Найти в Дзене
Иркмотор

Найдено неизвестное начало Кругобайкальской железной дороги

Открытиям в нашей жизни есть место всегда. И пусть они даже местного значения. Или личные. Так и произошло недавно с моим старым знакомым Сергеем. А вы знаете, где берет свое начало Кругобайкалка? Сейчас это ни для кого не секрет: историческая ветка КБЖД (тот участок в 89 км, который сохранился) со всеми ее уникальными тоннелями, виадуками и мостами располагается в промежутке станций Слюдянка и Байкал. Ветка тупиковая и используется в туристических целях. Участок КБЖД Байкал – Култук решением Иркутского облсовета объявили архитектурно-ландшафтным заповедником еще в 1982 году. Тогда же его взяли и под государственную охрану. А раньше – более полувека с момента ее запуска в 1905 году и до строительства Иркутской ГЭС – эта железная дорога шла от Иркутска по берегу Ангары до поселка Байкала и потом уже сворачивала на Култук. Строительство Иркутской ГЭС началось в 1950 году. И согласно проекту часть КБЖД вдоль Ангары попадала в зону затопления Иркутского водохранилища. В результате был пост
Оглавление

Открытиям в нашей жизни есть место всегда. И пусть они даже местного значения. Или личные. Так и произошло недавно с моим старым знакомым Сергеем.

А вы знаете, где берет свое начало Кругобайкалка? Сейчас это ни для кого не секрет: историческая ветка КБЖД (тот участок в 89 км, который сохранился) со всеми ее уникальными тоннелями, виадуками и мостами располагается в промежутке станций Слюдянка и Байкал.

Ветка тупиковая и используется в туристических целях.

Участок КБЖД Байкал – Култук решением Иркутского облсовета объявили архитектурно-ландшафтным заповедником еще в 1982 году. Тогда же его взяли и под государственную охрану.

А раньше – более полувека с момента ее запуска в 1905 году и до строительства Иркутской ГЭС – эта железная дорога шла от Иркутска по берегу Ангары до поселка Байкала и потом уже сворачивала на Култук.

Одно из удивительных сооружений КБЖД - каменный виадук через небольшую речку, впадающую тут же в Байкал
Одно из удивительных сооружений КБЖД - каменный виадук через небольшую речку, впадающую тут же в Байкал

Строительство Иркутской ГЭС началось в 1950 году. И согласно проекту часть КБЖД вдоль Ангары попадала в зону затопления Иркутского водохранилища. В результате был построен новый ж/д участок от Иркутска до Култука, который используется и поныне.

А ту прибрежную часть ж/д ветки в 1956 году разобрали,

и практически сразу это место ушло под воду.

Зеленой линией на карте я отметил затопленный в 1956 году участок КБЖД от Иркутска до станции Байкал
Зеленой линией на карте я отметил затопленный в 1956 году участок КБЖД от Иркутска до станции Байкал

Но оказывается, что некоторые сооружения КБЖД сохранились до наших времен и на территории Иркутска. На них около Теплых озер у плотины ГЭС и натолкнулся мой старый коллега Сергей.

Осколок исторической КБЖД, еще сохранившийся в Иркутске
Осколок исторической КБЖД, еще сохранившийся в Иркутске

Вот что он рассказал:

В Иркутске на задворках промзоны Кузьмихи случайно увидел живописные развалины моста той самой Кругобайкальской железной дороги. Как мы помним, дорога была проложена по левому берегу Ангары.
В далеком детстве я часто шарился в тех местах, но, конечно, не обращал на этот мост внимания.
Дмитрий Семенов (тоже из местных левобережных) удивился моему удивлению – его послушаешь, так всем и каждому про этот осколок КБЖД известно. Но если всем известно, то почему выглядит он, стиснутый теплотрассами и складами, максимально заброшенным? И в 2ГИС отмечен как безымянное «сооружение».
Довольно-таки интересное ощущение, когда внезапно видишь этот мост: будто неведомая сила его выпилила и перенесла с берега Байкала на эту бесхозную территорию.
Кстати, в ГИС я добавил в карточку объекта фото и комментарий.
Вот это место на карте Иркутска
Вот это место на карте Иркутска

Этот осколок КБЖД, обнаруженный Сергеем, когда-то был ж/д мостом через реку Большая Кузьмиха и действительно входил в комплекс КБЖД. Сейчас от него остались только опоры.

Когда-то это был ж/д мост. Его также строили итальянские каменщики на рубеже XIX и XX веков
Когда-то это был ж/д мост. Его также строили итальянские каменщики на рубеже XIX и XX веков

Как рассказали мне местные, еще недавно там – вдоль берега – шли и рельсы. Но в 2023 – 2024 годах их кто-то демонтировал.

Долго ли еще осталось этому историческому месту? Жилые микрорайоны приближаются
Долго ли еще осталось этому историческому месту? Жилые микрорайоны приближаются

В общем, эта часть уникального памятника истории никак и никем не охраняется. И судьба его, скорее всего, незавидна.

С дальнейшим расширением жилых массивов в этом месте его просто сравняют с землей…

А могли бы создать еще одно место притяжения туристов. Ведь Кругобайкалка во всех ее частях – уникальный памятник транспортной архитектуры. И не только.

Я уже рассказывал, как ее строила целая тысяча приехавших в Иркутск итальянских эмигрантов. И как КБЖД в начале прошлого века фактически спасла всю страну.

Вот этот материал (жми на синюю подпись к фото):

-8

Друзья, понравился материал? - Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить мои следующие публикации.

А еще вас могут заинтересовать эти мои статьи:

-9
-10