Очередной «Остап Бендер»?
До недавнего времени большинство россиян о существовании Владимира Кехмана даже и не догадывалось. А тут, вдруг, отечественные СМИ сообщают: - «9-го июля текущего года сотрудники СКР и ФСБ провели обыски по месту жительства Владимира Кехмана, директора МХАТ имени Максима Горького, связанные с уголовным делом о растрате при реконструкции старой сцены театра». Вскоре последовало и дополнение: - «Также в отношении Кехмана открыто восемь исполнительных производств, а его общая задолженность по неоплаченным кредитам составляет 17,8 миллиардов(!) рублей…». А, между тем, МХАТ имени Максима Горького – один из самых известных/культовых театров нашей страны. На его сцене играли самые известные отечественные актёры и актрисы, такие – как Татьяна Доронина, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Георгий Бурков, Всеволод Абдулов, Аристарх Ливанов, Всеволод Шиловский и многие другие. И, априори, подразумевалось, что руководить таким заслуженным объектом отечественной культуры может только приличный, интеллигентный и кристально-честный человек. Не, а как иначе? Ещё древние греки утверждали, что Мельпомена чужда низменным страстям. И тут выясняется, что МХАТом-то, оказывается, руководил какой-то крайне подозрительный (мягко выражаясь), персоналий. Вот, россияне слегка и разволновались. А потом и озадачились, мол: - «Кто такой – этот Владимир Кехман? Что за птица?». Рассказываю по порядку…
Владимир Абрамович Кехман родился 9-го февраля 1968-го года в городе Самара. Во время обучения в средней школе слыл твёрдым «хорошистом», но в приёме в ВЛКСМ ему было отказано «из-за приверженности к западному образу жизни» (то бишь, к американским джинсам). По настоянию родителей, в 1989-ом году Владимир Кехман окончил Самарский педагогический университет, но по специальности учителя не отработал ни дня. Потом в нашу страну пришла рыночная экономика, и тут-то Владимир Абрамович (благодаря природным способностям и наклонностям), развернулся по полной и расширенной программе. В частности, в 1991-ом году он основал брокерскую контору «Гранд», которая уверенно заняла лидирующие позиции на Самарской товарной бирже. Но вскоре Кехману (а также его наклонностям и амбициям), стало тесно в Самаре, и в 1993-ем году он перебрался в Санкт-Петербург. Но на местной товарной бирже дела пошли не очень, и тогда Владимир Абрамович, предварительно придумав весьма хитрую схему, учредил фирму «Олби-джаз», которая специализировалась на поставках фруктов, бананов и «условного сахара». Тут такое дело. В те времена в России наблюдался острый дефицит сахара. Причём, как в рознице, так и во многих перерабатывающих отраслях. Чем, собственно, Кехман и пользовался, предлагая всем желающим «гарантированные судовые поставки сахара» (от 10 тысяч тонн), естественно, на условиях 100-процентной предоплаты. Желающие же – по тем мутным и неверным временам – неизменно находились. Потом полученная предоплата направлялась на покупку бананов и фруктов, а пройдя пару-тройку оборотов, возвращалась со ссылками на форс-мажор незадачливым покупателям сахара. Такие, вот, бесплатные «сахарные кредиты». Обычная для «лихих девяностых» бизнес-схема, короче говоря. Особенно при наличии крепкой «крыши». Но постепенно доверчивые лохи закончились. И в 1996-ом году господин Кехман учредил (взамен слегка запачканной «Олби-Джаз»), компанию Joint Fruit Company (JFC), которая занялась фруктово-банановым бизнесом уже всерьёз, то есть, с привличением весьма крупных банковских кредитов под солидные инвестпрограммы. И через пару-тройку лет JFC стала одной из крупнейшей в России компанией-импортёром фруктов с долей на отечественном рынке бананов свыше 40%, которая имела (якобы) в долгосрочной аренде плантации в Эквадоре и Коста-Рике, а также специализированные морские суда и хранилища-рефрижераторы в российских портах. Только и банковских кредитов тогда JFC набрала – выше звёзд кремлёвских…
А в 2007-ом году случилось странное: Владимир Кехман, неожиданно для всех, полностью отошёл (по крайней мере, формально), от оперативного управления бизнесом. В том плане, что он, конечно же, по-прежнему оставался основным акционером JFC, но никаких руководящих должностей больше не занимал. Причём, это случилось примерно за 8-9 месяцев до начала мирового финансового кризиса. Кехман что-то предвидел? Или почувствовал? Бывает, конечно… А ещё Владимир Абрамович решил «податься в культуру». Тогда Михайловский театр переживал сложные финансовые времена. И Кехман пообещал вложить в его реконструкцию серьёзные деньги. Если, понятное дело, его назначат Генеральным директором Михайловского театра. Его и назначили. И он вложил порядка 500 миллионов (якобы своих) рублей… А время шло. Дела у JFC складывались, отнюдь, не блестяще. Что, впрочем, не мешало компании брать всё новые и новые кредиты. И в 2012-м году арбитраж Санкт-Петербурга и Ленобласти признал JFC банкротом и ввел конкурсное управление. Сумма задолженности только российским юридическим лицам превысила 38,5 миллиардов(!) рублей. В октябре 2012-го года Владимир Кехман был признан банкротом и в суде Лондона (ему там до сих пор грозит арест). В России же на Кехмана было заведено уголовное дело о мошенничестве по признакам искусственного банкротства. И что? А, ровным счётом, ничего. Ушлые адвокаты Кехмана на совесть запутали дело, ссылаясь на то, что их подзащитный уже давно отошёл от бизнеса и полностью посвятил себя отечественной культуре. И в 2017-ом году уголовное преследование Владимира Кехмана по обвинению в мошенничестве в России (но не в Великобритании), было прекращено за истечением срока давности…
Тем временем, «культурная карьера» Владимира Абрамовича продолжала успешно развиваться. Он обзавёлся полезными связями как с высокопоставленными чиновниками, так и с мэтрами отечественной культуры. И в 2015-ом году Владимир Кехман был назначен директором Новосибирского государственного театра оперы и балета (НГАТОБ). Но и там что-то пошло не так. 10-го марта 2016-го года Кехман был оштрафован Центральным районным судом города Новосибирска на 100 тысяч рублей за незаконную реконструкцию здания театра. Чуть позже – ещё на 125 тысяч рублей. Потом Кехмана попытались уволить с должности. Но только не на того напали. Владимир Абрамович мгновенно сориентировался и ушёл в декретный отпуск по уходу за ребёнком. Тот ещё жучара, короче говоря…
И как человека с такой мутной (мягко выражаясь), биографией могли в 2021-ом году назначить директором МХАТа имени Максима Горького? Для чего? И на что, собственно, надеялись? На то, что он с течением времени полностью отказался от своих мошеннических наклонностей? Святая наивность…
Резюмирую. Произведения писателей Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» и «Двенадцать стульев» нравятся многим россиянам. Впрочем, как и кинофильмы, снятые по этим книгам. А ещё многие с теплотой и симпатией относятся к Остапу Бендеру – главному герою этих произведений. И очень похоже, что эта симпатия к книжному Остапу каким-то образом перешла и на современных «Остапов Бендеров». То бишь, на обаятельных и харизматичных мошенников и прохиндеев всех мастей. Чем они неизменно и пользуются. Вспомним, хотя бы, незабвенного Толика Чубайса, обаявшего в своё время всю властную верхушку нашей страны. А ещё намедни мне в Интернете случайно попалась на глаза фотография Вячеслава Володина в молодости – с потрясающе-пижонскими усиками. Ему тогда можно было сниматься в роли Остапа Бендера совсем без грима…
Всем мира и добра…