Найти в Дзене
Артфикшн

Шедевр юного Рафаэля: «Три грации»

На одной из ранних работ итальянского живописца Рафаэля Санти изображены три Грации – богини изящества и радости жизни из свиты Венеры, покровительствовавшие искусствам. В древнегреческой мифологии их называли харитами. У каждой из них в руках золотой шар, символ совершенства. Эту небольшую по размеру картину Рафаэль создал, когда ему было немногим больше 20 лет. В начале 16 века он расписывал Библиотеку Пикколомини в Сиенском соборе вместе с Пинтуриккьо. Там он увидел миниатюрную копию древнегреческой скульптуры «Три грации». Он повторил распространённую античную композицию, в которой центральная и передняя фигура стоит спиной к зрителю, а остальные расположены в анфас по обе стороны от неё. Этот канон часто копировался другими мастерами эпохи Возрождения. Спустя 15 лет художник переосмыслит этот сюжет во время создания фресок Лоджии Психеи на Вилле Фарнезина. И тем самым задаст новый канон для будущих поколений художников. Есть предположение, что в пару к «Трём грациям» Рафаэль напис
Рафаэль Санти. Три грации. 1504—1505. Музей Конде, Шантийи, Франция
Рафаэль Санти. Три грации. 1504—1505. Музей Конде, Шантийи, Франция

На одной из ранних работ итальянского живописца Рафаэля Санти изображены три Грации – богини изящества и радости жизни из свиты Венеры, покровительствовавшие искусствам. В древнегреческой мифологии их называли харитами. У каждой из них в руках золотой шар, символ совершенства.

Эту небольшую по размеру картину Рафаэль создал, когда ему было немногим больше 20 лет. В начале 16 века он расписывал Библиотеку Пикколомини в Сиенском соборе вместе с Пинтуриккьо. Там он увидел миниатюрную копию древнегреческой скульптуры «Три грации».

Скульптура Три грации в библиотеке Пикколомини. III век н. э.
Скульптура Три грации в библиотеке Пикколомини. III век н. э.
Скульптура Три грации в библиотеке Пикколомини. III век н. э.
Скульптура Три грации в библиотеке Пикколомини. III век н. э.

Он повторил распространённую античную композицию, в которой центральная и передняя фигура стоит спиной к зрителю, а остальные расположены в анфас по обе стороны от неё. Этот канон часто копировался другими мастерами эпохи Возрождения.

Спустя 15 лет художник переосмыслит этот сюжет во время создания фресок Лоджии Психеи на Вилле Фарнезина. И тем самым задаст новый канон для будущих поколений художников.

Есть предположение, что в пару к «Трём грациям» Рафаэль написал картину «Сон рыцаря». Они одного размера и были написаны в одно время, возможно, на заказ. Позже их судьбы разошлись и сейчас они находятся в собраниях музеев разных стран.

Рафаэль Санти. Сон рыцаря (Аллегория). 1504-1505. Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Рафаэль Санти. Сон рыцаря (Аллегория). 1504-1505. Национальная галерея, Лондон, Великобритания