Учителям придумали новую систему оплаты труда. Как сказал бы наш любитель перлов Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять!».
А вы все еще грезите, что зарплаты учителей достигнут размеров, определенных «майскими указами»? Нам постоянно об этом напоминают, да вот только все никак не получается это реализовать. И вот опять придумали что-то новое.
На недавнем ПМЭФ-2025 министр образования РФ Сергей Кравцов объявил о том, что в РФ введут новую систему оплаты труда учителей (НСОТ). Эту систему протестируют с 1 сентября в 3-х регионах. Кравцов рассказал, что теперь будет новая формула по зарплате - 70% зарплаты составит базовая часть, 30% — стимулирующие выплаты, которые будут устанавливаться школой [1].
По словам Кравцова, новая система сейчас только разрабатывается. Цель ее внедрения — «навести порядок в системе оплаты труда педагогов».
Это все хорошо, конечно, и звучит весьма многообещающе. Но давайте сначала посмотрим, какова сегодняшняя реальность в части оплаты труда наших простых российских учителей.
Реальная ситуация с зарплатами учителей
Ранее в одной из статей я уже писал о том, что по состоянию на 2024 год в 80% регионов России оклады учителей в размере МРОТ или ниже. Чтобы свести концы с концами, учителям приходится работать на 1,5-2 ставки. К тому же реальная зарплата в общеобразовательных организациях с 2020 года имела тенденцию к снижению, не смотря ни на какие «майские указы». Вот смотрите [2]:
Как итог, вот что сказал преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий [1]:
«То, что зарплата не соответствует даже элементарным представлениям о достойной, не спорит никто».
И вот, наконец-то, вроде как взялись за решение этой проблемы! Как говорится, давно пора! Только вот что на самом деле скрывается за официальными заявлениями о новой системе оплаты? Смогут ли новые правила действительно улучшить жизнь учителей или это очередная иллюзия, которая оставит проблему нерешённой? Давайте разбираться вместе.
Сначала давайте посмотрим, что до этой НСОТ учитывалось в зарплате учителей.
От чего зависела зарплата раньше?
В прошлом зарплата учителей определялась по окладу, который учитывал квалификацию, стаж и категорию специалиста [3]. Если же говорить о всех составляющих зарплаты, то это были:
- Оклад- определяют по норме часов работы за одну ставку (часто, как мы знаем, ниже МРОТ).
- Стимулирующие выплаты - начисляются за достижения, качество работы, участие в конкурсах и подготовку учеников к олимпиадам. Размер и порядок начисления определяет администрация школы, что часто приводит к непрозрачности распределения средств.
- Компенсационные надбавки - доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, работу в сельской местности и др.
Нельзя сказать, чтобы с этой системой труда было все в порядке. Были явные проблемы. А знаете, какую главную проблему в этой системе увидели чиновники?
Они говорят о том, что результативность труда ну никаким образом не оказывала влияния на уровень вознаграждения. А вот с введением НСОТ каждый сотрудник будет получать оплату, зависящую от его работы, ее качества и объема. Он будет вот так радоваться:
Здорово же?
Так что же предлагает нам НСОТ?
Меню НСОТ (как нам его малюют)
Теперь же нам говорят, что 70% будет занимать оклад, а 30% - стимулирующие и компенсационные выплаты, определяемые школой. Причем вроде как составляющие зарплаты весьма похожи, но только вот содержание внутри немного поменялось [4][5]:
- базовая часть - оклад: выполнение основных должностных обязанностей;
- стимулирующая: надбавки, которые устанавливаются школой, в т.ч. за результаты учеников (победы в олимпиадах, высокие баллы ЕГЭ);
- компенсирующая: за работы с детьми-инвалидами или с ОВЗ, или сельские выплаты;
- премии: на усмотрение руководителя и коллегиального органа управления школы.
Кроме того, теперь есть единые повышающие коэффициенты по отдельным дисциплинам [5]:
- русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир в начальной школе — 1,3;
- математика, информатика, физика, химия, биология — 1,3;
- русский язык, литература, история — 1,2;
- обществознание, география, иностранный язык — 1,1.
Как и раньше, оплата работы учителя основана на понятии «ученико-час», для Москвы он равен не менее 35 руб. [5] Это как раз из «оперы» подушевого финансирования.
Все это пока планируется протестировать на базе 3-х регионов: Владимирской, Сахалинской областей и Удмуртской Республики. И если все будет нормально, то новая система будет утверждена в 2026 году, а в 2027 это будут внедрять по всей стране [4].
А чего все-таки на самом деле ждать учителям от этой новой системы оплаты? Давайте поймем для себя, как отразится эта НСОТ на главной боли педагогов – зарплате.
Реальный разбор НСОТ (без купюр)
Стимулирующие и компенсационные выплаты
Изначально нам представляют вроде как красивую картинку [6]:
Глядя на такое, кажется, что зарплата теперь будет именно такой. Оклад небольшой, а вот зато стимулирующие и компенсационные выплаты гигантские! Но не стоит обольщаться. Все не так просто. Как всегда, черт кроется в деталях. Оклад, как и раньше, в сумме будет составлять 70% зарплаты учителя, а все остальное под очень большим вопросом. Т.е., скорее, все будет выглядеть как-то так [6]:
Почему именно так, с вопросом?
А вот почему. Те выплаты, которые здесь указаны под вопросом, весьма сомнительны. Они зависят от такого количества факторов, что вряд ли большинству стоит на это надеяться.
Ну, скажем, что такое «компенсации»? От чего они зависят?
От классного руководства, например. Или от заведования кабинетами. Но выплаты предполагаются только там, где нет лаборантов [6].
Есть еще компенсации за особенности работы [6]:
- адаптивные программы;
- индивидуальное обучение;
- обучение в организациях ФСИН.
То есть если вы работаете в тюрьме, либо по индивидуальным программам с детьми ОВЗ, тогда компенсации будут. А остальным – нет.
Итак, если вы - самый обычный учитель, без классного руководства, у вас есть в кабинете лаборант, или его нет, но вы не преподаёте химию, физику, информатику, ОБЖ, ТРУД, и у вас нет детей ОВЗ на обучении, то вам не положена компенсация [6].
Так что особо на компенсации не приходится надеяться. Остаются тогда только стимулирующие выплаты.
Что у нас там со стимулирующими?
С ними все тоже очень непросто. Они, как зависели, так и будут зависеть от частного мнения определённых субъектов в школе. Соответственно, только избранные или приближенные смогут рассчитывать на стимулирующие выплаты.
Что же официально они включают? Давайте по пунктам [6]:
- интенсивность;
- премия по итогам работы;
- премия ОВЗ.
Так все очень непонятно. Нам же надо узнать, что в каждом пункте сидит.
1) Интенсивность.Здесь много всего интересного [6]:
- Если вы – советник директора по воспитанию, то получите 5 000 руб.
- Если вы занимаетесь реализацией проектов в части: билингвальных или математических классов, классов для детей с расстройством аутистического спектра, то получите 4 000 руб.
- Ну или если поднимаете с колен инженерные науки в виде углубленного изучения математики, физики, химии и т.д., то стоит рассчитывать на 4 000 руб.
2) Второе, премия по итогам работы - это самая главная статья для стимулирующих. Из чего состоит?
a) Контрольные процедуры:
- ОГЭ, ЕГЭ;
- ВПР;
- положительная динамика результатов по сравнению с предыдущим годом.
Динамика! Нужно чтобы не ухудшалось ничего, только рост! Как говорится, даже не вздумайте ставить двойки ученикам! Это просто запрещено!
b) Олимпиады. Ну тут, думаю, объяснять не надо.
c) Инновационная деятельность (экспериментальная, методическая разработка, учебное пособие, победа в конкурсах профмастерства).
d) Воспитательная деятельность – отсутствие у обучающихся правонарушений в течение года.
e) Дальше – очень неудобный пункт – отсутствие жалоб родителей обучающихся.
f) Привлечение денег в школу – победа в грантах для организации.
А теперь самое интересное во всей этой системе!
Ну давайте представим самое фантастическое – вы все эти пункты выполняете и уже видите, как деньги буквально валятся с небес. Единственное – осталось подсчитать, сколько это все будет стоить. А вот тут главный затык – этого никто не знает. Потому что критерии вроде бы и есть, а сколько за них дадут баллов непонятно. Никто ничего не знает. Это не проработано совсем [6].
Да и в целом стимулирующие выплаты – это один большой вопрос. Ведь вообще непонятно, сколько денег выделят школе на эти стимулирующие. В большинстве случаев их этих денег попросту не будет или будут, но по смешному тарифу [6]. И вот, исходя из этого остаточного принципа, школа сама должна будет определить стоимость балла для стимулирования [6]:
Из всего сказанного выше, вывод напрашивается один – учителям при новой системе оплаты стоит рассчитывать только на 70% зарплаты. Все остальное по принципу «возможно, но вряд ли».
«Никогда такого не было, и вот опять»
Давайте просто обратимся к истории – а разве раньше не так было? Разве сейчас что-то новое?
В 2007 году, когда министром был Андрей Фурсенко, также начинались разговоры о новой системе оплаты труда (НСОТ). Тогда ломали отраслевую систему, с разрядами [7].
Уже тогда чиновники разделили весь фонд оплаты труда на две части [7]:
- обязательную - 70% от фонда оплаты труда
- и стимулирующую - 30% от фонда оплаты труда.
В итоге, поговаривают, большинство учителей страны все эти почти 20 лет получали вот этот самый минимум. Не полную зарплату, а 70% от неё. 30% фонда оплаты труда всегда куда-то пропадали. Вроде как поначалу их платили, но потом в регионах стало хуже, начали ужимать всякие доплаты, некоторые администраторы делили премиальный фонд своим приближённым, люди заполняли какие-то баллы, вспоминали что они сделали такого значимого, чтобы дали этот остаток, но в конце концов весь этот премиальный фонд могли попросту зажать на местном уровне. Ведь образование финансируется по остаточному принципу [7]. Впрочем, как и медицина.
В подтверждение приведу одно интересное высказывание заслуженного учителя РФ Татьяны Филиной [1]:
«Зарплата учителя непрозрачная. Это предложение по поводу 70% и 30% уже много раз было, и каждый раз все сводится к тому, что регион убирает надбавки. Педагог остается на этой голой ставке. Сколько раз на моей памяти было такое, что доходим до какого-то периода времени, потом говорят, что в этом году стимулирующие не будут платить, потому что не из чего, и тогда получается, что учитель не выигрывает, а, наоборот, проигрывает».
Вот и прямое подтверждение.
Что еще несет нам НСОТ?
Оплата по «ученико-часам»
А что же мы ничего не говорим про оплату по «ученико-часам»? Мы забыли, что у нас медицина и образование финансируются по принципу так называемого «подушевого финансирования»?
Базовой единицей, определяющей гарантированную часть оплаты труда учителя, является «ученико-час». То есть зарплата учителя будет зависеть не только от количества уроков, но и от количества учеников в классе [8].
В связи с этим член Общественного совета при Уполномоченном при президенте по правам ребенка, доктор экономических наук Анатолий Вифлеемский считает, что учителя будут получать больше в больших школах, а в маленьких будут получать меньше [8]. А где у нас маленькие школы? Да в селах, конечно. Вот куда придется основной удар.
Вся эта система стимулирует тенденцию к укрупнению школ и преобразованию их в большие образовательные комплексы. Ну, то есть, ведет к той самой пресловутой оптимизации образования.
Также это является важнейшим элементом цифровой трансформации - возникает официальное измерение единицы времени работы учителя [8].
Вот что по этому поводу сказал Вифлеемский [8]:
«Это хороший способ сэкономить на зарплате учителя. А ты не вел урок с таким количеством учеников, поэтому получи поменьше зарплату. Очень хороший способ сэкономить. Но главное, что в стратегии цифровой трансформации еще несколько лет назад прописали, что за цифровой контент надо будет платить. Это сейчас пока вроде как бесплатно, хотя на эти МЭШ и РЭШ огромное количество денег уходит. А дальше все будет переведено на то, что школа должна будет заплатить за этот цифровой контент. Домашнее задание программа проверила - учителю за что платить? Не за что! А вот за цифровой контент заплатить надо. Как посчитать? Так у нас ученико-час есть. Если учитель не провел этот час, значит надо заплатить компьютеру за цифровой контент. Я говорю то, что написано в документах. А в документах написано: за цифровой контент надо платить. Цифровой контент ученик потребил? Тогда учителю за что платить, если вместо учителя работал искусственный интеллект? Если ученик потреблял цифровой контент вместо учителя, то надо заплатить владельцу цифровой платформы, именно в их интересах вся эта реформа делается. Ученико-часы нужны прежде всего для того, чтобы платить владельцам цифровых платформ за их цифровой контент. О чем [директор Центра индустрии образования Сбербанка Артем] Соловейчик сказал? Убрать из школы учителей. Вот для этого и делается безумная нагрузка за мизерную зарплату. Они и разбегаются».
Ну а что, логика ведь есть в словах Вифлеемского. Так что этот «ученико-час» не просто так введен был.
Еще одним негативным следствием зависимости оплаты от «ученико-часа» будет стремление к увеличению учеников в классе. Думаю, всем понятно, что качество образования в этом случае неизменно падает.
Теперь еще вопрос – а что будет с учителями иностранных языков, информатики, т.е. по тем предметам, где класс делится напополам? Ну понятно, раз детей меньше вдвое, то держите половину оплаты.
Мотивация – заниматься только успешными учениками
А еще давайте скажем про важный момент – теперь будут материально стимулировать за «положительную динамику результатов по сравнению с предыдущим годом». К чему это ведет?
Такая система оплаты будет стимулировать учителей и школы отказываться от обучения слабых учащихся, заниматься только с успешными, ведь за них будет хорошее вознаграждение.
Вот так и происходит расслоение общества, уже начиная со школы, к сожалению [4].
У нас цель какая? Поднять массовую школу или обеспечить 2% самых мотивированных и способных? У нас есть задача решить проблему страшного кадрового голода во всех отраслях?
А ведь вполне возможно, что у многих из них просто не раскрыты способности. До поры до времени. Или не смогли раскрыть, как раньше могли. Из многих слабых учащихся, при другом подходе, вполне могли бы вырасти прекрасные врачи, учителя, инженеры, ученые… Но об этом уже никто никогда не узнает, так как нераскрытый талант так и останется нераскрытым. А сколько страна потеряет от этого – уму непостижимо [4].
А ведь сегодня именно такая система выстраивается. Вспомните хотя бы модные сегодня «индивидуальные траектории развития», работу с «талантами» - это же все звенья одной цепи. Откуда вообще это взялось? Вы удивитесь, но это все появилось в России еще до революции. Я отдельно расследовал историю реформ нашего образования и выложил целую серию статей с хронологией реформ на отдельном канале. Да, там есть небольшая плата, но зато именно оттуда вы узнаете корни сегодняшних проблем и поймете, чего они добиваются.
А пока пойдем дальше.
Повышающие коэффициенты по предметам – как еще один фактор неравенства учителей
По этому поводу председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков говорил, что введение повышающих коэффициентов по дисциплинам может привести к росту неравенства в зарплатах как у учителей разных школ в одном городе, так и внутри одного учебного заведения [4].
Выводы
По итогу, как вывод, возникает невольное ощущение, что ничего принципиально нового НСОТ не несет. К тому же ВАЖНО – она никаким образом не решает главную проблему учителей – повышение оплаты. Наоборот, она, скорее, продолжает уже давно заложенную тенденцию – понижение зарплат педагогов с одновременным ростом нагрузки на него. Ничем иным, кроме как падением уровня образования, это не обернется. Ведь по сути происходит выдавливание учителя из системы.
Казалось бы, а зачем это нужно? Вы знаете, вопрос-то интересный! В одной своей статейке на канале я делал разбор формируемой сегодня стратегии развития образования. Там еще прописано в планах про развитие цифровизации, и особенный упор делается на так называемых «цифровых помощниках». Именно им отводится особая роль. Как я понимаю, именно они и призваны заменить учителей-человеков в системе образования. Конечно, это мое субъективное мнение. Очень рад буду ошибиться в этом. Но почитайте сами и скажите свои выводы.
Заметьте, ведь давно уже Билл Гейтс, или Илон Маск, или Герман Греф говорят про замену людей во многих специальностях. В первую очередь, врачей и учителей. Обратите внимание, что у нас в стране как раз схожая ситуация по зарплатам и у врачей, и у учителей.
Что же делать?
В первую очередь, для повышения зарплат учителям необходимо повышать уровень финансирования образования.
Еще один важный момент озвучил член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий [1]:
«С точки зрения профсоюза менять надо прежде всего законодательство, оплату труда учителей переносить с уровня регионального на уровень федеральный, включать финансирование среднего образования в госбюджет, а не в региональный, как сейчас».
Да, именно так – образование надо финансировать из федерального бюджета, а не перекладывать это на региональный. Ведь сегодня большинство регионов просто бедствует. Отсюда и нехватка денег на зарплаты учителям, отсюда и оптимизация медицины, образования, культуры, да и сел в целом.
С точки зрения мотивации учителей надо возвращаться к системе оплаты, которая отлично себя зарекомендовала в советское время. Но важным условием здесь, безусловно, будет рост бюджетного финансирования. Тогда и статус учителя автоматически поднимется. А сейчас кто при таких зарплатах захочет идти в учителя? Отсюда и дефицит преподавателей на сегодня оценивается в 500 тыс. человек.
Возможно, вы со мной не согласны. Что вы сами думаете о новой системе оплаты труда? Напишите в комментариях.
Больше информации и комментариев наиболее значимых новостей в моем телеграмм.
Поддержать канал можно ЗДЕСЬ. Вместе делаем большое дело для России!
Перечень источников информации
- BFM.ru. «Кравцов рассказал о новой системе начисления зарплаты учителям». 20.06.2025 (https://www.bfm.ru/news/576026).
- Профсоюз «Учитель». «Самое важное о проблемах образования. Данные статистики». 02.08.2024. (https://pedagog--prof-org.turbopages.org/pedagog-prof.org/s/oplata-truda/samoe-vazhnoe-o-problemah-obrazovaniya-dannye-statistiki/).
- Платформа обучения evidpo.ru. «Новая системы оплаты труда педагогов (НСОТ) 2025». 28.04.2025. (https://evidpo.ru/blog/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20(%D0%9D%D0%A1%D0%9E%D0%A2)%202025).
- Социально-юридический вестник «Правовед-Консультант». «Как изменится зарплата учителей с 1 сентября 2025 года: стартует новая система оплаты труда, новые стандарты педагогической нагрузки». 04.07.2025. (https://pravoved-consult.ru/novaya-sistema-oplaty-truda-uchitelej/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FaGecUVVibVgClTZX).
- Постньюс. ««Изменения в устоявшуюся структуру»: что учителя Москвы думают о новой системе оплаты их работы?». 07.04.2025 (https://postnews.ru/a/35380).
- Дзен. Мr.Teacher. «Сколько учитель будет получать по-новому». 03.06.2025 (https://dzen.ru/a/aD52nUOLliYkB-Rf).
- Дзен. Мr.Teacher. «22 рубля за урок: и ни в чем себе не отказывай». 28.05.2025 (https://dzen.ru/a/aDb0hbQGqhGoZfwW).
- ВКонтакте. Учителя тоже люди. «Зарплатная революция в интересах цифровых платформ? В Москве учителям будут платить за ученико-часы». 18.03.2025 (https://vk.com/wall-168706162_69715).