Найти в Дзене
Лунный Буржуй

А ведь именно в сериале "Секретные материалы" пришельцы оказались великими лгунами. Но почему же тогда мы всё равно любим этот сериал?

Оглавление

Всем привет! Вы на канале "Лунный Буржуй".

10 сентября 1993 года американские телезрители увидели первую серию научно-фантастического сериала, которому пророчили скорое закрытие. Однако проект просуществовал целых девять лет, обрёл огромную армию поклонников, оказал колоссальное влияние на поп-культуру и во многом подытожил развитие фантастики и мифологии XX столетия.

Спустя несколько лет после выхода на экраны фильма "Секретные материалы: Хочу верить", сериал вернулся с двумя завершающими сезонами: десятый вышел в январе 2016 года, одиннадцатый — в январе 2018 года.

В данной статье мы постараемся разобраться в секрете феноменальной популярности "Секретных материалов" и найти ответ на вопрос: за что мы так сильно полюбили этот сериал? Если вы ещё не знакомы с этим телешоу, будьте осторожны: впереди спойлеры!

"Из детских комедий — в паранормальные явления"

-2

"Секретные материалы" приобрели свой культовый статус благодаря Крису Картеру — продюсеру и сценаристу с богатым воображением и несгибаемой волей. Этот проект стал для него возможностью покинуть студию Walt Disney Pictures, где он занимался созданием безобидных детских комедий. Он приложил огромные усилия, чтобы убедить руководство телеканала Fox в необходимости воплотить его видение нового шоу и его персонажей, отказавшись от стандартных решений. Fox сомневался в успехе рискованной идеи о пришельцах, правительственном заговоре и городских легендах, особенно с учётом необычного дуэта агентов ФБР в главных ролях. Тем не менее упорство Картера позволило ему получить два миллиона долларов на пилотный эпизод, полную свободу в выборе актёров и самое невыгодное время для показа — пятницу вечером.

Вопреки ожиданиям, пилот "Секретных материалов" продемонстрировал впечатляющий рейтинг – 15% зрительской аудитории. Руководство канала было удивлено и дало зелёный свет на полноценный сезон, а затем и на последующие. Вскоре остановить этот прибыльный проект, приносящий каналу доход и награды, стало невозможно. Картер пытался это сделать, осознавая, что сюжетный потенциал сериала постепенно исчерпывается. Возможно, именно поэтому восьмой и девятый сезоны получились менее цельными. Крис Картер и его герои стремились покинуть набирающий скорость поезд, но такие манёвры редко бывают успешными.

По иронии судьбы, десятый и одиннадцатый сезоны не ознаменовали собой триумфального возвращения "Секретных материалов". Но это уже совсем другая история.

Успех "Секретных материалов", как и любой успех, сочетает в себе удачу и расчёт. Идея сериала возникла у Криса Картера после ознакомления с исследованием его друга, психиатра Джона Эдварда Мака, о том, что три процента американцев верят в то, что были похищены инопланетянами. Розуэлльский инцидент и последовавшая за ним волна интереса к НЛО оставили глубокий след в коллективном бессознательном американцев, что позволило сериалу занять свою нишу, как говорится, "как дома".

Второй важный фактор успеха сериала – вдохновение от любимого телешоу Криса Картера, "Сумеречная зона" (1959–1964) – сборника ярких фантастических и мистических историй, объединённых ощущением абсурда и паранойи. В "Сумеречной зоне" не было общих героев или единого сюжета, и Крис Картер нашёл способ это исправить.

В "Секретных материалах" есть эпизод, являющийся прямой отсылкой к "Сумеречной зоне" как по сюжету, так и по стилю. Это шестой эпизод восьмого сезона – "Убийство" (Redrum). Его герой, прокурор Мартин Уэллс, обвиняется в убийстве своей жены и переживает время своей жизни в обратном порядке, день за днём, без каких-либо объяснений. Роль Уэллса исполнил Джо Мортон, ранее снимавшийся в "Терминаторе 2" с Робертом Патриком, который в восьмом сезоне сыграл роль агента Джона Доггетта, нового напарника Скалли.

Главные герои "Секретных материалов", Фокс Малдер и Дана Скалли, помогли придать стройность сборнику историй о сверхъестественном и увлечь зрителей. Они стали уникальными персонажами, не созданными по шаблонам, но обладающими чертами, которые позволяли зрителям сочувствовать им и находить с ними общий язык.

"Интуит и скептик"

-3

Использование разнополых главных героев – приём далеко не новый. Достаточно вспомнить комедийный детективный сериал "Детективное агентство "Лунный свет", который по духу и тематике разительно отличается от "Секретных материалов", но имеет с ними схожую структуру. Традиционно лидирующая роль в таких дуэтах отводилась мужчине, хотя это и не было строгим правилом. Однако Крис Картер пошёл дальше, создав не просто двух персонажей с разными взглядами на мир, а осуществил "гендерный переворот", наделив их стереотипными чертами, характерными для противоположного пола: Малдер – интуит, верящий в паранормальные явления, а Скалли – непоколебимый логик и скептик.

Более того, Малдер по образованию психолог, изучавший серийных убийц (подобно агенту Клариссе Старлинг из "Молчания ягнят", чья внешность и характер частично достались Скалли), а Скалли, как оказалось, защитила диссертацию по квантовой физике, посвящённую "парадоксу близнецов". Попытка поменять героев местами кажется более логичной, но при этом лишает историю определённой изюминки.

"Близкие контакты третьей степени", послужившие основой для "серий о похищениях", были вдохновлены рассказами людей, утверждавших, что их похищали инопланетяне (эпизод "Красное и чёрное").

Крис Картер и его команда сценаристов постоянно играли со стереотипами. В эпизодах, посвящённых религиозной мистике, Малдер и Скалли меняются ролями. Малдер, еврей по происхождению и протестант по воспитанию, является убеждённым атеистом, несмотря на веру в пришельцев и другие паранормальные явления. Скалли же, несмотря на медицинское образование и опыт работы врачом, – католичка.

Безусловно, у неё бывают моменты сомнений в вере. С одним из них ей помогла справиться история, рассказанная в эпизоде "Все души" (5x17), повествующая об ангелах и нефилимах – потомках ангелов и смертных женщин. Серафимы и демоны также присутствуют в этой истории. Став свидетельницей божественных и дьявольских чудес, Скалли возвращается к вере, в то время как Малдер продолжает скептически относиться к религии.

Будучи во многом противоположностями, Малдер и Скалли с самого начала идеально дополняют друг друга. Они составляют прекрасную команду, и порой кажется, что они действуют как единое целое, будто созданы друг для друга.

"С кем только герои ни сталкивались!"

-4

У героев сериала складываются весьма непростые отношения с окружающим миром, который демонстрирует аномальное поведение. Знаменитые слоганы шоу – "Истина где-то рядом" и "Не верь никому" – отражают суть этой непредсказуемой и шаткой реальности.

Малдер и Скалли постоянно сталкиваются с феноменами, которые сложно поддаются однозначной интерпретации. Паранормальные явления получают различные объяснения, причём часто в каждой серии предлагаются две версии – "от Малдера" и "от Скалли", – оставляя зрителям свободу выбора. Похожая ситуация и со странными преступлениями, которые не оставляют следов: фраза об отсутствии улик звучит в разных вариациях в каждом эпизоде.

Сквозной сюжет о пришельцах и правительственном заговоре развивается постоянно, при этом таинственные силы всегда на шаг впереди Малдера и Скалли, подсовывая им разнообразные объяснения происходящего. В поисках похищенной сестры Саманты Малдер сталкивается с клонами, почти убеждается в правительственной лжи о пришельцах или попадает в психиатрическую клинику, где ему внушают, что все его переживания – плод паранойи.

В этом хаосе главные герои вынуждены полагаться только друг на друга. У них практически нет друзей, за исключением Скиннера и "Одиноких стрелков", а контакты с двойными агентами, такими как Крайчек, слишком опасны.

Идея относительности реальности, лежащая в основе "Секретных материалов", достигает апогея в эпизоде "Полевой выезд", где Малдер и Скалли сталкиваются с гигантскими грибами, вызывающими сложные галлюцинации.

Сложность центрального сюжета сериала можно объяснить тем, что Крис Картер не планировал снимать девять сезонов и придумывал историю на ходу. Игровая природа большинства серий, посвящённых "монстрам недели", отражает настроение создателей.

Среди "монстров недели" можно найти любые темы из фантастики и мистики. Малдер и Скалли исследовали оборотней, вампиров, привидений, путешествия во времени и даже киберпанк.

"Инопланетяне всё-таки отказались от колонизации Земли"

Иногда авторы "Секретных материалов", устав от конспирологических теорий и пугающих чудовищ, давали себе и поклонникам возможность отдохнуть, создавая эпизоды в духе постмодернизма. Один из самых любимых фанатами эпизодов, "Голливуд нашей эры" (7x19), рассказывает о том, как Малдер и Скалли становятся персонажами фильма о самих себе. Примечателен также эпизод "Невероятный" (9x14), в котором появляется сам Бог в исполнении Бёрта Рейнольдса. А "Чудо" (6x18) — история о писателе, чей персонаж, серийный убийца, оживает и даже вступает в конфликт с автором, — кажется откровением самого Криса Картера, создателя, потерявшего контроль над своими героями.

Что касается Джиллиан Андерсон, то её мятежный характер не выдержал давления Картера: в середине второго сезона актриса начала отношения с ассистентом режиссёра (связи между членами съёмочной группы были строго запрещены) и родила дочь. Картер отреагировал в стиле: "Мы её нашли на улице, а она ещё и недовольна!", ведь именно он настоял на утверждении малоизвестной миниатюрной Джиллиан на роль Скалли, в то время как продюсеры предпочли бы видеть пышногрудую длинноногую блондинку, как Памела Андерсон.

По условиям контракта, актрису следовало уволить, но Картер поступил более хитро. Он оставил Андерсон, но предоставил ей декретный отпуск всего на один день — ровно на время родов. По сюжету, в это время Скалли похищали то ли инопланетяне, то ли всемогущее правительство.

В общем, страсти накалялись, и это оказало значительное влияние на атмосферу гнетущей паранойи и недоверия, присущую "Секретным материалам", несмотря на попытки сценаристов развлечь зрителей и оживить сериал. Тусклые цвета, зловещая музыка Марка Сноу, мрачная заставка — всё это работало на создание депрессивного эффекта. Сериал можно было назвать каким угодно, но только не оптимистичным, если бы не невероятная живучесть главных героев и их чувства друг к другу. Если во всей этой долгой истории и есть какой-то смысл, то, вероятно, его стоит искать именно в этом.

В интервью для Los Angeles Times в 2008 году Дэвид Духовны сказал, что сердцем "Секретных материалов" были крепкие отношения главных героев. Он признал, что это было честью для них, и не стал стесняться сентиментальности фанатов или самих этих отношений. Духовны вспоминал, что во время съёмок они с Джиллиан сильно уставали и хотели сбежать со съёмочной площадки, часто ссорились. Но теперь он думает: "Боже, мы создали великую историю любви".

К счастью, вторжение инопланетян, запланированное, если верить Курильщику, на 2012 год, уже пропущено.

Спасибо за прочтение! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и предлагайте темы для последующих выпусков в комментариях.