В период с 1814 по конец 1840-х годов XIX века Испания пережила сложный период Реставрации абсолютизма, характеризующийся возвратом к старым порядкам после непродолжительного периода либеральных реформ.
В мае 1814 года в Испании произошел контрреволюционный переворот, в результате которого старый порядок был восстановлен в полном объеме, в отличие от многих других европейских стран. Все те изменения, которые были введены Кадисскими кортесами, включая конституцию 1812 года, были отменены, а сторонники либеральных идей подверглись преследованиям. Была возобновлена деятельность инквизиции, которая стала орудием борьбы с либералами.
Реакционная политика правящих кругов Испании, их нетерпимость к любым проявлениям свободомыслия не оставляли надежд на мирные реформы. В ответ на это испанские либералы перешли к насильственным методам борьбы.
С 1814 года в Испании появилась новая форма политической борьбы – пронунсиамьенто, военные мятежи с целью изменения политического строя. Участие военных в освобождении Испании от французской оккупации и их взаимодействие с партизанским движением привели к осознанию ответственности за судьбу страны и народа. В армии было много сторонников конституции 1812 года. Общение испанских и британских офицеров познакомило многих испанцев с английской политической системой. Те испанские военные, которые признали власть Жозефа Бонапарта, подверглись влиянию идей Французской революции. В период с 1814 по 1819 год офицеры-либералы неоднократно поднимали пронунсиамьенто с целью восстановления конституции 1812 года и созыва кортесов. В 1814 году произошло пронунсиамьенто в Наварре под руководством генерала Мины, в 1815 году военные восстали в Галисии, в 1817 году – в Каталонии. Все эти выступления были жестоко подавлены.
Важную роль в борьбе против абсолютизма играли масонские ложи. В 1816 году в Мадриде был раскрыт заговор Треугольника, участники которого планировали убить короля, в 1817 году был раскрыт масонский заговор в Гранаде.
После изгнания французов испанские власти стремились отправить войска в Новый Свет для подавления повстанческого движения, однако восстановить испанское господство в Латинской Америке не удалось. Колониальная война усугубила недовольство в армии. В 1819 году в окрестностях Кадиса, где были сосредоточены войска перед отправкой в Латинскую Америку, возник новый заговор.
1 января 1820 года началось пронунсиамьенто под руководством подполковника Рафаэля Риего. Повстанцы не смогли захватить Кадис, и часть мятежной армии закрепилась на острове Леон в Кадисской бухте, а другая под предводительством Риего двинулась в поход по Андалусии, пытаясь привлечь к восстанию народ. Королевские войска преследовали отряд Риего, нанося удары, и многие солдаты дезертировали. В то же время в стране распространились слухи о победоносном восстании либералов. В конце февраля – начале марта начались волнения во многих городах северной и центральной Испании. 7 марта 1820 года перед королевским дворцом в Мадриде собралась огромная толпа горожан, требовавших восстановления конституции 1812 года, созыва кортесов и создания национальной милиции.
Либералы устранили те препятствия, которые мешали развитию предпринимательства: провозгласили свободу торговли, отменили внутренние таможенные пошлины, цеховую систему, государственные монополии.
Осенью 1820 года кортесы приняли два важных закона, положивших начало аграрным преобразованиям. Закон об отмене майората превращал дворянские земли в частную собственность, которой владелец мог свободно распоряжаться. Второй закон предполагал ликвидацию монастырей, в которых состояло менее двадцати монахов. Земля, принадлежавшая этим монастырям, передавалась государству, которое должно было продать ее, а вырученные средства использовать для погашения внутреннего долга. Однако король отказался подписывать эти законы.
В то же время роялисты попытались ослабить революционный лагерь. В конце августа король распустил ту часть армии, которая участвовала в январском пронунсиамьенто. Р. Риего, выступивший против этого решения, был отправлен в ссылку в Астурию. В октябре правительство ограничило свободу слова, печати и собраний, что должно было привести к свертыванию деятельности патриотических обществ. Затем Фернандо VII перебрался из Мадрида в Эскориал, чтобы избавиться от давления со стороны революционно настроенных горожан. Назначение роялиста на пост капитан-генерала Новой Кастилии вызвало волнения в Мадриде, отряды национальной милиции и толпа горожан ворвались в королевский дворец. Король отступил и подписал законы о закрытии монастырей и об отмене майората, а Риего вернулся из ссылки.
В первой половине 1821 года в центре внимания кортесов находился вопрос о крестьянских повинностях. В кортесы поступали как крестьянские петиции, так и жалобы сеньоров на крестьян. В июне 1821 года кортесы приняли закон об отмене сеньориальных повинностей. Безвозмездно отменялись сеньориальная юрисдикция, право сеньоров назначать алькальдов, баналитеты и другие сеньориальные привилегии, личные повинности, сохранявшиеся в некоторых областях. Поземельные повинности сохранялись, если сеньор мог предъявить документы, подтверждающие его право собственности на землю, обрабатываемую крестьянами. Один из руководителей модерадос, Мартинес де ла Роса, заявил, что необходимо с корнем вырвать феодализм, не поранив при этом ствол собственности. Однако этот закон не вступил в силу, так как Фернандо VII отказался утвердить его, используя право приостанавливающего вето, предоставленное монарху конституцией 1812 года.
В течение первого периода революции были проведены преобразования, изменившие жизнь страны. Была упорядочена система внутреннего долга, военная реформа предполагала введение всеобщей воинской обязанности и изгнание из армии иностранцев, возникло новое административное устройство, основанное на делении страны на 52 провинции. Создавалась система начального, среднего и высшего образования, обучение должно было иметь светский характер.
Либералы пытались сохранить испанские владения в Новом Свете, конституция 1812 года должна была стать политической базой для сохранения единства метрополии и колоний. Однако эти планы не встретили поддержки креольской верхушки, вставшей на путь борьбы за независимость.
В декабре 1821 года состоялись выборы в кортесы, на которых победу одержали эксальтадос. Символом победы эксальтадос стало избрание Риего председателем кортесов в марте 1822 года. В то же время правительство еще оставалось в руках умеренных. Мартинес де ла Роса, возглавлявший правительство, подготовил проект пересмотра конституции, который предусматривал, создание верхней палаты.
В июне 1822 года депутаты приняли закон о королевских пустошах (малоплодородных землях, находившихся в собственности короны). Часть этой земли предполагалось продать, другую – распределить между ветеранами войны за независимость, солдатами, участвовавшими в январском пронунсиамьенто 1820 года, и безземельными крестьянами. Кортесы вторично проголосовали за закон об отмене сеньориальных прав, но король вновь применил вето.
Победа эксальтадос на выборах подтолкнула роялистов к решительным действиям. В ночь с 6 на 7 июля королевская гвардия пыталась захватить Мадрид, но национальная милиция и народ разгромили мятежников. Фернандо VII отправил в отставку правительство модерадос. Новое правительство возглавил Э. Сан-Мигель.
В горных районах Каталонии роялисты создали отряды, открывшие боевые действия против либералов. В г. Сео де Уржель было образовано регентство, руководившее контрреволюционными силами от имени Фернандо VII, находившегося в руках либералов. Правительство отправило в Каталонию армию под командованием генерала Мины, которая нанесла поражение роялистам. Регентство бежало во Францию.
В октябре 1822 года конгресс Священного союза принял решение об организации интервенции. Известия о готовящемся вторжении вызвали волнения в городах, В Мадриде в феврале 1823 года впервые за время революции в толпе слышались крики Смерть королю!.
7 апреля 1823 года французские войска перешли границу. Французы столкнулись с сопротивлением только в Каталонии, где находилась армия Мины, и в Андалусии, где войска возглавлял Риего. Либералы не смогли заручиться поддержкой крестьян. Кроме того, французское командование и регентство постоянно заявляли, что французские войска не собираются захватывать Испанию, что их цель – возвращение власти законному королю Фернандо VII, находящемуся в плену у либералов, и защита католической церкви.
Правительство и кортесы покинули Мадрид и переехали в Севилью. Когда в июне 1823 года к Севилье подошли французские войска, Фернандо VII заявил, что не собирается уезжать. Депутаты кортесов приняли решение о внезапном безумии короля и принудительно вывезли его в Кадис. Французские войска осадили город. В конце сентября кортесы приняли решение о выдаче короля французам. 1 октября 1823 года, прибыв во французский лагерь, Фернандо VII объявил об отмене всех документов, подписанных им после 7 марта 1820 года.
Революция 1820-1823 годов завершилась поражением, в стране вновь был восстановлен Старый порядок. Либералы не смогли выдержать натиск внешней и внутренней контрреволюции. В то же время революция расшатала устои Старого порядка и подготовила почву для продолжения революционного движения. Испанская революция оказала влияние на революционные процессы в Португалии и Италии.
После окончания революции в Испании установился реакционный режим. Либералы окрестили эти годы ненавистным десятилетием (1823-1833 гг.). С осени 1823 года в стране развернулись политические репрессии. Был казнен Р. Риего, схвачен и убит генерал Эмпесинадо. Для преследования либералов были сформированы специальные трибуналы. Контрреволюционный террор стал дискредитировать страны Священного союза, помогшие Фернандо VII вернуться к власти. В мае 1824 года король подписал Декрет о прощении, однако в конце этого документа были перечислены 15 категорий лиц, на которых прощение не распространялось.
Были ликвидированы все революционные преобразования, за исключением одного – король не решился восстановить инквизицию. Однако вместо нее создавались специальные органы по делам веры.
Попытки испанского абсолютизма восстановить господство в Латинской Америке оказались тщетными. К середине 20-х гг. Испания потеряла все колонии в Новом Свете, кроме Кубы и Пуэрто-Рико. До середины 30-х гг. Испания не признавала независимость государств Латинской Америки.
Несмотря на репрессии, в 1824-1826 гг. либералы сделали несколько попыток свергнуть абсолютизм, однако потерпели поражение. Новый подъем революционного движения начался с середины 1830 г., когда произошла Июльская революция во Франции. Но вооруженные выступления либералов были подавлены. В 1830 г. король приказал закрыть все испанские университеты, видя в них источник либеральных идей.
Знаменем ультрароялистов стал младший брат короля – Карлос. Его сторонники, карлисты, стремились сместить Фернандо VII и возвести на престол Карлоса, Карлисты считали, что либералы удерживались у власти в 1820-1823 гг. из-за трусости и нерешительности короля, и требовали немедленного восстановления инквизиции. В 1827 г. карлисты подняли мятеж в Каталонии, но королевские войска подавили его.
Несмотря на политические потрясения и войны, в первые десятилетия XIX в. произошли сдвиги в экономике страны. Продолжалось развитие мануфактурного производства. В Каталонии и в крупных городах Андалусии и Валенсии встречались крупные текстильные и железоделательные мануфактуры, Получила распространение и рассеянная мануфактура. В конце XVIII в. в Каталонии появляются первые механические прялки, в начале XIX в. – механические ткацкие станки. В 1832 г. в Барселоне открылась первая в Испании хлопчатобумажная фабрика, В том же 1832 г. была построена первая в Испании домна, в 40-е гг. доменные печи сооружаются в Бискайе и Астурии. В 1848 г. вступила встрой первая железная дорога Барселона-Матаро. Испания вступила в эпоху Промышленной революции. Однако станки и оборудование для первых испанских фабрик ввозились из-за рубежа. Цеховая система и внутренние таможенные пошлины тормозили развитие мануфактурного и фабричного производства.
Промышленная революция вызвала разорение ремесленных мастерских и снижение заработка наемных рабочих. В 1821 г. произошла первая вспышка луддитского движения. Летом 1835 г. ремесленники разгромили и сожгли первую испанскую фабрику. Нищета и безработица сделали городские низы восприимчивыми к политической агитации.
Важную роль продолжала играть колониальная торговля.
К началу 30-х гг. в испанской деревне сохранялись дворянские майораты, церковное землевладение, крестьянские повинности, баналитеты, юрисдикция сеньоров. В северных районах страны преобладали формы крестьянского держания и полуфеодальной аренды. В Новой Кастилии, Эстремадуре, Андалусии крупные землевладельцы вели собственное хозяйство, основанное на применении труда поденщиков. Разбогатевшие купцы и предприниматели покупали либо арендовали землю, приобщаясь к эксплуатации крестьян. Но расширению буржуазного землевладения мешала узость земельного рынка.
В октябре 1833 г. Фернандо VII умер. Королевой была провозглашена его дочь Изабелла II, а регентшей – вдовствующая королева Мария-Кристина. Одновременно о своих притязаниях на престол заявил младший брат покойного короля – Карлос. Уже в конце 1833 г. карлисты начали борьбу за власть. Мария-Кристина вынуждена была обратиться к либералам. Первая карлистская война была гражданской войной между сторонниками революции и защитниками Старого порядка.
Карлисты выступали за сохранение абсолютизма и Старого порядка, за упрочение позиций церкви. Карлистов поддержала часть дворянства и духовенство. Защита старинных местных вольностей привлекла на сторону карлистов провинциальную знать тех областей, где существовали фуэрос. Крестьянское население поддержало карлистов, так как фуэрос предполагали налоговые льготы. Гражданская война приобрела жестокий характер.
В начале 1834 г. Мария-Кристина назначила правительство, состоявшее из умеренных либералов. Модерадос отменили цеховую систему, государственные монополии и внутренние таможенные пошлины. Умеренные либералы отказались от восстановления конституции 1812 г. вместо нее они разработали Королевский статут, который предполагал создание двухпалатных кортесов.
Политика модерадос вызвала возмущение горожан, которые требовали восстановить конституцию 1812 г., закрыть монастыри, разгромить карлистов. В 1834-1835 гг. в городах происходили массовые волнения. Важным компонентом этих волнений был народный антиклерикализм – разрушение и поджоги монастырей, нападения на духовных лиц.
В середине 1835 г. карлисты перешли в наступление. Кавалерийские отряды карлистов совершали рейды по территории страны.
Под давлением народного движения и роста карлистской угрозы королева-регентша в сентябре 1835 г. передала власть левым либералам. В 1835-1837 гг. прогрессистские правительства провели преобразования. В 1836 г. были отменены майораты. В 1835-1837 гг. были приняты законы, подорвавшие экономическую основу испанской церкви. Были закрыты все монастыри, их имущество передано государству. Церковные земли продавали крупными участками с аукциона, расплачиваться можно было как наличными, так и бумагами государственного долга. Новыми хозяевами церковной земли стали крупные землевладельцы-дворяне, чиновники, буржуа. В 1837 г. прогрессисты безвозмездно отменили сеньориальную юрисдикцию, повинности личного характера, баналитеты. Поземельные повинности сохранялись, либералы рассматривали их как форму арендной платы. В дальнейшем это привело к утрате крестьянами владельческих прав и превращению бывших держателей в арендаторов, а бывших сеньоров – в хозяев земли.
В августе 1836 г. произошло пронунсиамьенто. Его участники потребовали от Марии-Кристины восстановить конституцию 1812 г., королева-регентша подчинилась. Однако уже в середине 1837 г. либералы разработали новую конституцию, В это время и модерадос, и прогрессисты считали опасным вмешательство народа в политическую жизнь, тем более, что часть крестьян поддерживала карлистов.
Преобразования 1835-1837 гг. сыграли важную роль в ходе гражданской войны. Отмена сеньориальной юрисдикции и личных повинностей побудила многих крестьян дезертировать из карлистской армии. Ослабление карлистского лагеря позволило либералам склонить карлистских военачальников к переговорам. В августе 1839 г. часть карлистской армии сложила оружие, продолжавшие сопротивление карлистские отряды были разбиты в 1840 г. Гражданская война завершилась победой либералов, что означало победу революции.
На завершающем этапе карлистской войны обострились противоречия между модерадос и прогрессистами, причем в противоборстве двух либеральных группировок все большую роль стали играть генералы и офицеры либеральной армии. В 1840 г. борьба в либеральном лагере вылилась в политический кризис, сопровождавшийся новой волной городских восстаний. В октябре 1840 г. Мария-Кристина, вынуждена была отказаться от регентства и покинуть Испанию. Вся полнота власти перешла к генералу Б. Эспартеро, который в 1841 г. был провозглашен регентом. Установился режим личной власти Эспартеро. Так, снижение таможенных пошлин и подготовка торгового договора с Англией, который открывал испанский рынок для английского текстиля, восстановили против Эспартеро промышленную буржуазию. В конце 1842 г. в Барселоне вспыхнуло восстание против регента. По приказу Эспартеро город подвергся артиллерийскому обстрелу. К началу 1843 г. сложился блок сил, стремившихся покончить с диктатурой. В середине 1843 г. диктатура была свергнута, Эспартеро бежал в Англию. В конце 1843 г. модерадос вернулись к власти, а 13-летняя Изабелла И была объявлена совершеннолетней.
В 1845 г. вступила в силу новая конституция. Был повышен имущественный ценз для избирателей, урезаны полномочия кортесов, увеличены права короны. Распродажа церковных земель прекратилась, еще не проданные земли были возвращены церкви.
1848 год в Испании прошел спокойно. Республиканцы сделали две попытки поднять восстание, однако потерпели поражение.
В результате третьей буржуазной революции в Испании были уничтожены майораты, сеньориальная юрисдикция, баналитеты, цеховая система, внутренние таможенные пошлины, сословные привилегии духовенства и дворянства. Испания превратилась в конституционную монархию. Был ликвидирован ряд препятствий, мешавших развитию предпринимательства. Вопрос о крестьянском держании был решен в пользу бывших сеньоров, что привело в дальнейшем к обострению социальной ситуации в деревне. Карлистская война способствовала повышению роли военных в политической жизни страны. Испанский либерализм утратил свой революционный характер.