Начало XX века ознаменовало собой крах Османской империи и начало новой жизни для тех, кто остался на её осколках. Герой истории Курбан Саида - подданный Его Величества, паша и его единственный оставшийся в живых ребёнок - дочь Азиадэ. К моменту начала событий паша и Азиадэ живут в Берлине, снимая малюсенькую квартирку в бедном районе и рассчитывая большей частью на помощь брата паши. Тот живёт в Афганистане и высылает им деньги. Прошло 4 года с того дня, как они были вынуждены покинуть Родину. Азиадэ около 20 лет. Совсем молодая, очень красивая девушка, выросшая в гареме под бдительным надзором евнухов, воспитанная в строгости исламской религии, и уже носившая чадру, оказалась в совершенно чуждом ей мире. Азиадэ вольным слушателем посещает университет, изучает окружающую её действительность, грустит об утраченной Родине и не спешит растворяться в новом мире. Её отец окружает себя и её бывшими соотечественниками, ведёт разговоры о былых временах, чтит традиции и придерживается привычных правил.
И вот Азиадэ угораздило влюбиться в европейца, доктора Хасу. Ну, как европейца, какого Хасу.... Вообще-то героя зовут Александр Хасанович, его семья родом из Сараево, и он тоже мусульманин, но, что называется "свободный". Свободный от всех условностей религии, ведущий европейский образ жизни и даже отмечающий Рождество. Но именно принадлежность к исламу и старинному уважаемому роду дают ему возможность сделать Азиадэ предложение руки и сердца. И всё бы хорошо, но тут возникает одна загвоздка - Азиадэ вспоминает, что у нее вообще-то есть жених. Точнее, он был. В той, прошлой жизни. И женихом ей был ни кто-нибудь, а наследник престола той самой канувшей в небытие империи - принц. Когда-то давно император обещал её принцу в жёны. Казалось бы, всё это уже не имеет значения, очень уж изменились обстоятельства, но Азиадэ - дочь паши, настоящая турецкая принцесса "лучшей стамбульской шлифовки". Всё, что было на Родине, живёт и дышит в её душе, она не может этим пренебречь. Она пишет принцу письмо, спрашивает, нужна ли она ему в его новой жизни. Принц отвечает ей, всё, что было - тлен и Азиадэ свободна. И она выходит замуж за европейского доктора. Всё это сопровождается разговорами о святости брака, супружеская верность - священный долг. Наставления отца-паши перед свадьбой: "Ты меня не опозоришь. Но если на твою голову падет позор, то приходи ко мне, я сам убью тебя".
А приправлено всё это историей о том, что у европейского доктора уже была жена, но она бросила его и сбежала с другим мужчиной.
И вот Азиадэ предстаёт перед нами правильной восточной девочкой, свято чтящей вековые традиции и религиозные догмы, а самое главное, жёстко осуждающей ту, которая, по её мнению, оступилась. Врата ада уже развернулись перед бывшей женой её мужа! Бог покарает её! Ей ничто, и никто не поможет! Падшая, распутная женщина, её не спасти.
Ну, ок. Каждый имеет право на своё мнение.
Что происходит дальше? Бывший наследник престола, тот самый принц-жених тоже не может раствориться в новом мире, тоска по былому снедает его, он жаждет найти хотя бы кусочек старого мира, чтобы обрести покой. И вот он понимает, что кусочек его старого мира, который спасёт его, это та самая стамбульская принцесса, которая была предназначена ему и которую он отпустил. Её надо вернуть! Принц разыскал Азиадэ и позвал её, на тот момент уже замужнюю даму, за собой. И что произошло? А вот что:
— Ваше высочество, — повторила она, опустив голову. — Я ваша слуга, ваше высочество. Я пойду за вами, куда вы прикажете.
Вот так, легко и просто, даже глазом не моргнув, она забыла всё, во что верила, все свои убеждения и правила, всё, за что казнить была готова другую женщину! То есть получается, перед ней возник мужчина, показавшийся ей более интересным и более подходящим, напоминаю, что от обязательств он её освободил, и всё, прости-прощай! Все разговоры про супружескую верность и врата ада...
Или, ещё вариант. Это другой, той плохой женщине нельзя! А вот ей, Азиадэ, можно! У нее другая ситуация и обстоятельства тоже другие, смягчающие и всё объясняющие. Своя рубашка ближе к телу. Вы встречали в жизни людей, считающих себя лучше других? Тех, кто думает, что им можно то, что другим нельзя? Вот мне показалось, что я такого человека на страницах книги встретила. Ну, а дальше... Дальше Азиадэ своими руками состряпала ситуацию, которой толкнула своего мужа в объятия бывшей, сама же отправилась к принцу. Назвав при этом всё случившееся чудом господним!
По итогу все герои выглядят довольными. Но, пока я читала, мне в голову то и дело приходили эти фразы:
Не судите, да не судимы будете.
В своём глазу бревна не замечаем...
Ну, ребят, ну, честно. Если уж ты так рьяно отстаиваешь какие-то правила, будь добра и сама им следовать. А, уж если не получилось, возьми ответственность на себя и не говори, что это чудо. В противном случае это выглядит не чудом, а лицемерием. Ну, это я так... С точки зрения современного человека разворчалась. А дело-то было лет сто назад, возможно, там было больше места для чуда.
Вообще, история эта мне нравится. Я вообще люблю восточные сладости сказки. А вот поступок героини я не оценила.