"Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом... "
Владимир Маяковский.
Любая мало-мальская система требует как создание инструментов собственной организации, так и правил управления. Также, как и любая новая технология рано или поздно создаёт несуществующую доселе систему взаимодействий. Каковые взаимодействия, опять же, нуждаются в организации и управлении.
Огромной системой является система транспортных территориальных сообщений. Прежде всего, потому что делится она на железнодорожный транспорт, автодорожный транспорт, воздушный, речной и морской. И для каждого необходимы свои правила, инструкции и... опознавательные знаки, регулирующие поток того или иного транспорта. Важно, чтобы такие знаки и правила были на большей территории Земли универсальными и понятными, как для местного населения, так и для туристов.
В Музее "Дедушкин чердак", что находится в Измайловском Кремле (Измайловское шоссе 73Ж) в Политехнической экспозиции представлены образцы первых дорожных знаков. Первый стандарт для дорожных знаков был введён во Франции в 1903 году. Появились первые предупреждающие и информационные обозначения. А уже в 1908 году тоже в Париже прошёл уже Международный конгресс по дорожному движению, где был разработан единый набор знаков для всех стран.
В 1909 году девять европейских стран признали четыре знака, представленные в экспозиции Музея: "Лоток", " Вираж", "Перекрёсток", " Переезд рельс"...
Изготавливались они из дерева или фанеры. Белые обозначения на чёрном или тёмно-синем фоне. Кто сдавал экзамены на водительские права, знает какое количество знаков приходиться выучить будущему водителю сейчас.
А вот первые попытки упорядочить городское движение (ПДД) были предприняты ещё в Древнем Риме. По указу Цезаря в 50-х годах до нашей эры на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до захода солнца), был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. На дорогах империи было принято левостороннее движение, позволяющее оставлять правую (вооруженную) руку свободной. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил.
Современная история правил дорожного движения берёт начало в Лондоне 10 декабря 1868 года, когда на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Джон П. Найт был специалистом по железнодорожным семафорам.
В 1865 году парламентом Великобритании был принят закон, по которому скорость транспорта была ограничена 6 км/ч, а перед автомобилем должен был идти человек, размахивая красным флагом. 14 августа 1893 года во Франции приняли первые правила движения для автомобилей.
Важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, в которой среди прочих стран принял участие и СССР. В 1953 году появилась первая дорожная разметка для обозначения пешеходного перехода, известная нам сейчас как «Зебра».
Не менее важным днем в истории правил дорожного движения стало 8 ноября 1968 года, когда на конференции ООН по дорожному движению в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении», подписанная представителями 68 стран мира, в том числе СССР, и с небольшими изменениями и дополнениями, действующая до сих пор.
Заходите в Музей "Дедушкин чердак". Территория забытых технологий, где Историю можно потрогать руками...