В период с 1849 по 1871 год монархия Габсбургов переживала эпоху неоабсолютизма. Этот период австрийской истории, начавшийся после завершения революции 1848 года и продлившийся до 1860 года, характеризовался крайней централизацией власти и бюрократизацией. Политические и гражданские права были ограничены, успехи революции пересмотрены, а ее участники подверглись репрессиям.
Новый император Франц Иосиф, правивший с 1848 по 1916 год, был трудолюбивым монархом, исполненным чувства долга, но не склонным к конституционным идеям. Конституция, дарованная им 4 марта 1849 года, была призвана лишь смягчить разочарование общества после роспуска парламента и итогов революции. Председатель рейхсрата К. Кюбек, один из главных идеологов неоабсолютизма, выразил настроения правящих кругов словами: «Свобода - это слово, толкающее лучших людей к безумию, благороднейшие умы - к преступлению, целые народы - к неистовству».
Конституция просуществовала только формально и была отменена Сильвестрским патентом 31 декабря 1851 года. Этот документ упразднил конституцию и закрепленные в ней права, за исключением равенства перед законом и свободы вероисповедания, которые также существовали в основном на бумаге. Рейхсрат из парламентского органа превратился в узкий круг советников императора во главе с Кюбеком. Была создана строгая иерархическая вертикаль власти, включавшая уровни общины, округа, отдельной провинции и империи. Самоуправление общин было упразднено.
В дальнейшем наступлении на завоевания революции были упразднены суды присяжных, а также разделение судебной и исполнительной власти на низших уровнях. За порядком в сельской местности следила жандармерия, созданная в 1849 году, а в крупных городах империи до 1854 года сохранялось осадное положение, введенное в годы революции. Полицейский аппарат достиг огромных размеров. Многие участники революции, в том числе бывшие депутаты парламента, подвергались преследованиям, были высланы из страны или заключены в тюрьму.
Реакция коснулась и духовной сферы. Государство считало католическую церковь своим главным союзником в борьбе за умы, ее позиции всячески укреплялись, в то время как права протестантов и иудеев ограничивались. Вершиной этой политики стало заключение в 1855 году Конкордата с Папским престолом, предоставившего церкви значительную автономию. Тем самым прерывалась традиция йозефинизма, восходившая еще к Иосифу II, который видел в церкви полностью подконтрольный государству инструмент. Католическая церковь получила практически неограниченное право на создание новых епископств и приходов. Все вопросы брака были переданы от светских судов к церковным. В школьном образовании церковь контролировала не только религиозные, но и светские дисциплины, но контроль практически не распространялся на гимназии и университеты.
Что касается национального вопроса, венское правительство стремилось, с одной стороны, наказать «взбунтовавшиеся» народы, а с другой - осуществить политику централизации, несовместимую с автономиями. Ломбардо-Венецианское королевство было подчинено генерал-губернатору, управлявшему военно-полицейскими методами. Хорватия, Трансильвания и Воеводина были отделены от Венгрии и перешли под прямое управление из Вены. Эта мера не была признанием их прав на национальную автономию или благодарностью за помощь в подавлении венгерской революции, а средством наказания Венгрии. Оставшаяся часть Венгрии управлялась генерал-губернатором, присланным из Вены. Комитетская система была отменена, страна разделена на пять округов. Все ключевые административные посты заняли немецкоязычные чехи и словенцы, получившие в Венгрии и Хорватии прозвище «баховские гусары» по имени министра внутренних дел Австрии А. Баха, автора новой системы бюрократического централизма. Введение немецкого языка в качестве единого языка делопроизводства по всей империи было частью централистской «системы Баха», но во всех национальных районах воспринималось как насильственная германизация.
Франц Иосиф считал армию и внешнюю политику важнейшими сферами своей деятельности, а целью - укрепление позиций Австрии как великой германской и европейской державы. Но именно во внешней политике его преследовали неудачи, которые сказались и на внутреннем курсе. Министр иностранных дел К. Ф. Буоль-Шауэнштейн, назначенный в 1852 году, попытался осуществить своеобразную «дипломатическую революцию», заключавшуюся в отходе от традиционных связей с Россией и Пруссией и ориентации на Англию и Францию.
В Крымской войне 1853-1856 годов Австрия фактически выступила на стороне англо-французской коалиции, предъявив России ультиматум о выводе войск из дунайских княжеств, а затем сама их оккупировав. Франц Иосиф писал в 1854 году о союзнике, который за пять лет до этого спас его империю от краха: «Очень трудно быть вынужденным выступать против прежних друзей, но в политике иначе нельзя, и на Востоке Россия являлась нашим естественным врагом во все времена». Однако ближайшее будущее показало, что, потеряв старых друзей, Австрийская империя не приобрела новых, и следующую войну она встретила в полной изоляции. Война 1859 года против Пьемонта и Франции, недавнего союзника Австрии по Крымской коалиции, закончилась для Австрии потерей Ломбардии. «Незадачливый Буоль» был отправлен в отставку, и из поражения нужно было извлечь политические уроки.
Проблема заключалась не только в потере части территории, произошедшей впервые со времен Наполеона. К потере Ломбардии привело сочетание национального движения внутри провинции, движения за объединение Италии за ее пределами и помощи великой европейской державы, Франции. Подобное сочетание было возможно практически по всему периметру австрийских границ. Опасаясь заразительной силы итальянского примера для других народов империи, Франц Иосиф приступил к осторожным реформам.
Весной 1859 года рейхсрат, состоявший из восьми ближайших советников императора, был расширен до нескольких десятков человек за счет включения в него представителей отдельных ландтагов, в основном крупных землевладельцев. Затем была предпринята попытка достичь компромисса между федералистскими и централистскими тенденциями. Речь шла об уступках не столько национальным требованиям отдельных народов, сколько традиционному земельному патриотизму, носителем которого была аристократия. 20 октября 1860 года был издан Октябрьский диплом, вдохновителем которого был новый министр внутренних дел, польский аристократ А. Голуховский. Ландтаги получали большую автономию, а из их представителей формировался рейхсрат из ста человек в качестве законосовещательного органа. Такой «псевдопарламент» не удовлетворял либералов по всей империи, но главными противниками Октябрьского диплома были австрийские немцы и венгры. Первые считали, что он делает слишком большие уступки отдельным частям империи, а вторые - слишком малые. Активные протесты, принявшие в Венгрии форму отказа от уплаты налогов, привели к тому, что в феврале 1861 года Октябрьский диплом был радикально изменен. В отличие от Октябрьского диплома, в котором были федералистские черты, Февральский патент 26 февраля 1861 года нового министра внутренних дел А. Шмерлинга был скорее централистским. Он предусматривал создание двухпалатного рейхсрата как единого парламентского органа для всей страны. Верхняя палата состояла частично из представителей аристократии, епископов и т. д., частично ее члены назначались императором. В нижнюю палату входили представители ландтагов. В свою очередь, ландтаги в Австрийской империи по-прежнему во многом были сословными собраниями, избиравшимися на основе высокого имущественного ценза и по округам, разделенным в 1861 году таким образом, что преимущество получали крупные землевладельцы и немцы. Помимо консервативного состава рейхсрата, его возможности ограничивались правом короны на абсолютное вето и на издание законов в промежутках между его сессиями. Император сохранял за собой контроль над армией и внешней политикой. Тем не менее право законодательной инициативы и одобрения бюджета превращали рейхсрат в первый общеимперский парламент, но ему же было суждено стать и последним.
Централизм и немецкое преобладание, заложенные в Февральском патенте, и ограниченность прав рейхсрата вызвали неодобрение в отдельных землях империи. В знак протеста чехи, венгры, хорваты и поляки не направили своих депутатов в рейхсрат, начавший заседания в мае 1861 года. Бойкоты продолжались и в последующие годы, показывая, что рейхсрат не выполнил предназначавшуюся ему функцию консолидации империи. Летом 1865 года главой правительства был назначен Р. Белькреди, который вновь попытался решить внутренние проблемы Австрии на путях федерализма. Он разработал «пентархию Белькреди», согласно которой империя должна была состоять из пяти частей: Немецкой Австрии, Богемии-Моравии-Силезии, Венгрии, польско-русинской части и югославянских областей. Но все проекты внутреннего переустройства Австрии, предпринятые с начала 1860-х годов, находились в тени конфликта с Пруссией, который ко времени Белькреди превратился в непосредственную угрозу. Желая обеспечить себе хоть какой-то спокойный тыл, политическое руководство Австрии отказалось от решения национальной проблемы и сосредоточилось на наиболее болезненном вопросе — венгерском.
Драматические события 1848-1849 годов делали примирение между венграми и династией Габсбургов почти невозможным. Франц Иосиф не мог простить собственного свержения, венгров ожесточала расправа над участниками революции, символом которой была казнь руководителей венгерской армии в городе Арад. Казнь «арадских мучеников» легла тяжелым бременем на австро-венгерские отношения в последующие десятилетия. Погибшие генералы стали знаменем для новых борцов за независимость Венгрии и частью культа революции 1848 года, укоренившегося в народе и затронувшего даже обычаи. Так, в Венгрии на многие годы отказались от обычая чокаться пивными кружками, поскольку австрийские офицеры якобы праздновали таким образом казнь. Антиавстрийские настроения усиливались в связи с военно-полицейским режимом, установленным в Венгрии в последующие годы.
Ситуация стала меняться с началом конституционных экспериментов в Австрии на рубеже 1850-х и 1860-х годов. Желая обеспечить благоприятный прием реформ в Венгрии, венские власти восстановили комитатскую систему и разрешили созыв венгерского Государственного собрания. Но сразу после его созыва в апреле 1861 года Ф. Деак, национальный лидер послереволюционной Венгрии, потребовал признания конституции 1848 года, самостоятельного бюджета и использования венгерских войск только с согласия парламента. В августе Государственное собрание было вновь распущено. Венгерская оппозиция реформам правительства Габсбургов и особенно рост угрозы столкновения с Пруссией вновь склонили Франца Иосифа к примирению с Венгрией. Венгры также выразили готовность пойти на компромисс. В апреле 1865 года была опубликована статья Деака, в которой он высказал умеренные требования, отказавшись от признания законов 1848 года как отправной точки переговоров с Веной. Статья положила начало сближению между короной и венгерской оппозицией и переговорам о новом статусе Венгрии. Летом 1865 года Франц Иосиф впервые посетил Буду, а в декабре в качестве короля Венгрии открыл сессию вновь созванного Государственного собрания. Но по мере приближения войны с Пруссией темпы переговоров замедлились, поскольку каждая из сторон ожидала, что исход войны укрепит ее позиции.
Решившись на войну, Австрия оказалась в русле политики Бисмарка и с чрезвычайно слабым международным положением. На фоне войны на два фронта против Пруссии и Италии Австрия добилась на международной арене подписания в июне 1866 года австро-французского договора, по которому Австрия получала от Франции заверения в нейтралитете при условии передачи Италии Венеции независимо от исхода войны. Никто в Вене не задавался вопросом, зачем тогда вообще нужен итальянский театр военных действий и не лучше ли перебросить войска в Германию, чем заставлять солдат погибать за заведомо проигранное дело в Италии. Подобные просчеты обернулись катастрофой под Садовой 3 июля и поражением в австро-прусской войне.
Главным итогом войны, закрепленным Пражским миром 23 августа 1866 года, стало исключение Австрии из Германии, к которой она принадлежала почти тысячу лет. Этот факт по-новому расставил акценты в национальном вопросе внутри империи: если раньше за австрийскими немцами ощущался мир германских государств, возглавляемый Габсбургами, то теперь они превращались просто в один из народов Австрийской империи. Претензии на единоличное лидерство становились едва ли возможными, и все больше австрийских немцев соглашались разделить его с венграми. В пользу такого решения говорили и национальные пропорции внутри империи. Вместе немцы и венгры составляли около 40% населения Австрии, а остальные 60% дробились между девятью народами. Немцы и венгры преобладали политически в своих половинах империи.
Еще одним участником компромисса была династия Габсбургов в лице Франца Иосифа. Император согласился пойти навстречу требованиям либеральных и национальных движений своей империи,ожидая её внутреннего укрепления, которое позволит укрепить внешнеполитическую позицию Австрии. К примирению с «благородной венгерской нацией» . Целью заключения была скорейшая договоренность с Венгрией и продолжения соперничества с прусией на постах главы правительства и министра иностранных дел, был приглашен бывший Саксонский Премьер Ф. Ф. Бойст противник Бисмарка. С появлением Бойста переговоры пошли к концу. 17 февраля 1867 года с назначением премьер-министром Венгрии Д. Андраши. Австро-Венгерское Соглашение стало фактом. Закон был принят в июне 1867 года венгерский и в декабре принят в Австрии.
Соглашение 1867 года преобразовало единую империю Габсбургов в дуалистическую Австро-Венгрию,это был компромисс между слоями австрийских немцев и венгров. Соглашение обеспечивало обеим сторонам, союзников для поддержания социального и национального господства, давало гарантии внешней безопасности и спооствовало политическому развитию Австро-Венгрии установив, конституционное правление в обеих частях страны.
По Соглашению государство состояло из двух самостоятельных частей, связанных только «общими делами» - внешней политикой, армией, а также общностью финансов в содержании «общих дел». Толкование «общих дел» в двух половинах государства, в деталях различалась (в Австрии считали, что сфера единой империи сократилась , а в Венгрии исходили из концепции двух независимых государств).
В политико-административном отношении территория Австро-Венгрии делилась на «королевства и земли, представленные в рейхсрате» западную и «земли короны св. Иштаана» восточную. Неофициальные широко распространенные названия происходили от разделявшей реки Лейты: Цислейтания западная часть и Транслейтания восточная часть.
Органы власти и управления в эпоху дуализма отличались многообразием. Министерства «общих дел», военное, внешней политики, подчинялись императору. император созывал и распускал парламент, назначал премьер-министров. Франц Иосиф оберегал свои исключительные права на руководство внешней политикой и армией.
Соглашение 1867 г. вводило конституционное устройство и парламентское правление в обеих частях империи.Рейхсрат не избирался с помощью выборов, а составлялся из депутатов ландтагов (Закон 1861 г). В рейхсрате заседали немецкие либералы ,«земельные» , национальные федералисты, консерваторы, клерикалы. В Венгрии избирательное право имели - 6% населения. В парламенте заседали партии (партия Деака, «левый центр» и крайне левые).
Венгрия выступала против создания парламента , были созданы специальные «делегации » решавшие проблему бюджета. Венгерское Государственное собрание и австрийский рейхсрат направляли в «делегации» (Нижняя палата по 40 и Верхняя по 20 человек).
В обеих частях империи был принят ряд новых законов(сокращение влияние церкви, школа под контролем только религиозных предметов, отмена Конкордата Папским престолом в 1870 году,обязательное школьное обучение начального уровня в 1868-1869 гг, о всеобщей воинской обязанности в 1868 году).
Национальный вопрос был сложным ( чешский закон в1867г о Славянском съезде в Москве, поляки пользовались польским языком в школе и суде, закон о национальностях 1868 г- язык в школе,церкви и на низшем административном уровне ).
Последняя серьезная попытка ревизии системы дуализма была предпринята в 1871 году. К. Гогенвартсовместно с чешскими представителями разработал Фундаментальные статьи ( статус , схожий с венгерским). Франц Иосиф отказался от планов и отправил Гогенварта в отставку.
Экономическое развитие. Габсбурги оставалась страной преимущественно аграрной не равномерной.. Экономический прогресс сдерживался столкновением интересов западной половины империи и аграрной Венгрии.
В промышленности Австрия уступала странам Таможенного союза и Пруссии (Австрия3400,Пруссия-15000 стационарных паровых машин, каменного угля не хватало) .Таможенный договор 1853 г (ввоз угля и вывоз с/х продукции, конкуренция с странами Гаможенного союза). В 1850 г таможенные границы западной половины империи и Венгрии -монархия стала единым экономическим . Она по-прежнему сосредоточивалась в Нижней Австрии, Богемии, Штирии и Крайне, пищевая быстро развивалась, особенно пивоварение и производство сахара. Началось строительство Рингштрассе (кольцевой бульвар вокруг центра Вены) в 1865 г.
Сооружение железных дорог, делалось замедленными темпами (1850 г-1700 км дорога).Австрийское правительство с 1854 г. продавала железные дороги (от продажи получила 136 млн гульденов ,потратила 223 млн).
Французская «Креди мо-билье», учредила «Общество австрийских железныхдорог», Ротшильды- «Кредитанштальт» , капитал 100 млн гульденов.В Пеште стремились подчеркнуть самостоятельность Венгрии, сооружая обособленную сеть. Венгры были против строительства Далмация — Загреб — Пешт не поощрять связи хорватов Далмации.
К конце 60-х гг. - 15% населения - население монархии.Аграрный сектор играл роль для австрийской экономики. В деревне происходило «освобождение крестьянства»
Реформа сыграла важную роль , но проблем хватало ( малоземельное крестьянство и батраков,крестьяне продавали землю, становились задолжниками, конкуренция дешевого зерна из Венгрии).
Поражение в австро-прусской войне сказались на экономике. В 1867г «чудо-жатва» ,производство выросло на 100%, большая ее часть в Западную Европу( пшеница),Технологии использованы в переработке сахарной свеклы. Дунай(торговый флот), развивалась железнодорожная сеть ,повлекло прогресс металлургии. банки(состояния). в монархии началась эпоха экономического процветания, «семь жирных лет».
Дуализм нес с собой и экономические проблемы(договор каждые десять лет, «квота» финансирования, . Существовавшие противоречия интересов Цислейтании и Транслейтании. Венгры торговали. В описываемый период эти трения сглаживались общим экономическим подъемом.