Найти в Дзене

К 100-летию крымского художника Петра Столяренко. «Когда он работал, то выглядел так, будто твёрдо знает, что и как он будет сейчас делать»

Удивительно, но в 1925 году родилось много самобытных художников. И сегодня мы отмечаем ещё один столетний юбилей.
Пётр Кузьмич Столяренко родился в Крыму, в поселке Капканы Керченского района, 13 июля 1925 года. Можно сказать, что он был потомственным художником. Ведь его отец, хоть и работал в рыбном хозяйстве, тоже увлекался живописью – до революции писал иконы. Петр также полюбил рисовать, отец водил его в Феодосийскую картинную галерею Айвазовского.

«Я вспоминаю то время, когда первый раз переступил порог Картинной галереи. Это был первый шаг в искусство, в мир, где не было ни рангов, ни чинов, ни суеты…был Айвазовский со своими учениками и последователями, как Христос с апостолами. И до сих пор это чувство сохранилось у меня. Мне довелось видеть Эрмитаж и Дрезденскую галерею, Третьяковку и много – много музеев, все это дорого, в них заключена мудрость народов, гений человечества… Но никогда, нигде я так не волновался, как при входе в галерею Айвазовского. Почему это? Наверное потому, что это дом мой родной, в нем я родился…», – вспоминал Пётр Кузьмич


А с 11 лет он жил в Феодосии у тёти и уже сам посещал галерею, чтобы копировать работы знаменитого мариниста. Позже он создаст «дубли» полотен Айвазовского, и их, чтобы не тревожить подлинники, будут возить по Советскому Союзу.
Тетя Петра шила одежду для другого знаменитого художника – Константина Богаевского, поэтому юноше посчастливилось немного поучиться в мастерской и у этого крымского живописца. Но настоящее систематическое художественное образование Пётр Столяренко получил уже после войны.
Во время Великой Отечественной войны юноша оказался в оккупированном Северном Кавказе, где он стал связным партизанского отряда. Всё свободное время он посвящал самостоятельному изучению живописи.

Пётр Столяренко. Развалины музея на Митридате. Май 1945. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Развалины музея на Митридате. Май 1945. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

В 1945 году Пётр вернулся в Феодосию и поступил в художественную студию Николая Барсамова, после которой в 1947 году был сразу зачислен на пятый курс Симферопольского училища имени Н.С. Самокиша, где приступил к работе над дипломной работой. Но из-за изменений в училище Петра перевели на курс ниже и Барсамов посоветовал своему ученику оставить занятия, чтобы сохранить свою индивидуальность.

И уже первая его картина «Атака торпедных катеров», показанная в 1948 году на Пятой крымской художественной выставке к Дню Победы, а также участие в других выставках послужили тому что в 1953 году талантливый живописец стал членом Союза художников УССР.

К этому времени у художника появилась семья и он поселился в Керчи. Чтобы зарабатывать деньги, ему пришлось заниматься рыболовным промыслом. Поэтому в его творчестве появляются картины с изображением рыбачьих судов, портовых верфей и рыбаков.

Пётр Столяренко. Выход в море. 1951. Холст, масло 128 х 208
Пётр Столяренко. Выход в море. 1951. Холст, масло 128 х 208
Пётр Столяренко. Фрегаты. 1950-е
Пётр Столяренко. Фрегаты. 1950-е
Пётр Столяренко. Порт. 1953. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. Порт. 1953. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. Керченские рыбаки. 1956
Пётр Столяренко. Керченские рыбаки. 1956
Пётр Столяренко. Судоремонтный завод. 1959. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
Пётр Столяренко. Судоремонтный завод. 1959. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого

Сам Пётр Кузьмич рассказывал, что «с начала 60-х почти семь лет искал себя, свой стиль, свои лучшие сюжеты, живописную манеру». Он начал экспериментировать с разными техниками: пастель, карандаш, акварель, занимался линогравюрой, пробовал разные стили. При этом всегда в его творчестве сохранялась огромная любовь к родному краю, природе и истории Крыма.

Николай Барсамов, рассказывая в книге об одном из лучших своих учеников, отмечал: «Когда он работал, то выглядел так, будто твёрдо знает, что и как он будет сейчас делать и каких результатов достигнет».

Пётр Столяренко. Веранда, дом А.П. Чехова в Гурзуфе. 1961
Пётр Столяренко. Веранда, дом А.П. Чехова в Гурзуфе. 1961
Пётр Столяренко. Розы и виноград. 1964. Холст, масло. 84 x 90. Частное собрание
Пётр Столяренко. Розы и виноград. 1964. Холст, масло. 84 x 90. Частное собрание
Пётр Столяренко. Весенние цветы. 1968
Пётр Столяренко. Весенние цветы. 1968
Пётр Столяренко. Алые паруса. 1968 Эстамп
Пётр Столяренко. Алые паруса. 1968 Эстамп
Пётр Столяренко. Море. 1969. Холст, масло. 80 х 100
Пётр Столяренко. Море. 1969. Холст, масло. 80 х 100

В 1969 году семья художника переехала в Ялту и в его живописи стало много солнечных пейзажей и натюрмортов.

Пётр Столяренко. В домике А.П.Чехова в Гурзуфе, 1970. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
Пётр Столяренко. В домике А.П.Чехова в Гурзуфе, 1970. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
Пётр Столяренко. На пляже. Начало 1970-х
Пётр Столяренко. На пляже. Начало 1970-х
Петр Столяренко. Чеховская бухта в Гурзуфе. 1972. Частное собрание
Петр Столяренко. Чеховская бухта в Гурзуфе. 1972. Частное собрание
Пётр Столяренко. Миндаль зацвёл. 1975
Пётр Столяренко. Миндаль зацвёл. 1975

Все искусствоведы отмечают, что никто, кроме Петра Столяренко, не передавал так чувственно и по-особенному свет и цвет крымской природы. К художнику приходит заслуженная популярность. В 1982 году он стал Заслуженным художником УССР, а в 1985-м – Народным художником УССР.

Пётр Столяренко. После дождя. 1977. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. После дождя. 1977. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. Светлое утро. 1978. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Светлое утро. 1978. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Тёплый вечер. 1984
Пётр Столяренко. Тёплый вечер. 1984
Пётр Столяренко. Веранда у моря. 1985
Пётр Столяренко. Веранда у моря. 1985
Пётр Столяренко. Дворик. 1985
Пётр Столяренко. Дворик. 1985

К сожалению (а может быть – к счастью), перемены 1990-х годов коснулись и Петра Столяренко. Он покинул родной Крым и несколько лет жил в Париже вместе с внуком Алексеем, которому передавал секреты своего мастерства. За границей картины художника имели большой успех и хорошо продавались на аукционах. Так его работа «На даче в Форосе» была продана за $ 80 000.
У художника прошли выставки в Испании, Канаде, Японии, США, Италии.

Пётр Столяренко. Беседка. 1990-е. Холст, масло. 78 х 98
Пётр Столяренко. Беседка. 1990-е. Холст, масло. 78 х 98
Пётр Столяренко. Белая сирень. 1995
Пётр Столяренко. Белая сирень. 1995

Художник был удостоен золотой медали «За вклад в мировую культуру» международного фонда «Культурное достояние», а также стал «Почётным гражданином Ялты». Все, кто знал выдающегося мастера, отмечали его целеустремленность, огромное трудолюбие и высокие требования к себе.

Пётр Кузьмич Столяренко
Пётр Кузьмич Столяренко

Умер Пётр Столяренко 17 июня 2018 года.

Предлагаю вам посмотреть ещё несколько работ мастера разных лет:

Петр Столяренко. Порт. Керчь. 1955. Симферопольский художественный музей
Петр Столяренко. Порт. Керчь. 1955. Симферопольский художественный музей
Петр Столяренко. Рыбаки. 1957
Петр Столяренко. Рыбаки. 1957
Петр Столяренко. Подсолнухи. 1958
Петр Столяренко. Подсолнухи. 1958
Пётр Столяренко. Море возле Феодосии. 1959. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. Море возле Феодосии. 1959. Симферопольский художественный музей
Пётр Столяренко. Первый снег. 1967
Пётр Столяренко. Первый снег. 1967
Пётр Столяренко. Апрельское настроение. 1968. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Апрельское настроение. 1968. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Керчь. Митридат-гора. 1974. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
Пётр Столяренко. Керчь. Митридат-гора. 1974. Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого
Пётр Столяренко. Дождливо. 1975. Картон, масло
Пётр Столяренко. Дождливо. 1975. Картон, масло
Пётр Столяренко. Крымские виноградники. 1978
Пётр Столяренко. Крымские виноградники. 1978
Пётр Столяренко. Веранда. 1978. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Веранда. 1978. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Шли солдаты... 1980. Эскиз. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Шли солдаты... 1980. Эскиз. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Пётр Столяренко. Теплоход «Грузия». 1980-е
Пётр Столяренко. Теплоход «Грузия». 1980-е
Пётр Столяренко. Стоять насмерть. 1984-85
Пётр Столяренко. Стоять насмерть. 1984-85
Пётр Столяренко. Весной. 1986
Пётр Столяренко. Весной. 1986
Пётр Столяренко. Евпаторийский дворик. 1988
Пётр Столяренко. Евпаторийский дворик. 1988
Пётр Столяренко. Сирень. Гурзуф. 1991
Пётр Столяренко. Сирень. Гурзуф. 1991

С любовью, ваша Света В.

Эта статья из серии моих публикаций «100 лет тому назад», которые выходят у меня в Телеграм-канале. Там же есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников:

Света В Литературе и Искусстве