Найти в Дзене
Vladimir Taisin

Почему генетическая проверка родословных — необходимость, а не прихоть

Традиционная генеалогия опирается на архивные материалы: метрические книги, исповедные росписи / духовные ведомости, ревизские сказки, нотариальные акты, семейные хроники. Но любой, кто пытался реконструировать своё древо дальше 3–4 поколений, сталкивался с вопросом: а отражают ли эти бумаги реальное биологическое родство? Ранние оценки уровня небиологического отцовства (non-paternity event, далее в статье NPE), которые часто превышали 10%, могли быть в значительной степени преувеличены. Современные исследования более оптимистичные и показывают, что, хотя NPE в человеческих популяциях обычно низок, он не равен нулю. А значит, без генетической верификации ни одна родословная, какой бы подробно она ни была составлена, не может считаться биологически достоверной. Систематический обзор 67 публикаций, охватывающих различные популяции в Северной Америке, Европе, Африке дает следующие оценки NPE: Работы на отдельных популяциях показали сопоставимые значения: Документальная генеалогия (по фами
Оглавление

Традиционная генеалогия опирается на архивные материалы: метрические книги, исповедные росписи / духовные ведомости, ревизские сказки, нотариальные акты, семейные хроники. Но любой, кто пытался реконструировать своё древо дальше 3–4 поколений, сталкивался с вопросом: а отражают ли эти бумаги реальное биологическое родство?

Ранние оценки уровня небиологического отцовства (non-paternity event, далее в статье NPE), которые часто превышали 10%, могли быть в значительной степени преувеличены.

Современные исследования более оптимистичные и показывают, что, хотя NPE в человеческих популяциях обычно низок, он не равен нулю. А значит, без генетической верификации ни одна родословная, какой бы подробно она ни была составлена, не может считаться биологически достоверной.

Что говорят данные исследований?

Систематический обзор 67 публикаций, охватывающих различные популяции в Северной Америке, Европе, Африке дает следующие оценки NPE:

Работы на отдельных популяциях показали сопоставимые значения:

Документальная генеалогия (по фамилиям) обычно довольно точна, но всё же в ≈1 % случаев на поколение даёт биологический разрыв. — 1,2 % (Boattini et al., 2015)

С одной стороны, это опровергает старый миф о якобы массовом «рогоносительстве» в 10% и более. С другой — даже 1–2 % на поколение дают почти 20% риска ошибки на промежутке в 10 поколений. 20% — вы только вдумайтесь...

Кроме того, ошибки документирования затрагивают не только мужскую, но и женскую линии, хоть и меньше:

  • подмены младенцев,
  • усыновления без фиксации.

Как показывают различные обзоры, выборки, например, из дел оспаривания отцовства дают высокие NPE (до 30%), а выборки из донорства органов, наоборот, относительно низкие (менее 1%), поскольку там участвуют люди с высокой уверенностью в биологическом родстве.

Использование небольших выбор при исследования может завышать NPE (Voracek et al., 2008). Религиозность также снижает NPE (Strassmann et al., 2012), но в современных секулярных странах фиксируется его снижение на 0,8% за десятилетие в XX веке (Voracek et al., 2008), что, авторы, связывают с распространением контрацепции, особенно гормональной.

Важно помнить, что современные данные могут несколько отличаться от естественных уровней NPE в прошлом XVI—XX вв., поскольку большинство людей было более консервативных родительских взглядов, реже использовало контрацепцию при случайных связях и в большей степени подвергалось социальному контролю в обществе.

Как в этом помогает ДНК-генеалогия?

Прямое тестирование по Y-хромосоме (мужская линия) и митохондриальной ДНК (женская линия) позволяет:

  • подтвердить или опровергнуть непрерывность фамильных ветвей;
  • выделить биологические границы с помощью генетического М-анализа (о нем пойдет речь в следующей статье);
  • внутри биологических границ родословной можно проверять боковые (непрямые) линии с помощью аутосомных тестов;
  • исправить ошибки документальной генеалогии (например, установить правильного отца или прабабку);
  • объединить документальные и молекулярные данные для построения максимально точной реконструкции.

Даже при низком уровне NPE массовое тестирование нужно, чтобы очистить архивные деревья от накопившихся искажений, особенно если родословие претендует на научную достоверность.

Пока в РФ нет популяционного показателя NPE, генетическая верификация прямых линий (Y и mt) становится ещё более критичной: нельзя опираться лишь на «1–2 % на поколение» из западных исследованиях — российский фон может быть другим.

Архивы не панацея удовлетворения генеалогического интереса

Областной архив в вашем родном городе, за его пределами или даже архив федерального уровня — это документированная современниками версия истории. Она составлена людьми, которым присущ человеческий фактор, а ДНК — фактический фундамент, на котором эта история либо подтверждается, либо корректируется. Игнорировать генетическую проверку — значит оставлять свою родословную на уровне гипотезы и, возможно, многократно рассказывать фантазию писаря своим родственникам за чашкой чай.

Поэтому генетическая верификация — не прихоть, а обязательный инструмент серьёзной генеалогии. Только так можно с уверенностью сказать, что ваше древо — это действительно ваше древо.

Источники:

см. активные ссылки