Найти в Дзене
Чай с Романовой

Что интересного в Чёрном квадрате Малевича

Серьёзно, как картина без сюжета стала символом целой эпохи?
Все мы видели это полотно: просто чёрный квадрат на белом фоне.
Никакого сюжета, ни деталей, ни лица, ни пейзажа — ничего. И всё же, его называют одной из самых важных картин XX века.
Хочется спросить: «А где искусство-то?» Давайте разбираться. Эту картину написал Казимир Малевич в 1915 году.
Да, на самом деле — написал, а не просто «залил чёрным». Там много тонких слоёв, неровности, текстура. Но суть не в технике. Суть — в смысле. Для Малевича это был не просто квадрат. Он нарисовал не "ничего", а момент нуля — точку, в которой искусство освобождается от предметов. Никаких деревьев, лиц и яблок. Только форма. Только идея. Только чувство.
И, вероятно, только свобода в искусстве. На тот момент искусство уже прошло через импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм. Всё мельчало, упрощалось, распадалось.
Малевич пошёл дальше всех — он сказал: "А давайте вообще уберём предмет." Это был взрыв, который разделил искусство на «до» и «
Оглавление

Серьёзно, как картина без сюжета стала символом целой эпохи?
Все мы видели это полотно: просто чёрный квадрат на белом фоне.
Никакого сюжета, ни деталей, ни лица, ни пейзажа — ничего. И всё же, его называют одной из самых важных картин XX века.
Хочется спросить: «А где искусство-то?» Давайте разбираться.

Что за квадрат?

Эту картину написал Казимир Малевич в 1915 году.
Да, на самом деле — написал, а не просто «залил чёрным». Там много тонких слоёв, неровности, текстура. Но суть не в технике. Суть — в смысле.

Для Малевича это был не просто квадрат. Он нарисовал не "ничего", а момент нуля — точку, в которой искусство освобождается от предметов. Никаких деревьев, лиц и яблок. Только форма. Только идея. Только чувство.
И, вероятно, только свобода в искусстве.

Та самая картина "Черный квадрат" Малевича
Та самая картина "Черный квадрат" Малевича

Почему это было важно?

На тот момент искусство уже прошло через импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм. Всё мельчало, упрощалось, распадалось.
Малевич пошёл дальше всех — он сказал: "А давайте вообще уберём предмет." Это был взрыв, который разделил искусство на «до» и «после».
«Чёрный квадрат» стал символом того, что
картина — это не то, что ты видишь, а то, что ты чувствуешь и думаешь. Казалось бы, всё новое перепробовали, ан нет, вот оно сново "новое".

Почему эту картину вешали как икону?

Вот тут интересно.

На первой выставке "0.10" в 1915 году «Чёрный квадрат» повесили в красном углу — туда, где раньше висели иконы. Малевич действительно считал, что создаёт новую веру — в абстрактную идею, а не в изображение мира. Он считал квадрат чистым чувством. Даже называл его «рождение нуля формы». По сути, он заново перезапустил искусство.

Так что это — не квадрат?

И да, и нет. С одной стороны — да, это квадрат.
Но с другой — это манифест, вызов, философия.
Это как сказать:

«Теперь искусство — это не только то, что висит в музее.
А то, что меняет ваше восприятие».


💬 Иногда самый странный и даже раздражающий объект может оказаться началом чего-то нового. «Чёрный квадрат» — это не «вот бы я сам так нарисовал», а «ничего себе, как далеко можно зайти в осмыслении самой идеи искусства».