Найти в Дзене

Восстание Спартака. Глава 2. Битва на склоне Везувия.

Посвящается моей любимой книге «Спартак», написанной Рафаэлло Джованьоли в 1874 году. Эта книга о крупнейшем в истории восстании рабов под предводительством Спартака. Рим, 77 год до нашей эры. Получив свободу за победы на арене, бывший гладиатор Спартак не может примириться с рабством своих друзей и сотен тысяч других угнетённых и поднимает отчаянное и безрассудное восстание гладиаторов и рабов в городе Капуя. Глава 2. Битва на склонах Везувия. Небольшой отряд гладиаторов во главе со Спартаком, бежав из Капуи, укрылся на склонах горы Везувий. В те времена вся нижняя часть Везувия была сплошь покрыта оливковыми и плодовыми деревьями, роскошными садами, виноградниками, рощами. Сенат Капуи поручил трибуну Титу Сервилиану, взяв под командование две когорты легионеров, общей численностью 1200 человек, уничтожить мятежных гладиаторов. Отрывок из книги «Спартак» Рафаэлло Джованьоли: «Ночь Тит Сервилиан простоял у подошвы горы и на заре, произнеся краткую пылкую речь перед своими солдатами, п

Посвящается моей любимой книге «Спартак», написанной Рафаэлло Джованьоли в 1874 году.

Эта книга о крупнейшем в истории восстании рабов под предводительством Спартака.

Рим, 77 год до нашей эры. Получив свободу за победы на арене, бывший гладиатор Спартак не может примириться с рабством своих друзей и сотен тысяч других угнетённых и поднимает отчаянное и безрассудное восстание гладиаторов и рабов в городе Капуя.

Глава 2. Битва на склонах Везувия.

Небольшой отряд гладиаторов во главе со Спартаком, бежав из Капуи, укрылся на склонах горы Везувий. В те времена вся нижняя часть Везувия была сплошь покрыта оливковыми и плодовыми деревьями, роскошными садами, виноградниками, рощами. Сенат Капуи поручил трибуну Титу Сервилиану, взяв под командование две когорты легионеров, общей численностью 1200 человек, уничтожить мятежных гладиаторов.

Отрывок из книги «Спартак» Рафаэлло Джованьоли:

«Ночь Тит Сервилиан простоял у подошвы горы и на заре, произнеся краткую пылкую речь перед своими солдатами, приступил к штурму вершины; когда солнце стало всходить, он уже находился вблизи лагеря гладиаторов.
Хотя римские когорты и продвигались молча, соблюдая осторожность, стоявший впереди часовой гладиаторов заметил их на расстоянии выстрела из самострела. Прежде чем они приблизились к часовому, он подал сигнал тревоги и отступил к соседнему часовому, и так, передавая сигнал один другому, они подняли в лагере всех на ноги и отступили за насыпь, где находились гладиаторы сторожевого полуманипула. Вооружившись пращами и метательными снарядами, часовые были готовы обрушить на римских легионеров град камней.
Когда прозвучал среди одиноких горных скал сигнал тревоги и эхо повторило его в недоступных пещерах, гладиаторы поспешно выстроились в боевом порядке. Тем временем трибун Сервилиан первым бросился вперед, и его яростный боевой клич повторили ряд за рядом тысяча двести легионеров. Этот крик вскоре перешел в зловещий рев, похожий на рев бушующего моря, — протяжный, дикий и оглушительный клич атаки — подражание крику слона «барра», с которым римские легионеры обычно бросались на врагов.
-2
-3
-4
Но едва только Сервилиан и передние ряды когорты приблизились к насыпи, как пятьдесят гладиаторов, стоявших позади нее, обрушили на римлян град камней.
— Вперед!.. Вперед во имя Юпитера Статора! Смелее! Смелее! — восклицал отважный трибун. — В один миг мы ворвемся в лагерь этих грабителей и всех изрубим в куски!
Град камней становился все гуще, но римляне, несмотря на ушибы и раны, продолжали бежать к валу, а достигнув его, пустили в ход свое оружие и принялись что было силы метать дротики в тех гладиаторов, которые не были защищены насыпью.
Крики усиливались, схватка переходила в ожесточенное кровопролитное сражение.
Спартак следил за всем происходившим с вершины скалы, на которой стояло в боевом порядке его войско; с проницательностью, достойной Ганнибала или Александра Македонского, он сразу заметил, к какой серьезной ошибке привели римского начальника юношеская опрометчивость и дерзкая самоуверенность. Солдаты Сервилиана вынуждены были сражаться сомкнутым строем на узкой тропинке. Там их фронт не мог быть шире, чем десять человек в ряд. Вследствие этого глубокая и плотная колонна римлян оказалась под градом камней, которыми их осыпали гладиаторы, и ни один камень не падал бесцельно. Спартак понял эту ошибку и воспользовался ею так, как это ему позволяла обстановка. Он выдвинул своих воинов вперед и, расположив их в два ряда во всю ширину площадки на той стороне, откуда началась атака, приказал метать в неприятеля камни непрерывно и изо всех сил.
-5
В центре фото - Спартак
-6
Справа на фото в синей рубахе, красных штанах с огромным тесаком в руке - германец Эномай - один из предводителей восстания.
-7
— Не пройдет и четверти часа, — воскликнул Спартак, заняв первое место на краю площадки и бросая камни в легионеров, — как римляне обратятся в бегство, а затем, следуя за ними по пятам, мы мечами довершим свое дело!
Все произошло так, как предвидел Спартак. Невзирая на то, что отважный трибун Сервилиан и многие храбрые легионеры достигли насыпи и, поражая копьями гладиаторов, старались проникнуть на вал, им было оказано мощное сопротивление. Легионеры, бежавшие в хвосте колонны, даже не имели возможности воспользоваться копьями и мечами, а между тем град камней усиливался с каждой минутой. Камни дробили шлемы и латы, наносили ушибы, вызывали кровоподтеки, попадали в голову, оглушали, валили с ног. Вскоре колонна нападавших дрогнула, подалась назад и пришла в расстройство. Напрасно Сервилиан, надрывая и без того охрипший голос, требовал от своих солдат невозможного, — чтобы они выдерживали страшный ураган камней. Наступавшие в задних рядах, сильнее страдавшие от метательных снарядов гладиаторов, все энергичнее напирали на передних, и это вызывало общий беспорядок. Началась давка, легионеры опрокидывали друг друга и топтали упавших, спасаясь бегством.
Римляне обратились в бегство; те, что были сзади, очутились теперь впереди. Гладиаторы, пылая жаждой мести, преследовали нападавших, и вся эта длинная вереница людей, несшихся от насыпи вниз, издали могла показаться огромной змеей, ползущей и извивающейся по склону горы.
Тогда гладиаторы выскочили за насыпь и бросились преследовать римлян. Легионеры были разбиты наголову.
Короткое сражение, неожиданно окончившееся полным поражением римлян, отличалось одной особенностью: свыше двух тысяч его участников, одни убегая, другие преследуя, не могли сражаться. Римляне, даже того желая, не могли бы остановиться, оттого что бежавших впереди теснили сзади, а они в свою очередь теснили передних. По той же причине не могли остановиться и гладиаторы. Узкая тропинка, замкнутая скалами, и крутизна каменного ската придавали этому людскому потоку роковую быстроту; подобно сорвавшейся лавине, он мог остановиться только у подошвы горы.

P.S. Приведён отрывок из книги «Спартак» Рафаэлло Джованьоли.

***

Читайте: Восстание Спартака. Глава 1. Побег гладиаторов из Капуи.

(ссылка - https://dzen.ru/a/aGwHRKqI0Hn0FzmH )

Читайте мои другие статьи: (ссылка -https://dzen.ru/id/65b9403a357ef03621ea59c4 )