Найти в Дзене
Простые рецензии

Лоскутное аргентинское одеяло

Рецензия на книгу Эрнесто Сабато «О героях и могилах» Аннотация рассыпается в похвалах. Перед нами и лучший аргентинский роман XX века, и великолепный образчик "магического реализма", и по-детективному захватывающий сюжет. Начнётся всё действительно в духе хорошего детектива. Молодая девушка, Алехандра, убивает своего отца, после чего сжигает дом вместе с собой. Читателю предлагают разобраться в этой истории, намекая на некие мистические события, заставившие героиню так поступить. Повествование условно можно поделить на три части. Нам расскажут историю знакомства молодого паренька Мартина с Алехандрой, мы прочитаем дневник её отца Фернандо и пронаблюдаем за развитием сюжета от друга семьи, Бруно. Сразу стоит сказать, что от детектива тут одна завязка. Не ждите классических мотивов, всё уйдёт в сторону чувств и мироощущений. Никаких ответов и никакой конкретики. Причём нам прямым текстом проговаривают, что разгадка будет в истории встречи Мартина и Алехандры, но в этой части нас ждут л

Рецензия на книгу Эрнесто Сабато «О героях и могилах»

Аннотация рассыпается в похвалах. Перед нами и лучший аргентинский роман XX века, и великолепный образчик "магического реализма", и по-детективному захватывающий сюжет.

Начнётся всё действительно в духе хорошего детектива. Молодая девушка, Алехандра, убивает своего отца, после чего сжигает дом вместе с собой. Читателю предлагают разобраться в этой истории, намекая на некие мистические события, заставившие героиню так поступить.

Повествование условно можно поделить на три части. Нам расскажут историю знакомства молодого паренька Мартина с Алехандрой, мы прочитаем дневник её отца Фернандо и пронаблюдаем за развитием сюжета от друга семьи, Бруно.

Сразу стоит сказать, что от детектива тут одна завязка. Не ждите классических мотивов, всё уйдёт в сторону чувств и мироощущений. Никаких ответов и никакой конкретики. Причём нам прямым текстом проговаривают, что разгадка будет в истории встречи Мартина и Алехандры, но в этой части нас ждут лишь сопливые переживания 17-летнего подростка.

Дело в том, что для Мартина Алехандра является его первой любовью. При этом сама Алехандра является психологически неустойчивой девушкой. Поэтому половину книги мы будем смотреть за тем, как Мартин будет любить и страдать. Честно говоря, это выглядит как известный мем. Она любит его, но она не может быть с ним, а он не понимает почему, а она нормально не объясняет, но он всё равно её любит, она спит с ним из жалости и т.д. В общем, если вы уже пережили свои первые отношения, то читать всё это будет попросту скучно.

Немного разбавляет повествование дневник Фернандо, поскольку он отдаёт чемберсовским безумием. Он уверился, что существует могущественная секта слепых и решил проникнуть в её тайны. Мы увидим, как герой постепенно погружается в собственное безумие, смешивая вымысел и реальность. Пожалуй, это самая атмосферная часть книги. Правда и она затянута, а также не имеет какой-то внятной концовки. Если на героях Чемберса или Лафкрафта их приключения оставляют неизгладимый отпечаток, то Фернандо отделался лёгким испугом, а всю истории вообще можно прочитать как отдельный, не связанный с основным сюжетом, рассказ.

Кстати об этом. Самой главной проблемой произведения является его кусочность. Постоянно всплывают какие-то истории времён гражданской войны, которые как-будто не сильно связаны друг с другом. Создаётся впечатление, что автор очень хочет поговорить о проблемах страны, но не придумал, как гармонично вплести их в сюжет. Поэтому история забита рассуждениями о рабочих, войнах, эмигрантах, революциях, анархистах и даже России. Причём некоторые рассуждения кажутся весьма сомнительными, как будто бы взятыми из заголовков современных европейских газет.

Вот вам пример России. Миллионы рабов, которых подгоняют кнутом. Свобода, друг мой, священна, это одна из величайших ценностей, которую мы должны спасти любой ценой.
Как бы там ни было, благодаря Наде я научился любить и понимать эту огромную страну пьяниц и нигилистов, жуликов и чахоточных, бюрократов и генералов, какой была царская Россия.

Такой подход сильно выбивает из повествования. Вроде бы читаешь о двух странноватых влюблённых, а вот уже какому-то генералу отрезают голову, а потом о России рассуждает русско-еврейско-европейский иммигрант, затем рабочие превращаются в анархистов и устраивают теракты, а их в свою очередь отстреливает вновь пришедший к власти диктатор. При этом постоянно приходится держать в голове то, что все эти истории возможно содержат в себе мотивы Алехандры (на самом деле нет).

Итак, перейдём к итогу. Произведение мне не понравилось. Всё, что касается именно Буэнос-Айреса выполнено отлично. Сами по себе истории могут быть интересными, атмосферными, передающими дух страны и времени. Однако проблема в том, что они подаются вперемешку с историей про двух влюблённых подростков, что постоянно выбивает из повествования.

Пожалуй, это тот случай, когда получить удовольствие от книги можно, но при определённых условиях. Во-первых, нужно хотя бы немного знать историю Аргентины XX века, иначе упоминания многих имён и событий просто пройдут мимо. Во-вторых, надо быть готовым к тому, что это роман про ощущения, про тоску об ушедшей эпохе, а именно действия героев используются как повод порассуждать о былом. Если вы вооружены необходимыми знаниями и готовы проникнуться печальной судьбой Аргентины, то можете прочитать произведение Эрнесто Сабато "О героях и могилах".