С конца Второй Карабахской войны Южный Кавказ стремительно меняется. Россия, некогда главный арбитр и гарант «равновесия страха», теряет влияние.
"Москва больше не арбитр в регионе. Её слабость заметили все." (политолог Аркадий Дубнов, 2023)
Армения и Азербайджан, прежде соперники, теперь параллельно – каждый по-своему – пересматривают свои отношения с Москвой. Впервые за 200 лет на политической карте Кавказа появляется реальная перспектива – регион без доминирующего присутствия России.
Россия – традиционный куратор Кавказа: от гаранта к наблюдателю
С XIX века Россия играла ключевую роль «гаранта порядка» в Закавказье. Военные базы, миротворцы, ОДКБ, газовые контракты – всё это позволяло Кремлю контролировать баланс сил между Арменией и Азербайджаном.
После распада СССР Москва сохранила позиции благодаря:
✵ военным базам (в Армении),
✵ экономическим связям (с обоими),
✵ роли посредника (особенно в карабахском конфликте).
Однако ситуация начала стремительно меняться после 2020 года, когда Россия не смогла удержать контроль над исходом второй Карабахской войны, ограничившись дипломатическим вмешательством и вводом ограниченного миротворческого контингента.
С тех пор Москва последовательно теряет рычаги влияния:
✵ проигнорирована в момент гуманитарного кризиса в Лачинском коридоре;
✵ не вмешалась в операцию Азербайджана в Карабахе в 2023 году;
✵ теряет доверие даже в стране-союзнице по ОДКБ – Армении.
Армения: от союзника к открытому недоверию – от Кремля к Брюсселю
1. Утрата доверия после Карабахской войны (2020)
Россия выступила посредником после поражения Армении во Второй Карабахской войне, но отказалась вмешиваться напрямую. А сторонники России в Армении традиционно полагались на РФ, считая её гарантом безопасности на фоне конфликта с Азербайджаном. Однако вторая Карабахская война (2020), а затем и молниеносная операция Азербайджана в 2023 году, которую Россия наблюдала со стороны, резко изменили отношение Еревана.
В 2021 году в Армении усилились антироссийские настроения – Ереван обвинил Москву в предательстве союзника: российские миротворцы не остановили азербайджанскую операцию в Лачинском коридоре (2022–2023), несмотря на гуманитарную катастрофу.
2. Уклон в сторону Запада
Премьер-министр Никол Пашинян стал инициатором переориентации внешней политики:
✵В 2023 году в Армению была приглашена миротворческая миссия ЕС (EUMA) – первый прецедент открытого конкурирования с Россией в сфере безопасности.
✵В 2024 году Армения подписала военные соглашения с Францией, включающие поставки ПВО и снайперского оружия.
✵Армения направила гуманитарную миссию в Украину,
✵ратифицировала Римский статут, теоретически позволяющий арестовать Владимира Путина на территории страны.
3. Пересмотр роли российских военных
Кроме того:
✵ в октябре 2023 года Армения не приняла участие в учениях ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) и заявила, что
"ОДКБ не выполнила свои обязательства по защите Армении";
✵ Ереван отказался от участия в учениях ОДКБ;
✵ Армения заявила о нежелательности пребывания российских войск в приграничных регионах;
✵ допускает вывод 102-й российской базы в Гюмри;
✵ пригласила западных наблюдателей в районы Сюника.
"Россия уходит с Кавказа. Мы должны сами выстраивать свою безопасность," – Никол Пашинян, июль 2024 года.
Азербайджан: сила, суверенитет без Москвы и союз с Турцией
1. Ставка на Турцию и нейтралитет
Азербайджан тоже демонстрирует охлаждение к России и делает это последовательно и прагматично. После победы в 2020 году Баку укрепил союз с Турцией – стратегическим партнёром, который оказал ему реальную поддержку на поле боя. В 2021 году было подписано Шушинское соглашение о союзничестве между Турцией и Азербайджаном – фактически аналог военного альянса с Анкарой.
Россия сохранила влияние через участие в тройственном соглашении 2020 года, но Баку постепенно игнорирует российское посредничество: в 2023 году Азербайджан провёл операцию в Карабахе без согласования с Москвой, а российские миротворцы отступили.
В 2024 году Алиев заявил, что «Азербайджан сам обеспечит свою безопасность, без внешних диктатов».
2. Манёвры между Западом и Кремлём
Азербайджанская политика строится на многонаправленности и энергонеобходимости Европы: после ухода Европы от российского газа Азербайджан становится ключевым партнёром ЕС по газовым поставкам. Брюссель рассматривает Баку как стратегический источник энергоресурсов.
В 2022 году подписан меморандум с ЕС о удвоении поставок газа в Европу до 2027 года.
Азербайджан наращивает экспорт энергоресурсов в обход России, становясь важным игроком на европейском энергетическом рынке. Это даёт Баку возможность играть между Турцией, ЕС и Россией, не будучи обязанным последней.
3. Ограничение миротворческой роли России
✵На фоне этого Баку успешно вытесняет российское влияние: как уже было сказано выше, в 2023 году без согласования с Россией провёл операцию в Карабахе.
✵Азербайджан не продлил мандат российских миротворцев после сентября 2023 года, добившись полного контроля над Карабахом.
✵В 2024 году началась этапная передислокация российских сил из Карабаха. Российские миротворцы, не вмешавшиеся в боевые действия, начали вывод в 2024 году.
"Карабах – это внутреннее дело Азербайджана. И только Азербайджан решает, кто и на каких условиях может здесь присутствовать," – Ильхам Алиев, март 2024 года.
Москва: от медиатора к лишнему игроку
Россия теряет позиции по всем фронтам:
►Утрата доверия со стороны Армении.
►Игнорирование со стороны Азербайджана.
►Укрепление Турции и ЕС в регионе.
►Отсутствие ресурсов для жёсткой реакции – из-за войны в Украине.
Итак, в 2024–2025 годах российские миротворцы начали сворачивать миссию в Карабахе, уступив место азербайджанской армии.
Москва сохраняет влияние через экономику, энергетические каналы и диаспору, но утрачивает статус "гаранта" и посредника.
Перспектива: Кавказ без России? Что дальше?
На Южном Кавказе формируется новая архитектура безопасности – без России. Ереван и Баку идут разными путями, но оба сокращают пространство для российского вмешательства:
Армения меняет политическую переориентацию – ставку на Запад (ЕС, Франция, США), но без чётких гарантий.
Азербайджан – через демонстрацию силы, двусторонние связи и стратегическое сближение с Турцией и Европой, избегая участия в союзах.
Россия теряет региональную инициативу, но может использовать диаспору, спецслужбы и энергетику для давления.
Москва остаётся в регионе номинально, но уже не как арбитр, а как внешний наблюдатель с ограниченными возможностями влияния.
Итог: обе страны больше не считают Москву необходимым участником процесса. Кавказ становится ареной новых сил – от Анкары до Брюсселя.
Вопрос: что дальше? И что должна предпринять Россия в этой ситуации?
► ► ►Долгая граница: Армения и Азербайджан сквозь века
► ► ►Откуда взялся Азербайджан: краткий рассказ с тюрко-персидским акцентом
Благодарность за ваш интерес и внимание к статье. Этичные комментарии приветствуются – подискутируем. Спасибо за подписку, лайк и репост.