Найти в Дзене

Один месяц до школы...

Заботливые родители понимают, что подготовить ребенка нужно не только материально (купить форму, тетрадки), но и психологически. Самый естественный и частый запрос к нейропсихологу, отражающий эту заботу и тревогу: "Скажите,что делать?" Приведем конкретные, практические рекомендации, направленные на плавную адаптацию ребенка к новым требованиям, "тренировку" необходимых мозговых функций и снижение стресса: 1. Постепенная коррекция режима дня: * Сон: Самое важное! Начинайте смещать время отхода ко сну и подъема на 10-15 минут каждые 2-3 дня, чтобы к школе ребенок легко вставал в нужное время. Убедитесь, что продолжительность сна соответствует возрасту (1-2 класс: 10-11 часов). * Ритм дня: Вводите более структурированный распорядок с четкими временными блоками для еды, спокойных игр, прогулок, коротких занятий. Это тренирует чувство времени и самоконтроль. 2. Тренировка "Исполнительных функций" (управляющих функций мозга): * Саморегуляция: Игры с правилами, требующие смены дей

Заботливые родители понимают, что подготовить ребенка нужно не только материально (купить форму, тетрадки), но и психологически. Самый естественный и частый запрос к нейропсихологу, отражающий эту заботу и тревогу: "Скажите,что делать?"

Приведем конкретные, практические рекомендации, направленные на плавную адаптацию ребенка к новым требованиям, "тренировку" необходимых мозговых функций и снижение стресса:

1. Постепенная коррекция режима дня:

* Сон: Самое важное! Начинайте смещать время отхода ко сну и подъема на 10-15 минут каждые 2-3 дня, чтобы к школе ребенок легко вставал в нужное время. Убедитесь, что продолжительность сна соответствует возрасту (1-2 класс: 10-11 часов).

* Ритм дня: Вводите более структурированный распорядок с четкими временными блоками для еды, спокойных игр, прогулок, коротких занятий. Это тренирует чувство времени и самоконтроль.

2. Тренировка "Исполнительных функций" (управляющих функций мозга):

* Саморегуляция: Игры с правилами, требующие смены действий ("Съедобное-несъедобное", "Замри-отомри"), игры на ожидание своей очереди. Учите простым техникам успокоения (глубокий вдох-медленный выдох).

* Рабочая память: Простые игры типа "Повтори за мной" (последовательность хлопков/движений), "Съел крокодил..." (цепочка слов), запоминание небольшого списка покупок.

* Когнитивная гибкость: Игры, где нужно быстро переключаться между правилами или действиями (танцевать под быструю/медленную музыку, сортировать предметы по разным признакам – цвет, форма, размер).

* Планирование и организация: Планируйте вместе день/неделю (в картинках или простом списке). Учите ребенка собирать рюкзак на прогулку по списку. Проговаривайте последовательность действий (например, одевания).

3. Создание "Школьного уголка" и ритуалов:

* Организованное рабочее место: Оборудуйте (или обновите) место для занятий: удобный стол и стул, хорошее освещение, минимум отвлекающих факторов. Пусть ребенок участвует в организации.

* Ритуалы: Вводите короткие (15-20 мин) ежедневные "учебные" блоки в одно и то же время за столом. Цель – не освоить программу, а привыкнуть к усидчивости, правильной позе, пониманию инструкции. Используйте интересные задания: раскраски по номерам, лабиринты, простые графические диктанты, лепка, конструкторы с инструкцией.

4. Развитие моторики и графомоторных навыков:

* Мелкая моторика: Лепка, нанизывание бусин, мозаика, работа с ножницами, пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, тестом, песком.

* Графомоторика: Обводка по точкам, штриховка в разных направлениях, рисование узоров, копирование простых фигур. Важно не писать буквы много, а тренировать легкость и точность движений руки.

* Крупная моторика: Балансировка (бордюр, бревно), игры с мячом, прыжки, полоса препятствий. Это важно для общего тонуса, координации и межполушарного взаимодействия.

5. Повышение энергетического ресурса и стрессоустойчивости:

* Физическая активность: Ежедневные активные прогулки на свежем воздухе, лучше на природе. Бег, игры, велосипед – все, что дает выход энергии.

* Сенсорная интеграция: Предлагайте разные ощущения: игры с водой, песком, крупами, массаж, раскачивание на качелях, прыжки на батуте (если безопасно). Это помогает нервной системе саморегулироваться.

* Предсказуемость и спокойствие: Говорите о школе позитивно, но без излишней идеализации. Рассказывайте о распорядке дня. Читайте книги про школу. Сохраняйте спокойную и уверенную атмосферу дома. Избегайте глобальных перемен (переезд, развод) в этот период.

6. "Знакомство" со школой (если возможно и уместно):

* Пройдитесь мимо школы, погуляйте на территории (если разрешено).

* Рассмотрите фотографии школы на сайте.

* Поиграйте в школу с игрушками, проигрывая типичные ситуации (урок, перемена, обед).

7. Укрепление коммуникативных навыков:

* Поощряйте общение со сверстниками (игры во дворе, встречи).

* Учите формулировать просьбы, задавать вопросы, обращаться за помощью к взрослым.

* Тренируйте понимание многоступенчатых инструкций ("Подойди к столу, возьми красный карандаш и круглую коробочку, принеси мне").

!!! Учитывайте, что все советы должны адаптироваться под конкретного ребенка, его сильные стороны и зоны ближайшего развития. То, что подходит одному, может не подойти другому.

!!! Не пытайтесь внедрить все сразу. Начните с 1-2 пунктов, наиболее актуальных для вашего ребенка.

!!! Любые "тренировки" должны проходить в виде игры, чтобы не отбить у ребенка интерес к учебе еще до ее начала. Давление недопустимо.

!!! Главное – не "натаскать" на академические знания, а помочь ребенку подойти к 1 сентября в ресурсном состоянии, с уверенностью, что он справится, и с базовыми навыками самоорганизации.

!!! Если у ребенка есть известные трудности (невнимательность, гиперактивность, медлительность, речевые проблемы, тревожность), и вы наблюдаетесь у нейропсихолога, обсудите с ним конкретные стратегии поддержки *именно вашего* ребенка в первые школьные месяцы.

Главный совет на последний месяц: Не перегружайте! Пусть ребенок насладится последними неделями лета, наберется сил и положительных эмоций. Позитивный настрой и уверенность в своих силах – лучшая подготовка к школе. У вас все получится!

Нейропсихолог Николаева Наталья