Найти в Дзене
Бухгалтер бюджетник

Раздельный учёт налога на добавленную стоимость

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2025 года № 03-07-14/50975 поднимает важный вопрос о сложностях, связанных с налоговым учётом в бюджетных и автономных учреждениях, особенно в контексте раздельного учёта налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговый кодекс содержит базовые положения, относящиеся к данной проблеме, но конкретные правила необходимо прописывать в учётной политике каждого учреждения. Рассмотрим пример: бюджетное учреждение получило субсидию в виде гранта на покупку оборудования на условиях софинансирования и использовало для этого средства от приносящей доход деятельности. При этом оборудование было приобретено частично за счёт гранта, включая сумму НДС, и частично за счёт собственных средств. Это оборудование будет применяться как в деятельности, облагаемой НДС, так и для выполнения задания. Согласно Налоговому кодексу, если основное средство приобретено частично за счёт бюджетных средств, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2025 года № 03-07-14/50975 поднимает важный вопрос о сложностях, связанных с налоговым учётом в бюджетных и автономных учреждениях, особенно в контексте раздельного учёта налога на добавленную стоимость (НДС).

Налоговый кодекс содержит базовые положения, относящиеся к данной проблеме, но конкретные правила необходимо прописывать в учётной политике каждого учреждения.

Рассмотрим пример: бюджетное учреждение получило субсидию в виде гранта на покупку оборудования на условиях софинансирования и использовало для этого средства от приносящей доход деятельности. При этом оборудование было приобретено частично за счёт гранта, включая сумму НДС, и частично за счёт собственных средств. Это оборудование будет применяться как в деятельности, облагаемой НДС, так и для выполнения задания.

Согласно Налоговому кодексу, если основное средство приобретено частично за счёт бюджетных средств, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику, не могут быть приняты к вычету в определённой пропорции. Эта пропорция определяется как отношение суммы гранта, использованной на приобретение основных средств, к общей стоимости этих средств с учётом предъявленных сумм налога. Таким образом, сумма НДС по оборудованию, частично оплаченному за счёт гранта, не может быть принята к вычету.

Однако НДС может быть принят к вычету в той части, которая была оплачена за счёт средств от приносящей доход деятельности, если оборудование используется в облагаемой НДС деятельности. Если же приобретённое имущество используется как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях, налог должен быть распределён.

в Налоговом кодексе определены общие принципы раздельного учёта НДС при осуществлении операций облагаемых и освобождённых от налога, а также не являющихся объектом налогообложения НДС. Однако рекомендуется детальный порядок необходимо разработать и утвердить в учётной политике учреждения.

Когда ОС оплачиваются частично за счёт собственных «внебюджетных» средств и гранта в форме субсидии, требуется дополнительное регулирование.

Наиболее надёжный подход заключается в принятии к вычету «входного» НДС, оплаченного за счёт собственных средств, не в полном объёме, а в пропорции, соответствующей использованию имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению.

Тем не менее можно принять к вычету «входной» НДС, оплаченный за счёт собственных средств, в полном объёме, опираясь на положения Налогового кодекса. Это может быть обосновано тем, что на этапе планирования и оплаты уже произведён раздельный учёт затрат и налога в той мере, в какой предполагается использовать приобретаемое основное средство в рамках выполнения задания и приносящей доход деятельности, облагаемой налогом.