоро увидели в напольных часах прекрасную возможность рекламировать свою работу. Совершенствование дизайна корпуса, как в зеркале, отражало значительные успехи в производстве мебели, начиная от более широкого применения орехового дерева и проникновения в Британию технологий с континента - резьба, лакировка, использование орехового шпона, до заимствования элементов французской мебели, включая стиль буль (медь и черепаший панцирь). Не обошлось и без некоторой напыщенности, как, например, напольные часы, покрытые черным лаком и инкрустированные слоновой костью (наиболее редкий и популярный цвет), которые изготовил в 1710 г. известный часовой мастер Даниэль Куэйер. На шкафчике применялись украшения самой разнообразной формы, обычно повторяющиеся на тумбе или постаменте. Украшения из резьбы и паркета выкладывались в виде овальных или круглых вставок на незамысловатом одноцветном фоне, порой облицовывались устричным шпоном в виде тонко нарезанных долек из кусочков древесины, из оливы или ракитника. Края дверей шкафчика часто украшались орнаментом в виде капелек и полукруглой лепнины, скрывающих зазор между дверью и корпусом.

Лучшие часовщики предпочитали неброскую структуру дерева, старейшие мастера напольных часов использовали отделку под черное дерево без излишних украшений. Эти изящные часы отделаны особым шпоном, хотя, возможно, и не всем приходятся по вкусу
Лучшие часовщики предпочитали неброскую структуру дерева, старейшие мастера напольных часов использовали отделку под черное дерево без излишних украшений. Эти изящные часы отделаны особым шпоном, хотя, возможно, и не всем приходятся по вкусу

По центру корпуса делалось круглое или овальное окошко "яблочко" из обычного или рифленого стекла, чтобы можно было наблюдать движени. маятника. Однако многие мастера считали такое нововведение неприемлемым, так как это затрудняло любую облицовочную работу. Несмотря на то, что инкрустация и покрытие шпоном не уступали никакому другому оформлению, Томас Томпион отдавал предпочтение просто те недекорированного корпуса под черное дерево. Стиль его дизайнов отличался неторопливостью и спокойствием, хотя ему все же приходилось использовать в верхней части завершающие украшения и другие излишества. Шары и шпили представляли наиболее перегруженные элементы завершающего украшения. Вскоре начали украшать верхнюю часть часов короной невероятных размеров, которая доминировала над другими элементами дизайна, нарушая общие пропорции часов. С годами короны с часов исчезли, и в этом нет ничего загадочного. Просто, покидая дома своих прежних владельцев, они находили приют на фермах и в других помещениях с более низкими потолками. В силу того, что верхняя часть, украшенная короной, не имела никакой практической функции, кроме чисто декоративной, их без особых церемоний снимали, и часы с плоским верхом легко приспосабливались для любых помещений. Развитие часового дела требовало от часовщиков идти в ногу со временем, изменяя дизайн циферблата и форму цифр. До 1690 г. размер циферблата составлял 10 дюймов, с 1690 по 1700 гг. он был увеличен до 11 дюймов а арочный циферблат достигал 12 дюймов. Приблизительно между 1660 и 1665 гг. на циферблате наносились цифры небольшого размера, в период с 1665 г. по 1690 г. были добавлены цифры, указывающие дату, приблизительно между 1685 и 1695 гг. появился циферблат с секундной стрелкой, а между 1695 и 1720 гг. добавляется круг с делениями для минутной стрелки.

Импозантные напольные часы начала XVIII в., изготовленные лондонским часовщиком Мартине, с полуциферблатом, показывающим различные фазы луны. Лакировка носит некоторый отпечаток робости, а дизайн - характер непоследовательности, хотя это и не умаляет достоинств часов как чисто классического образца
Импозантные напольные часы начала XVIII в., изготовленные лондонским часовщиком Мартине, с полуциферблатом, показывающим различные фазы луны. Лакировка носит некоторый отпечаток робости, а дизайн - характер непоследовательности, хотя это и не умаляет достоинств часов как чисто классического образца