13 июля 2025 года — на следующий день после памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — в соответствии с православным календарём отмечается Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Христовых. Этот день наполнен особым духовным содержанием: Церковь молитвенно воспоминает тех, через кого Благая Весть была возвестима миру, кто первыми отозвался на призыв Христа, кто сопровождал Спасителя в земной жизни, кто был свидетелем Его страданий, воскресения и славного Вознесения. Каждый из апостолов прошёл путь мужества, верности, любви и страдания ради Евангелия. Их трудами и кровью утверждена Церковь, они стали живыми камнями в основании дома Божия, и потому их общий праздник — не только историческая дань памяти, но и свидетельство живого преемства апостольской веры в теле Церкви доныне.
Какие традиции берегут святость одного из важнейших церковных праздников лета, что сегодня можно и что нельзя делать — разбираемся по порядку в статье hab.aif.ru.
Смысл и значение праздника
Празднование Собора двенадцати апостолов имеет глубокое догматическое и литургическое значение. Оно подчеркивает единство и согласие в истине тех, кто был поставлен Самим Христом как основание Церкви. Каждый апостол обладает своей историей, своим даром, своим местом в домостроительстве спасения, однако все они составляют единое благодатное собрание, единую силу, свидетельствующую о Христе до конца веков.
Праздник установлен с древности и связан с храмом Святых Апостолов в Константинополе, воздвигнутым святым равноапостольным царём Константином. Уже в IV веке свидетельства об этом дне содержатся в древних церковных календарях. В наши дни Церковь не только чествует каждого апостола в отдельные дни года, но соборно воскрешает их память, совершая торжественное богослужение и вознося особые молитвы.
Краткие жития двенадцати апостолов Христовых
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды, братом апостола Петра. Он первым откликнулся на призыв Христа и потому именуется Первозванным. Его путь пролёг от берегов Иордана через Малую Азию, Фракию, Скифию и Крым до самого Киова. Предание гласит, что он предсказал основание великого града — будущего центра православия. В городе Патры он был распят на кресте в виде буквы «Х», с которого два дня проповедовал, укрепляя народ в вере. Его смерть озарилась светом небесным — как знак духовной победы.
Апостол Варфоломей, которого отождествляют с Нафанаилом, был из числа двенадцати учеников и отличался чистотой сердца и глубоким богопознанием. После Пятидесятницы он проповедовал в Сирии, Индии и Армении, перевёл на местные наречия Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царевну и обратил множество людей ко Христу. За это был подвергнут жестокой казни: его распяли, содрали кожу и обезглавили. Его мощи с почтением хранились в Липаре, затем перенесены в Рим, где стали источником мира и исцелений.
Апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был призван Христом с лодки отца своего. Вместе с братом и Петром он входил в число ближайших учеников, присутствовал при Преображении и в Гефсимании. По Пятидесятнице он отправился в Испанию, где основал христианские общины, после чего вернулся в Иерусалим. Там он обличал иудеев, за что был схвачен и обезглавлен по приказу Ирода Агриппы — первым из апостолов принял мученическую смерть.
Апостол Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея, также был включён в число двенадцати. Проповедовал в Иудее и Египте, понёс страдания за Христа. Согласно различным источникам, он был либо побит камнями в Мармарике, либо распят на кресте в городе Острацине. Его апостольский подвиг проходил в тени более известных учеников, но Церковь чтит его как верного свидетеля Господа.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, «ученик, которого любил Иисус», был братом Иакова Зеведеева. Он находился рядом со Спасителем при всех важнейших событиях, принял Пресвятую Богородицу в дом свой, стал автором одного из Евангелий, трёх посланий и Откровения. Умер в глубокой старости в Ефесе, не испытав насильственной смерти. Его погребение сопровождалось чудесами, а на месте его тела ежегодно появлялся благоуханный прах, исцеляющий больных.
Апостол Иуда Иаковлев, также называемый Фаддеем или Леввеем, был сыном Иосифа Обручника от первого брака, и потому братом Господним. Он написал Соборное послание, насыщенное догматической глубиной. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и Армении, где принял мученическую смерть — был распят и пронзён стрелами. Его проповедь, как и всех апостолов, сопровождалась чудесами и укрепляла веру среди народов.
Апостол и евангелист Матфей, прежде мытарь Левий, был призван ко Христу прямо от сборного места налогов. Написал Евангелие для иудеев, подчеркивающее мессианское достоинство Христа. Проповедовал в Сирии, Парфии, Эфиопии. В последней он принял мученическую смерть — был сожжён за проповедь Евангелия. По его молитвам возник целебный источник, а местный правитель, принявший крещение, стал епископом.
Апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды Искариота путём жребия после Вознесения Христова. Он проповедовал среди иудеев и язычников, многие обратились через него ко Христу. Его мученическая смерть наступила в Иерусалиме или в Эфиопии — его побили камнями и обезглавили. Его жребий — быть поставленным Богом, а не людьми, — остаётся свидетельством промысла Божия о Церкви.
Апостол Пётр, старший из апостолов, был тем, кто первым исповедал Христа как Сына Божия. Его имя Симон было заменено Христом на Кифа — «камень». После трёхкратного отречения Пётр горько покаялся и был восстановлен в апостольстве. Его проповедь в день Пятидесятницы положила начало расширению Церкви. Он основал множество церквей, пострадал в Риме при Нероне и был распят вниз головой.
Апостол Симон Зилот, родом из Каны Галилейской, стал учеником после чуда претворения воды в вино. Он отличался ревностной верой, потому именуется Зилотом — «ревнителем». Его апостольское служение распространилось от Иудеи до Британии и Кавказа. Погиб мученически — по одним источникам был распилен, по другим распят.
Апостол Филипп был призван Христом в Галилее и привёл к Нему Варфоломея. Он участвовал в чуде насыщения, а также задавал Христу вопросы на Тайной Вечере. После Вознесения проповедовал в Азии, в городе Иераполе был распят. Его молитва спасла город от гибели. Его сестра Мариамна продолжила проповедь. Его глава почитается на Кипре.
Апостол Фома, известный как «неверующий», стал примером того, как сомнение может обратиться в твёрдую веру. После уверования он с ревностью принял апостольское служение. Проповедовал в Индии, где его мученически умертвили за обращение царского семейства. Его мощи почитаются на Афоне, в Индии и Венгрии.
Приметы на день Собора 12 апостолов
Если в этот день кукушка подаёт голос — лето будет тёплым, а зима поздней.
Если утром распускается роза — день обещает жару.
Если трава сухая, а туман низко — к дождю.
Если слышно пение соловья — холода придут не скоро.
Если рыба держится у поверхности — вечер будет тёплым.
Если день выдался жарким — жара продлится ещё три недели.
Что можно делать 13 июля 2025 года
День праздника считался временем труда, радости и общения. После окончания Петров 16dc а поста начинался новый этап — жатва, сбор плодов, сельские работы. Народ надевал праздничную, но удобную одежду, шёл на сенокос, а вечером собирался на гулянья. Песни, хороводы, игры символизировали благодарность за пройденную половину лета.
Особое внимание уделялось добрым делам и примирению. Праздник служил поводом для восстановления мира между родственниками, соседями и друзьями. В этот день полагалось делать подарки, помогать нуждающимся, навещать больных. Обычай окрашивать яйца в жёлтые и золотые тона символизировал солнце и обновление — такие яйца ели за праздничной трапезой в знак духовной теплоты.
Существовала вера, что день благоприятен для благоразумных начинаний. Иногда даже позволялось участие в играх на деньги, если это происходило в духе умеренности и без страсти. Пожертвования на храм или милостыню считались особенно благословенными.
Что нельзя делать 13 июля 2025 года
На Руси считали, что 13 июля — день особой духовной чуткости, и малейшее небрежение к укладу этого праздника влечёт за собой беду. Утро должно начинаться в полном безмолвии: всякое громкое слово или смех прогоняет ангела-хранителя, стоящего у порога. Назначать встречи и тем более вести споры в это время — значило накликать на себя ссоры, раздор в семье и разлад в делах на многие месяцы вперёд.
Хозяйственные хлопоты строго запрещались. Наши прадеды сходились во мнении, что если начать в этот день стирать, мести или даже подметать, можно «разбросать» домашний достаток, а духи дома уйдут оскорблёнными. Особенно нежелательным считалось стричь волосы или ногти: с каждым отрезанным локоном, как верили, убывает здоровье и укорачивается жизненный путь. Женщине, нарушившей этот запрет, грозило семейное несчастье.
На Руси также говорили, что отказывать в гостеприимстве без причины — значит отречься от благословения. Гость, стоящий у ворот, мог быть послан Богом, и если отвергнуть его, год пройдёт в лишениях. Алкоголь же, распитый в этот день, не приносил радости, а отворял врата нечистым силам, которые могли поселиться в доме. Наши предки верили: кто в этот день не чтит покой, тот навлекает на себя болезнь, бедность и одиночество.
Нести свет Христов
Собор двенадцати апостолов — это не просто церковное воспоминание о минувших временах, но живое свидетельство вечности истины Христовой. Апостолы, каждый своим путём, шли за Господом, страдали, проповедовали — и их подвиг навсегда остался запечатлён в духовной памяти Церкви. Соборное прославление двенадцати святых мужей — это призыв к нам следовать их примеру, утверждаться в вере, быть единомысленными и нести свет Христов в мир, как несли его те, кто был первыми камнями в духовном здании Церкви.