Найти в Дзене

Конфуций. Послесловие.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Прочтение Конфуция зависит от того, на какой изначальной точке зрения стоит читатель. Если читатель уверен, что Конфуций является философом, то весь текст воспринимается, как описание жизни мудрого учителя, а "Лунь Юй" («Беседы и суждения»— сборник бесед и суждений Конфуция, главная книга конфуцианства), выглядит как сборник морализаторских наставлений. Если же предположить, что Конфуций был продолжателем очень древней традиции мистиков, то становится очевидным, что" Лунь Юй" рассказывает о жизни одной, конкретно взятой школы и о её лидере.

Конфуций - философ-это частично дань китайским учёным, которые в первой половине 20 века пытались обнаружить в своей истории "философию" и тем самым поровняться с западной традицией. К тому же Конфуций, как философ относительно прост и понятен в изучение. Конфуций же как мистик, как духовный наставник сложен и с трудом понимается, но именно этим он и интересен.

Так чему же учил Конфуций? Сыма Цянь, утверждал, что весь процесс основывался на четырёх "дисциплина", а точнее - четырёх темах, о которых беседовал Учитель. Прежде всего, это вэнь - древние писания, в которых благородные мужи должны черпать импульс к творчеству. Второе - син(поступки), это то, как должен действовать благородный муж. Третье - чжун(преданность). Здесь речь шла о преданности как учению, так и государю, и своим учителям - как реальным, так и мистическим. И наконец, последнее - синь(вера или искренность).

Сыма Цянь, формулирует суть учения Конфуция так:"Конфуций наставлял в Каноне песнопения, в Каноне истории, в ритуалах и музыке". Это, безусловно, верно и точно, но все же сводить мысль Конфуция именно к этому, на мой взгляд ошибка.

Его апелляция к сборнику ритуальных песнопений, духам и героям древности, церемонии и ритуальные действия, как и специфические музыкальные композиции составляют основу практики древних мистиков и жрецов. Именно на этом базировался Конфуций, и в своих наставлениях он в меньшей степени был философом и в значительной степени - интерпритатором "велений Неба". Он учил тому, как устанавливать гармонию в обществе, как "общаться" с окружающим миром, как воспринимать и понимать "веления Неба".

Учение Конфуция - это прежде всего знания о человеческом в каждой личности, в этом смысле Вселенная для него антропоцентрична, т.е. человек в ней - центр. А соответственно, должен быть образец истинного человека. Конфуций называет его благородным мужем - цзюньцзы, воплотившим в себе все благодатные свойства - мужество и гуманизм, искренность и человеколюбие, умеренность в желаниях и преданность, чувство долга и справедливость.