Найти в Дзене
Бухгалтер бюджетник

Изменения в трех из шести стандартов внутреннего финансового аудита.

Приказ Минфина России от 29 мая 2025 г. № 65н (зарегистрирован в Минюсте 03.07.2025) вносит уточняющие изменения в три из шести стандартов внутреннего финансового аудита. Документ вносит существенные коррективы в федеральные нормативы внутреннего финансового аудита (ВФА). Ключевые трансформации затрагивают три стандарта:
- «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»: администратор бюджетных средств (АБС), который обладает полномочиями главного администратора бюджетных средств (ГАБС) другого бюджета, может передать свои полномочия по внутреннему финансовому аудиту либо главному администратору бюджетных средств, ответственному за данный АБС, либо другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении указанного ГАБС.
- «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»: теперь ежегодная отчётность субъекта ВФА формируется на основе данных из аудиторских проверок, выполненных в течение отчётного

Приказ Минфина России от 29 мая 2025 г. № 65н (зарегистрирован в Минюсте 03.07.2025) вносит уточняющие изменения в три из шести стандартов внутреннего финансового аудита.

Документ вносит существенные коррективы в федеральные нормативы внутреннего финансового аудита (ВФА). Ключевые трансформации затрагивают три стандарта:

- «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»: администратор бюджетных средств (АБС), который обладает полномочиями главного администратора бюджетных средств (ГАБС) другого бюджета, может передать свои полномочия по внутреннему финансовому аудиту либо главному администратору бюджетных средств, ответственному за данный АБС, либо другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении указанного ГАБС.

- «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»: теперь ежегодная отчётность субъекта ВФА формируется на основе данных из аудиторских проверок, выполненных в течение отчётного периода или до момента сдачи годовой бюджетной отчётности. Также используется обновлённый реестр бюджетных рисков (за исключением проверок текущего года). Из структуры отчёта исключены сведения о структуре подчинённости субъекта ВФА и данные о штате сотрудников и реальной численности персонала.

Если субъект ВФА принял полномочия от других органов власти, он должен представить руководству общего органа власти обобщённую информацию о значимых результатах своей деятельности в каждом субъекте, передавшем полномочия. Для руководителя каждого отдельного субъекта, делегировавшего полномочия, предоставляется полная ежегодная отчётность, включающая оценку степени достижения целей внутреннего финансового аудита.

- «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчётности»: теперь руководитель субъекта ВФА обязан представлять промежуточные или предварительные итоги проведённых аудиторских мероприятий. Эти материалы предоставляются руководителям ГАБС или самих администраторов бюджетных средств, а также структурным подразделениям учреждений, которым были переданы поручения.

Это необходимо для выявления фактов, влияющих на точность и достоверность бюджетной отчётности, включая нарушения, которые нужно устранить до утверждения отчётности. Проверка полноты и достоверности информации проводится путём анализа инвентаризационных описей и актов сверки, а не бухгалтерских регистров. При этом в перечень событий, способных повлиять на качество бюджетной отчётности, больше не входит признание убытков из-за снижения стоимости активов или операций между аффилированными лицами.

Процедура передачи полномочий по ВФА включает несколько этапов:

- Решение о передаче принимается руководством административного подразделения бюджетных средств или соответствующего ГАБС на основании оценки целесообразности и достижимости целей ВФА.
- Передача согласовывается между руководителями подразделений путём оформления официального документа, протокола или договора, подтверждённого всеми заинтересованными сторонами.
- Без документального оформления решение о принятии полномочий не вступает в силу, а отказ от приёма полномочий автоматически фиксируется отсутствием оформленного решения.
- Соглашение должно содержать реквизиты сторон, период действия, основание для передачи, сканы подписанных документов и прочую необходимую информацию.
- Важно обеспечить принимающему органу доступ к информационной инфраструктуре и специализированным программам для эффективного исполнения полномочий.
- Если полномочия передаются юридическому лицу, которое не относится к категории ГАБС или АБС, и данное лицо обязано проводить внутренний финансовый контроль согласно договору, такие проверки не подлежат контролю со стороны первоначального главного администратора бюджетных средств.

Направлены эти изменения на повышение прозрачности и эффективности системы внутреннего контроля над финансовыми ресурсами государства, обеспечивают соблюдение установленных норм и стандартов бюджетного процесса. Новые правила вступили в силу с 15 июля 2025 года.