«Собирался провести поездку в поезде в тишине и покое на своей нижней полке, но, как говорится, человек предполагает, а жизнь располагает по-своему», — пишет мне подписчик.
И рассказывает о ситуации, о которой мало кто задумывался:
«Подходит сосед с верхней полки — мужик лет 35-36 — и говорит:
— Я поем за столиком? Знаю, что по правилам имею право.
— Конечно, садитесь.
Я тоже знаю, что в поезде верхний пассажир может сидеть у столика строго определённое время в определённый временной промежуток. Утром и вечером по полчаса, днём час. Нормально, справедливо. Я не против.
Пустил его на свою полку. Ну а куда ещё-то? Думал, сейчас быстренько перекусит и поднимется к себе. Но парень развернулся основательно — достал термос, бутерброды, яблоки, начал неспешно трапезничать. Параллельно читал.
Я сижу сбоку, жду, когда он освободит место. А он всё жуёт и жуёт, как будто времени у него вагон.
Говорю ему:
— Извините, но время вроде уже вышло.
— Да я почти доел, ещё чуть-чуть.
И продолжает как ни в чём ни бывало.
Вместо положенных 30 минут он жевал больше часа и на уговоры не реагировал! Сидит себе, попивает чаёк, в телефон тыкает. Я понимаю, что наглею — но это же МОЁ место!
Обращаюсь к нему снова:
— Послушайте, прошло уже полтора часа. Освободите, пожалуйста, столик.
— Не жадничайте. Я вроде не мешаю вам лежать.
— Дело не в жадности. Просто есть правила — 30 минут для еды.
— А кто это засекал? Вы что, с секундомером за мной следили?
Вот тут я и понял всю абсурдность ситуации. Действительно, а кто вообще фиксирует это время? Мне что, с часами наперевес рядом стоять?
Пошёл к проводнице:
— У меня сосед злоупотребляет правом на место у столика. Сидит уже второй час.
— А вы можете доказать, что он превысил время?
— Как? Я же не снимал его на видео с часами в кадре.
— Ну тогда разбирайтесь сами.
В итоге сказать моему попутчику мне было нечего. Я так и не понял, как доказать проводнику, что сосед превысил лимит по времени. Кто вообще должен следить за соблюдением этого временно́го промежутка?»
Права на место у столика
Действительно, согласно п. 93 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, пассажир снизу по требованию проводника вагона обязан предоставлять своему соседу с верхней полки место у столика для приёма пищи:
- с 7 до 10 часов — на 30 минут;
- с 12 до 15 часов — на 1 час;
- с 19 до 21 часа — тоже на 30 минут.
Но это только если пассажиры не договорились по-хорошему.
Так-то нормы, которыми регламентируется проезд в поездах дальнего следования, не запрещают пускать других пассажиров на место у столика хоть на круглые сутки
Как ограничить соседа сверху
В п. 92 Правил перевозок чётко указано, что каждый из пассажиров обязан ехать на той полке, которая обозначена в его проездных документах (билете или ином). Исключений предусмотрено лишь два:
- если в поезде есть свободные места, и пассажир купил дополнительный билет на другое место — тогда он может по своему выбору занимать любое из них;
- если, согласно п. 112 Правил и ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ, человек решил перейти в вагон более высокой ценовой категории и уже во время поездки приобрёл у начальника поездной бригады билет туда, а свой имеющийся сдал.
Так что, если не брать в расчёт эти исключения, Правила предусматривают только один вариант: «На какую полку купил билет — на той и сиди».
Всё остальное – только по добровольному согласию других пассажиров.
Поэтому в описанной ситуации человек, на полке которого сидит сосед сверху, вправе в любой момент потребовать от него вернуться на своё место.
🔥 Хотите больше информации — подписывайтесь на мой Telegram-канал «Юрист по семейным делам». Объясняю про брак, алименты, детей, образование, имущество, налоги, банкротство, пособия. И отвечаю на ваши вопросы.
Как решать спор
Если же сосед-«верхнеполочник» упирается и не соглашается вернуться на своё место добровольно, придётся обращаться к проводнику.
И тогда действительно возникает сложность:
- согласно п. 92 Правил перевозки, «верхнеполочник» имеет право на доступ к столику для приёма пищи — но никак не указан порядок фиксации времени.
Поэтому проводник, начав разбираться в споре, не сможет в указанные в п. 92 промежутки времени своей властью загнать слишком наглого соседа сверху на его место: у него попросту не будет доказательств, что тот уже поел.
Так что однозначного правового механизма нет.
На практике, разумеется, проводник обычно выслушивает всех соседей по купе или плацкарту и вмешивается — но чёткого механизма Правила не содержат.