25 мая, на следующий день после завершения чемпионата России, главный тренер «Спартака» продлил контракт с клубом до лета 2027 года.
Данное событие убило в корне все возможные спекуляции на тему отставки. По крайней мере, на ближайшие несколько месяцев. Однако споры относительно фигуры главного тренера продолжились.
Работе Станковича в «Спартаке» трудно дать однозначную оценку. Как по итогам сезона, так и по ходу дистанции.
Поначалу Деян подкупил откровенностью и чёткими принципами в организации процессов. Не было сомнений, что серб понимает, в какой футбол должна играть его команда:
Мы постараемся контролировать игру во всех фазах, доминировать и контролировать игру, создавать давление на соперника и быть агрессивными без мяча
«Спартак» действительно доминировал, иногда просто тотально, вжимая соперника в штрафную, стремясь завершать каждую атаку ударом. Ведя в счёте, включался другой режим: оборона в среднем блоке и быстрые вертикальные атаки.
Гармоничное сочетание организованной игры в обороне и эффективного высокого прессинга приносило результат. Первую часть чемпионата спартаковцы завершили на втором месте, отставая от лидера на два очка.
Увы, ещё до паузы всё было отнюдь не безоблачно в плане недостатков.
Неудачные тактические адаптации
К началу осени футбол Станковича в какой-то момент перестал вызывать вау-эффект. Соперники потихоньку начали изучать «Спартак», понимая его слабые стороны. Кроме того, атакующий вектор игры красно-белых не получал продолжения в виде забитых мячей – подводила реализация.
Умение управлять командой в сложных ситуациях, внося изменения в процессе игры или корректируя план под конкретного соперника, – суть работы тренера и, наверное, её главная сложность. Деян почувствовал это в полной мере.
Практически всё, что предлагал серб помимо «базы», редко давало необходимый результат. Причем, как в первом круге, так и после зимней паузы.
Эксперимент с 3-5-2 («Краснодар»). В концовках матчей у красно-белых нередко появлялся третий центральный защитник, но с первых минут – никогда. До домашней игры с «Краснодаром». Казалось, новая схема оказалась сюрпризом не для соперника, а для самих спартаковцев. Полный провал.
Гибридная модель (4-3-3 –> 4-4-2). Гарсия в роли правого вингера. Ливай смещается в центр, становясь вторым нападающим. Похожий фокус был осенью, только «сдвинутым на фланг» оказывался Угальде. И хотя Мэнни имел возможность возвращаться на свою позицию, эта роль действовала на него угнетающе.
Классические 4-4-2 с подключениями Мартинса. В качестве плана «свистать всех наверх» тренерский штаб использовал двух больших центральных нападающих. Единственным опорным оставался Умяровым. Барко и Маркиньос в роли инсайдов. Другой вариант – без Умярова: с Барко и Мартинсом в середине. Причём Крис действовал максимально близко к форвардам.
Четыре центральных полузащитника. Идея – максимально насытить середину поля. Трио Пруцев – Умяров – Мартинс + Барко, смещающийся с фланга в центр. Впервые схема испробована в концовке матча с «Ростовом», когда «Спартак» играл на удержание. Экзамен (дерби с ЦСКА) провален. «Противоядие» против «ромба» обернулось абсолютно беззубой игрой в нападении.
Относительно успешной придумкой можно считать сдвоенный фланг Маркиньос – Солари. Впрочем, здесь дело не в тактике, а в прогрессе Марки, по важности для команды сравнявшегося с Барко.
Осенью Станковича спасло возвращение к базовым настройкам. Он просто отбросил эксперименты, и футболисты снова почувствовали себя в своей тарелке. Весной всё повторилось. Только вот исправить ошибки толком не получилось.
Провалы в дебютах весной
Отличительная особенность игры «Спартака» в начале сезона – мощное начало матчей. Как будто красно-белые выходили с задачей непременно «задушить» соперника. Единственно верный подход в идейном плане: раз прессингующая команда, зачем откладывать дело в долгий ящик? Давим с первых минут и забивает.
С начала весны было заметно, что красно-белые гораздо пассивнее проводят первые минуты. Дальше – больше. Соперники начали смелеть, забирая инициативу. Переломный момент – домашний матч с Махачкалой.
Соотношение ударов «Спартака» и соперников (1 – 30 минуты)
- «Динамо» Мх: 1 – 6
- «Урал»: 8 – 0
- «Акрон»: 2 – 5
- ЦСКА: 3 – 0
- «Динамо»: 2 – 6
- «Факел»: 3 – 5
- «Динамо»: 1 – 10
Неудачные матчи или просто плохие отрезки встречались и раньше. Но такие серийные провалы – что-то новое.
Исключений почти нет. «Урал» – команда первой лиги, да ещё и вышедшая против «Спартака» не в оптимальном составе. ЦСКА осознанно отдал инициативу. Остальные предлагали агрессивное начало и, как минимум, завершали первые полчаса с равным счётом.
Эмоциональные качели
Поначалу Станкович не казался особенно вспыльчивым. Сверкал ироничной улыбкой, лишь изредка бурно реагируя на некоторые судейские решения по ходу матчей, и очень редко – на неудобные вопросы журналистов на пресс-конференциях. Однако в целом, без заметных перегибов.
Ситуация стала меняться по ходу мере накопления игровых проблем и неудачных результатов. Первый настоящий «взрыв» – в кубковом матче с «Динамо» осенью. Поединок складывался для «Спартака» тяжело. Красно-белые дважды уступали в счёте и вырвали победу только в концовке благодаря голу Виллиана Жозе. Станкович был удалён и наблюдал за камбеком своей команды из раздевалки.
Впоследствии негодование в адрес судей стали нормой не только для главного тренера «Спартака», но и для его многочисленных помощников.
По итогам сезона (чемпионат + кубок):
- Деян Станкович (главный тренер) – 10 жёлтых карточек, 3 красных карточки
- Ненад Сакич (тренер) – 4 жк, 2 кк
- Вадим Романов (тренер) – 1 жк
- Александр Мельников (тренер вратарей) – 1 жк
- Пьерлуиджи Бривио (тренер вратарей) – 1 жк
- Винченцо Сассо (аналитик) – 1 жк
- Андреа Фардоне (аналитик) – 1 жк
Уникальная история. Карточки хотя бы получали практически все представители штаба Станковича, включая аналитиков! Аргумент про неравнодушие не принимается.
«Спартак» не был в числе главных пострадавших от судейских ошибок. И даже праведный гнев в такой форме ни к чему хорошему не приводит. Нервозность тренерского штаба передаётся футболистам. А такая частота истерик может свидетельствовать о том, что эти мужчины теряют контроль не только над своими эмоциями, а над ситуацией в целом.
Кадровые вопросы
Станкович достаточно быстро определился с основой и распределил роли. Так же последовательно серб отказывался от услуг тех, кто не смог доказать свою состоятельность на поле. Однако некоторые его решения не поддавались объяснению.
В течение двух месяцев в начале сезона вне игры оставался Алексис Дуарте. Парагваец был травмирован, но после восстановления долго не проходил в состав без объяснения причин. С возвращением Дуарте на поле «Спартак» одержал в чемпионате семь побед подряд.
Привычный порядок в защите нарушила дисквалификация, а затем и травма Алексиса в игре с «Рубином». Парагваец окончательно восстановился уже к середине апреля. Однако постоянного места в составе себе не вернул. Станкович оказался так восхищен игрой Литвинова против «Зенита», что по-прежнему рассчитывал на него как основного центрального защитника.
Другая странность – позиция главного тренера по поводу Мангаша.
Он играл пятым защитником, латералем, когда выходил на позицию Маркиньоса [в матче с «Акроном» – прим.]. Именно там я его и вижу. Крайний защитник, левый латераль.
Характеристика, подразумевающая универсальность. Однако Мангаш провёл всего четыре полных матча (три – в кубке). При этом, он проявлял себя с лучшей стороны, как в обороне, так и в атаке: не испортил, не накосячил и вообще по сравнению с Рябчуком смотрелся, как минимум, не хуже. Да, выборка небольшая, но почему было не дать шанс? Тем более, Рябчук – лидер «Спартака» по количеству результативных ошибок, в том числе, голевых.
Миенте Абена – мемный персонаж. Было странно наблюдать в «Спартаке» защитника-легионера, у которого есть только «фактура» и по минимуму – всего остального. Ситуация могла быть ещё более дикой, если бы Чернов не пропустил большую часть сезона из-за травмы. Тогда Абена просто бы сидел на лавке (зачем тогда брали?), либо отнимал игровое время у Никиты (тоже дичь).
Так или иначе, суринамец продемонстрировал худший средний показатель по числу грубых ошибок в команде. И этот парень оказался в клубе по протекции главного тренера.
В многочисленных аналитических материалах по сезону 24/25 мы подчёркивали успехи. «Спартак» улучшил статистику по разным показателям: победы, набранные очки, разница забитых и пропущенных голов. Не говоря уже о всяких продвинутых цифрах.
Всего этого не хватило даже для медалей. Хотя где-то красно-белым и не повезло, неудачи в целом – закономерны.
Мы недовольны тем, как все прошло: все могло быть лучше. Мы понимаем, что должны были дать больше.
Главный итог минувшего сезона – Станкович не показал себя сильным тактиком, а это очень важный аспект при долгосрочной работе с командой.
Выезжать на скиллах своих лучших игроков возможно, если твой клуб на голову сильнее конкурентов. «Спартак», даже имя очень качественный по меркам РПЛ состав, просто один из претендентов.
Нам нужно в будущем трансформировать все это [неудачи – прим.] в нужное русло – в правильную спортивную злость, чтобы не повторять подобных ошибок.
Так звучит задача на новый сезон для команды и главного тренера. Показательно, что сформулировал её сам Станкович.