Найти в Дзене
ЖИЗНЬ В ЕДИНЕНИИ

художников составила реестр, разыскав десятки мозаик в городе и районе: за неимением архивных документов слушали сарафанное радио

художников составила реестр, разыскав десятки мозаик в городе и районе: за неимением архивных документов слушали сарафанное радио. Открыли выставку, сняли фильм, опубликовали статьи в прессе, разослали письма в высокие кабинеты. Особо отметив, что мозаика на стене здания имеет сегодня не больше прав, чем приклеенное объявление "Продам шубу". Усилия не пропали даром: в январе первые три мозаики получили официальный статус выявленных объектов культурного наследия и были взяты под охрану. "Наша цель — популяризация мозаик и придание им нового статуса, — говорит лидер группы, художник и искусствовед Александр Асафов. — Это только начало, продолжаем работу в Вологде, консультируем единомышленников в других регионах". Авторы каталога и фильма считают главной угрозой для мозаик не дожди, ветра и вандалов, а незнание и равнодушие. МОЗАИКА В НАСЛЕДСТВО Для Александра Асафова спасение мозаик поначалу было исключительно личным делом. Сын знаменитого Генриха Асафова, чьи картины гремели на весь

художников составила реестр, разыскав десятки мозаик в городе и районе: за неимением архивных документов слушали сарафанное радио. Открыли выставку, сняли фильм, опубликовали статьи в прессе, разослали письма в высокие кабинеты. Особо отметив, что мозаика на стене здания имеет сегодня не больше прав, чем приклеенное объявление "Продам шубу".

Усилия не пропали даром: в январе первые три мозаики получили официальный статус выявленных объектов культурного наследия и были взяты под охрану. "Наша цель — популяризация мозаик и придание им нового статуса, — говорит лидер группы, художник и искусствовед Александр Асафов. — Это только начало, продолжаем работу в Вологде, консультируем единомышленников в других регионах". Авторы каталога и фильма считают главной угрозой для мозаик не дожди, ветра и вандалов, а незнание и равнодушие.

МОЗАИКА В НАСЛЕДСТВО

Для Александра Асафова спасение мозаик поначалу было исключительно личным делом. Сын знаменитого Генриха Асафова, чьи картины гремели на весь Советский Союз, Александр с детства наблюдал за работой отца. А в его мозаичных работах был то помощником, то моделью. "Вон там, на втором плане, видите детей в толпе? Это отец изобразил нас с сестрой, — рассказывает Асафов-младший, устроив нам экскурсию по мозаичной Вологде. — А на другом панно папа позволил мне выложить один из квадратов по рисунку. До сих пор помню, который из них мой".

Детство и юность Александра Асафова пришлись на перестройку и 1990-е годы, так что он не спешил хвастаться перед одноклассниками ни "своим" квадратом, ни отцовскими мозаиками. Времена менялись, и любоваться пионерами и кузнецами стало как-то не принято. Спустя годы, работая над каталогом работ отца, Асафов-младший увидел вологодские мозаики родителя и его коллег-современников новыми глазами. "Дело ведь не только в том, что эти картины — живой осколок ушедшей эпохи, — говорит он. — Мне бы хотелось, чтобы люди увидели в этих мозаиках выдающиеся художественные произведения, которые требуют соответствующего отношения. И знаете, молодежь это понимает лучше всего, они видят в этих полотнах чистое искусство, а не символы и какую-то пропаганду".

Вологодский "мозаичный ренессанс" продолжался чуть более двадцати лет — до начала 90-х. Почему там и тогда? Потому что, как говорится, так сошлись звезды. Во-первых, в Вологде встретились талантливые выпускники столичных вузов. Во-вторых, Вологда в те годы активно строилась, и на правах областного центра и древнего города имела право на достойный внешний облик. Причем село от города не отставало, выкладывая приличные деньги за мозаичные панно. Художники-монументалисты были нарасхват. Работали по заданию, но творческой свободы хватало. Многие из ярких представителей направления живы, и с ними авторы группы спасения мозаик консультируются по любому вопросу.

"Когда стал искать информацию о вологодских мозаиках, очень удивился, что ее практически нет, — рассказывает Александр. — Картины десятки лет висят на улицах города, в том числе центральных, но их нет в каталогах, о них нет публикаций, сведения разрозненные. Я понял, что если я не расскажу о мозаиках, то, может быть, еще лет тридцать — и о них никто ничего не будет знать. Пришла идея большого исследовательского проекта по мозаикам одного региона. Я искал аналоги в России и не нашел их. Видимо, мы первые". По словам Александра, волна внимания к уличной мозаике поднимается и в других регионах, к нему постоянно обращаются за консультациями. На примере Вологды люди увидели, что бесправную мозаику, целиком и полностью принадлежащую хозяину здания или собственникам многоквартирного дома, можно защищать, привлекая к ней внимание общественности.

В Череповце, соседнем с Вологдой городе, это уже получилось. Перед реставрацией автовокзала пригласили экспертов из столицы, и те дали рекомендацию сохранить мозаику. Вокзал выстроили заново фактически вокруг картины.

НЕЗАМЕТНОЕ ЗАМЕТНОЕ

Александр Асафов решился на практический шаг — восстановить мозаику отца под названием "Новая деревня". Панно располагается в офисном здании, на лестничной клетке между двумя этажами.